Когда мотивация усыновления деструктивна — тема февральского номера газеты «Домой!»

- 17:13Газета "Домой!", Новости

Вышел в свет февральский номер газеты “Домой!”.

Усыновление — сложный и многогранный процесс, требующий глубокого понимания собственных мотивов и стремлений. Несмотря на очевидные позитивные намерения, мотивация усыновления может быть деструктивной и приводить к непредсказуемым последствиям как для усыновителей, так и для усыновленных детей.

Однозначно ответить на вопрос, готов или не готов кандидат для выполнения роли замещающего родителя в отношении ребенка с особой жизненной историей, невозможно. На эффективность выполнения этой роли влияет большое количество факторов, как внутренних, так и внешних. Задача специалиста, который осуществляет оценку готовности граждан к выполнению роли замещающих родителей, состоит в том, чтобы выявить, какие ресурсы и риски имеет кандидат и как будет проходить процесс вхождения (адаптации) ребенка в его семью. Выявление рисков и ресурсов позволяет, с одной стороны, увидеть потенциал и готовность семьи, а с другой — предотвратить кризисные ситуации в семье.

Марина Юречко, педагог-психолог Волковысского районного социально-педагогического центра, пишет: “На первых встречах обучения кандидатов в усыновители к выполнению родительской роли я как педагог-психолог неоднократно сталкиваюсь с фразой: “А зачем так много действий: психологическая диагностика, занятия программы подготовки, сбор необходимых документов, ожидание? Мы же уже готовы принять ребенка в семью”. В такие моменты я понимаю, что побуждение к действию есть, а осознанность этого побуждения недостаточная. Дополнительно такой вывод зачастую подтверждается результатами психологической диагностики кандидатов”.

Ожидания кандидатов в усыновители действительно зачастую значительно отличаются от реальности. Рисуемый ими в фантазиях образ ребенка и безоблачного счастья оказывается совсем не таким.

Принятие ребенка — это очень эмоциональный процесс, это мечты и ожидания, это страхи и сомнения. И процесс интеграции ребенка в семью может оказаться противоречивым и длительным, так как, пережив психологическую травму или нестабильные жизненные обстоятельства, ребенок может проявлять сопротивление к новым семейным правилам, имеющиеся у него взгляды и поведение, сформированные условиями, в которых он рос, могут вступать в конфликт с нормами усыновляющей семьи. Непонимание этого и неверные ожидания приводят к разочарованию как родителей, так и детей.

Екатерина Скридлевская, педагог-психолог социально-педагогического центра Поставского района, считает, что одним из самых главных заблуждений кандидатов в усыновители является уверенность в том, что любви к ребенку будет достаточно: “Важно понять: ребенок приносит с собой в семью уникальный опыт и историю, которые требуют чуткого подхода и времени, а процесс установления доверительных отношений — терпения и последовательности. Успех вхождения ребенка в семью зависит от родителей, их готовности учиться, понимать и поддерживать ребенка, а также от их осознания, что за каждым проявлением поведения ребенка стоит целая история”.

Анна Четвергова, заведующий сектором Гродненского районного социально-педагогического центра, акцентирует внимание, что мероприятия в работе с кандидатами в усыновители должны быть направлены на повышение их осведомленности о процессе усыновления и о вызовах, связанных с ним: “Это поможет усыновителям осознать реальные условия и требования, предотвратить романтизированные представления об усыновлении. Важно обучить кандидатов техникам эффективного, поддерживающего общения с ребенком, а также навыкам эмпатии и понимания эмоциональных потребностей ребенка, особенностям травмы, которую может переживать ребенок, что даст кандидатам понимание, как справляться с потенциальными проблемами и реагировать на поведение ребенка”.

Как пример понимания роли удочерителя — социальный педагог средней школы № 1 Ветки Мария Котоликова. Мария Николаевна до этого много лет работала в Ветковской гимназии. Именно там впервые увидела восьмилетнюю Софию, которая запала в душу с первого взгляда.

Мария Николаевна не опустила руки, зная, что дочери поставлен неутешительный диагноз — умственная отсталость. Ответственно и стойко к этому подошла. И старания дали результат: вначале был снят первоначальный диагноз, который заменили на трудности в обучении, а теперь остался в прошлом и он.

Родитель-воспитатель детского дома семейного типа Валентина Стаховец из Жлобина, будучи многодетной мамой, усыновила семерых детей и помогла еще 22 своим воспитанникам получить статус усыновленных.

Не все приемные родители понимают ее в стремлении найти усыновителей для воспитанников. Но то, насколько ответственно и внимательно Валентина Владимировна подходит к каждому усыновлению, можно понять по историям, которыми она поделилась. В каждой — бесценный опыт работы с кандидатами и детьми, дельные советы для тех, кто уже усыновил или еще планирует усыновить ребенка.

На первой полосе — шестилетняя Арина. Девочке нужна любящая семья, которая поведет ее в сентябре в 1 класс и будет поддержкой по жизни.

Тема следующего номера — “Мой ребенок особенный! Как развить способности и талант ребенка”. Ждем ваших писем!

Ольга БАРТАЛЕВИЧ,
главный редактор газеты