Какие темы заложены в факультатив «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма» для 8—9-х классов

- 10:03Компетентно, Школа управления

О введении в этом учебном году факультатива “Основы духовно-­нравственной культуры и патриотизма” для 8—9 классов учреждений общего среднего образования корреспонденту “Настаўніцкай газеты” рассказала один из его авторов, профессор кафедры педагогики и менеджмента образования, научный руководитель Республиканского ресурсного центра по духовно­-нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся Академии образования, доктор педагогических наук, профессор Галина Николаенко.

Масштабный проект

— Галина Ивановна, начнем с предыстории факультатива. С чего все начиналось?

— Безусловно, с соглашения о сотрудничестве между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью, с разработки программ реализации сотрудничества, с активной, в том числе инновационной, работы педагогов в этом направлении. Синодальным отделом Белорусской Православной Церкви по сотрудничеству со светскими учреждениями образования и Академией образования были совместно выработаны основные подходы к факультативному курсу. В качестве цели его проведения выдвигается содействие духовному развитию учащихся, формирование у них нравственной культуры и патриотизма на основе христианских традиций и национальных ценностей.

Содержание факультативных занятий не направлено на религиозную обрядовость. Их основополагающей особенностью является акцент на духовности и нравственности, и как высшее проявление этих качеств осмысливается патриотизм.

Факультатив появился в учреждениях образования с 2021/2022 учебного года. После активного обсуждения были введены программы и учебные пособия для 5—6 классов. В последующие годы утверждены программы и пособия для 6 (7) и 7 (8) классов. В этом учебном году факультативный курс будет проводиться также в 8—9 классах.

Фото из архива БелТА

— Судя по результатам, факультатив становится масштабным проектом.

— Факультатив, ориентированный на формирование духовности и патриотизма, — масштабный проект уже по самой своей сути. Это масштабный проект еще и потому, что предполагает охват факультативными занятиями не только среднего звена ­обучения (5—9 классов), но также начального (программы и пособия уже подготовлены) и старшего (в текущем году завершается разрабатываемая по заданию Министерства образования научная тема, результатом исследования которой станут соответствующие программы и пособия для 10—11 классов). Иными словами, у ребят будет возможность посещать факультатив “Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма” на протяжении всех лет школьного обучения.

Отмечу, что, по данным прошлого года, занятия факультатива велись в более чем 60% учреждений образования и его посещали более 25 тысяч учащихся.

Академия образования как координатор

— Кто из педагогов может вести факультатив?

— Факультатив ведут учителя истории и обществоведения, белорусского (русского) языка и литературы, педагоги социальные, заместители директора по воспитательной работе, преподаватели разных предметов — словом, все те, кто обладает стремлением и возможностями работать по предлагаемой программе и материалам. Обычно это опытные педагоги, все они имеют первую и высшую квалификационную категорию. Специальной подготовке учителей к работе по факультативу уделяется серьезное внимание. Академия образования, которая координирует и направляет эту деятельность, а также региональные институты развития образования проводят обучение педагогов в разных вариантах: на курсах, семинарах, через стажировку, работу ресурсных центров по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Для педагогов разработаны методические рекомендации. Мы уже можем говорить о несомненно повышающем профессиональный уровень деятельности педагога активном обмене лучшим опытом, его накоплении и распространении (в том числе через сеть). Но главное, что должно отличать учителя, ведущего занятия факультатива, — его собственное духовно-нравственное развитие и высокий уровень патриотизма.

— А чем обеспечен педагог и ученик на самом занятии факультатива?

— Работа базируется в первую очередь на утвержденных учебных комплексах, в создании которых участвовали почти три десятка человек (педагоги, священнослужители, методисты, ученые), относящихся к различным конфессиям. Учебные пособия для учащихся состоят из книги для чтения, рабочей тетради и иллюстрированного словаря. Параллельно с этим предоставляются методические пособия для учителя.

Перед нами стоит весьма сложная задача — содействовать формированию у нынешнего, находящегося в мире противоречий молодого поколения понятий о добре, любви, красоте, правде. И не только понятий, но и стремления к этим высоким духовным ценностям.

Сделать это возможно, лишь опираясь на традиционные духовные ценности белорусского народа, причем не только и не столько декларативно провозглашая их, сколько убеждая, показывая на примерах — исторических и современных — их непреложную истинность и важность. Здесь следует, по нашему убеждению, говорить о принципе обучающего воспитания: важно не просто знание, но и понимание, размышление, восприятие и принятие того или иного нравственного суждения, правила, установки. Факультатив проводится в контексте воспитания гражданина Республики Беларусь, и учебные материалы носят отчетливо выраженный патриотический характер. Мы стремимся научить ребят рассуждать на духовно-нравственные темы, не избегая при этом острых и злободневных вопросов, предлагая задачи нравственного содержания, дискуссии, ролевые и деловые игры. Особое внимание уделяется чтению библейской литературы, притч и других текстов духовно-нравственного содержания. Педагоги, как правило, отмечают доступность изложения в пособиях, учет психологии и интересов учащихся, привлекательность оформления книг, которые содержат многочисленные иллюстрации, связанные с изучаемым материалом. Это в большинстве своем репродукции картин белорусских художников, что стало возможным благодаря нашему сотрудничеству с Национальным художественным музеем. Для предлагаемых пособий разработан современный методический аппарат, включены QR-коды, дающие возможность прослушивания музыки, выразительного чтения, просмотра видеофрагментов, фильмов, работы с интерактивной картой, проведения виртуальных экскурсий. Учитываются связи с историей, белорусской и русской литературой, музыкой, живописью. Особое внимание — осознанному чтению текстов духовно-нравственного содержания. Конечно же, возможности учебной книги расширяются инициативой педагогов. Например, на проходившем 23 августа этого года в Академии образования круглом столе, посвященном воспитанию молодого поколения на основе традиционных духовно-нравственных ценностей белорусского народа, его участниками была представлена целая россыпь различных видов заданий и разработок, связанных с преподаванием факультатива, в том числе разработанный в гимназии № 8 имени И.В.Козлова Жлобина электронный блокнот. Хотелось бы отметить и еще одну важную особенность внедрения факультатива — реализуемую академией и региональными институтами обратную связь, непосредственную работу с педагогами авторского коллектива, Синодального отдела Белорусской Православной Церкви по взаимодействию со светскими учреждениями образования.

Красота души

— Расскажите о темах, заложенных в факультатив для 8—9 классов?

Программа для 8 (9) класса продолжает и завершает начатое в 7 (8) классе рассмотрение ключевого понятия красоты доб­родетели. В программу включены такие темы, как “Скромность, смирение, кротость”, “Милосердие, сострадание”, “Служение, мужество” (на каждую из них отведено по 6 часов), “Доброта” (5 часов), по 4 часа предусмотрено на темы “Совесть, раскаяние”, “Честность, правдолюбие”. Кроме того, в 8—9 классах продолжается рассмотрение сквозной для всего факультативного курса темы “Духовное краеведение. Почитание святых и святынь родной земли. Сохранение и приумножение духовного наследия как выражение любви к Родине”. На данной ступени в материалах пособия все глубже раскрываются такие важные понятия, как красота родной земли, ее природы, красота человеческой души, слова, поступка, прослеживается связь с историей Беларуси, обществоведением, белорусской и русской литературами. Попутно отмечу, что факультатив, как и другие такого рода занятия, не предполагает выставления отметок обучающимся. Оценивание носит не количественный, а качественный характер, когда предметом внимания педагога становится степень нравственного, духовного роста школьника, ее проявление в жизни.

Фото из архива редакции

— Какие слова подобрать, какие чувства проявить, как вдохновить и наполнить эмоциями учащегося, чтобы воспитать в нем высокие духовные качества? Например, как объяснить, что такое жалость, сострадание, милосердие?

Это действительно непросто. И требуется целая система заданий, направленных на восприятие, понимание, сопереживание, умение проявлять эти чувства. Выполняя предлагаемые задания, ребята смогут поразмышлять о смысле жалости и о том, почему сочувствие называют высшей формой человеческого существования, осознать значимость милосердия евангельских притч и величие милосердия Иисуса Христа, оценить благодатную силу милосердного служения святых. Учащиеся узнают о народном милосердии и сострадании к страждущим, возможностях воспитания милосердия, вновь убедятся в традиционных для белорусского народа милосердии и сострадании. Материалы пособия позволяют понять, как проявляются истинное милосердие и сострадание, осознать благородную миссию сестер милосердия, их героизм и самоотверженность в военные годы, а также узнать о разных формах благотворительности и о том, как распространяется благотворительность в Беларуси. Мы считаем очень важным для подрастающего человека осознать, что сочувствие, милосердие, благотворительность — это тяжелый труд, жертвенность, отдача самого себя ради поддержки другого, но это и мера нашей человечности. И здесь, конечно, не обойтись без красноречивых примеров: и солдата, который кормит голодную девочку, и юных сестер милосердия, отдававших жизнь ради спасения раненых, и белорусских женщин, помогавших военнопленным, и тех, кто, совершив жертвенные поступки, носит звание праведников мира… Милосердие и сострадание никогда не иссякнут на белорусской земле. Свидетельство тому волонтерское движение БРСМ “Доброе сердце”, Белорусского Красного Креста, Мингорисполкома “С добрым сердцем в каждый дом”, волонтерское движение студентов, работа поисково-спасательного отряда “Ангел”, акции милосердия церковнослужителей. Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси, провозглашая христианские истины и призывая к их воплощению, отметил, что добро, милосердие, сострадание, любовь к ближнему, помощь всем тем, кто в этом нуждается, есть слагаемые этой сложной формулы жизни.

Задача на все времена

— В чем, по вашему мнению, заключается значимость факультатива “Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма”?

— Воспитание духовности и патриотизма подрастающего поколения можно считать основной задачей воспитания во все времена. Сейчас потребность в духовно-нравственном и патриотическом воспитании существенно возрастает, становится насущным требованием реальности. И опора такого воспитания, его скрепа, фундамент, основа — традиционные духовные ценности белорусского народа. Факультативные занятия именно такой направленности призваны стать центром духовной жизни образовательного учреждения. Они должны побуждать наших ребят к нравственному поведению, нравственному совершенствованию, нравственному поступку, формируя подлинного гражданина нашей страны.

Алла КЛЮЙКО