«Для нас астрономия — это не сухие формулы, а живой, дышащий мир, полный красоты и тайн». Заведующий Минским планетарием Александр Микулич рассказал корреспонденту «Настаўніцкай газеты», как минским школьникам удается делать реальные научные открытия, почему телескоп — это машина времени и сколько нужно потратить времени, чтобы родилась одна яркая звездная фотография.

Прикоснуться к космосу
— Александр Валерьевич, признаюсь, поводом заглянуть на этот раз в Минский планетарий стала новость о первом в Беларуси конкурсе астрофотографии «АстраПогляд». Как возникла идея его проведения и смогут ли принять участие в состязании школьники?
— В нашей стране достаточно любителей астрономии, которые уже давно и серьезно занимаются съемкой космоса. Мы видим, сколько красивых снимков они делают, и решили: пора дать этому увлечению официальную площадку. Работы уже поступают, прием продлится по 30 ноября. Лучшие из них представим на выставке в планетарии. Конечно, ждем участия и от школьников. Для них создали отдельную номинацию — «Молодые таланты». Мы понимаем, что у ребят не всегда есть мощные телескопы и дорогие камеры. Но здесь важна не только техническая безупречность, но и идея, творческий взгляд. Приятно отметить, что астрофотографии от учащихся уже поступают, пусть они и не самого высокого качества, но сделаны с огромным энтузиазмом.

— Столичным школьникам, увлеченным астрономией, повезло: у них есть планетарий, который можно смело считать образовательным центром. Именно здесь под вашим руководством создан астрономический клуб «Аш-Ню». Какой научно-исследовательской работой занимаются его участники?
— Двери клуба открыты для старшеклассников, молодежи и даже для любителей астрономии преклонного возраста. Учителя минских школ и гимназий приводят к нам заинтересованных ребят, чаще всего учащихся физико-математических классов. Я выступаю скорее как наставник: консультирую, направляю, предоставляю свою астробеседку, которую построил во дворе собственного дома, и оборудование планетария. Темы разные: от теоретических до сугубо практических. Сейчас, например, фотографируем покрытие звезд Луной для определения географических координат места наблюдения.
— Ваша главная миссия как педагога и наставника?
— Не у каждой школы есть телескоп. Я хочу, чтобы у любого ребенка был шанс посмотреть в окуляр, увидеть своими глазами кольца Сатурна или кратеры на Луне, и, возможно, загореться этим на всю жизнь. Чтобы дети поняли, что наука — это не скучные параграфы в учебнике, а живой, захватывающий процесс открытий. И судя по нашим ребятам, у нас это получается. Признаюсь, их не так много, как хотелось бы. Надеюсь, что благодаря таким проектам, как «АстраПогляд», звездных энтузиастов в Беларуси станет больше. Ведь космос — это не где-то далеко. Он здесь, над нами, и он ждет своих первооткрывателей.

Охотники за астероидами и ловцы метеоров
— Приведите, пожалуйста, примеры самых ярких работ учащихся.
— Таких много, и каждая по-своему уникальна. Одна из них — поиск микрометеоритов на крышах минских домов. Представьте, мы собираем на плоских крышах осадочный материал, то бишь грязь. Потом со школьниками ее очищаем, отбираем магнитную фракцию — ведь в метеоритах есть железо. И под микроскопом восьмиклассница Ульяна Глушанко нашла крошечную, меньше миллиметра, частичку из космоса. Это был восторг! Она забрала ее себе как ценную реликвию.
Один из самых амбициозных проектов — участие школьников в международной программе IASC. Ребята бесплатно регистрируются, к ним на компьютер приходят настоящие снимки с крупных телескопов, например, с Гавайев. Задача: с помощью специального ПО найти на этих кадрах движущийся объект — астероид. Представляете, школьник, сидя в Минске, может за месяц открыть новый астероид! Это не игра: данные отправляются в Международный астрономический союз. В 2017 г. в рамках такого проекта был открыт нашумевший межзвездный астероид Оумуамуа.
Также сотрудничаем с Белорусской метеорной сетью, участники которой установили большое количество специальных камер по всей республике (сейчас их 15). Ежедневно в автоматическом режиме камеры записывают данные. Мы с ребятами также установили свои три камеры. Школьники снимают данные с камер, обрабатывают информацию, фиксируют метеоры, вычисляют их траектории и орбиты. Благодаря такой сети был найден метеорит в Смолевичах. А еще наши ребята поучаствовали в открытии нового малого метеорного потока, который зарегистрировал Международный астрономический союз! С этой работой школьники побеждали на республиканских и международных конкурсах.
В прошлом году повторили знаменитый эксперимент датского ученого Оле Рёмера, который в XVII веке впервые измерил скорость света, наблюдая за спутником Юпитера Ио. Мы решили получить более точные данные благодаря современным телескопам. Ребята успешно справились, и результат получился не хуже, чем у Рёмера. Такое повторение научных экспериментов бесценно — оно позволяет прочувствовать всю цепочку открытия от начала до конца.
Машина времени в астробеседке

Луна
— Чем вас лично привлекает астрономия?
— Это мое хобби еще из детства, которое переросло в серьезное увлечение этой прекрасной наукой. В 2013 г. я построил собственную мини-обсерваторию и назвал ее астробеседкой. В ней провожу десятки часов свободного времени. Постоянно стремлюсь к совершенствованию: то улучшить технику, то освоить новый метод обработки. Мой фотоархив очень разнообразный, снимки публикуются в Сети на специальном ресурсе по разделам: «Луна», «Солнце», «Планеты»…
— Как рождается астрофотография? Это ведь не просто «навел и щелкнул»?
— Этот процесс далек от портретной съемки, напоминает марафон. Чтобы сделать снимок далекой туманности, нужно потратить десятки часов на съемку, потом несколько часов на обработку кадра в специальной программе. С планетами другая история. Мы снимаем не на длинной выдержке, а записываем видеоролики по несколько минут. Потом в специальной программе отбираем самые четкие кадры, где атмосфера не исказила изображение, и совмещаем их. Так рождается резкий, детализированный портрет Юпитера или Сатурна.
— Какой объект для вас самый завораживающий?
— Сейчас я сконцентрирован на планетах Солнечной системы. Это не статичные картинки! На Юпитере бушуют штормы, которые можно наблюдать в реальном времени. Сатурн разворачивается к нам ребром, и его кольца почти исчезают — удивительное явление, которое хочется запечатлеть и объяснить ребятам. В январе этого года наблюдал противостояние Марса: его диск был огромным, и можно было разглядеть детали поверхности. Это невероятное чувство — видеть динамику, живой космос.
— И он такой же яркий, как на снимках с «Хаббла»?
— Нет, объекты далекого космоса в окуляр чаще всего выглядят черно-белыми. А знаменитые красочные снимки — это результат долгой обработки. Телескопы вроде «Хаббла» собирают свет через разные фильтры, и потом каждый химический элемент «раскрашивается» в свой цвет. Еще один интересный момент: любой телескоп — это машина времени. Свет от космических объектов идет до нас так долго, что мы видим их прошлое. Солнце видим таким, каким оно было 8 минут назад, а на далекие галактики смотрим как на миллионы, а то и на миллиарды лет в прошлое.

Солнце в Н-alfa
Портал в космическое пространство
Еще одной точкой притяжения юных астрономов, помимо планетария, является вышеупомянутая астробеседка. Это источник не только знаний, но и вдохновения, и очень ярких впечатлений во время наблюдений.

— Одни из самых крутых объектов для наблюдения в городе — Сатурн и Юпитер. На днях наблюдали за тенью спутника Юпитера Ио, которая проходила по самой планете. Кажется, точечка на диске, а это тень от гигантского тела за миллионы километров от тебя! Всегда приносит удовольствие наблюдать рассеянное скопление «Стрекоза» — оно действительно похоже по очертаниям на это насекомое. Помимо туманности Ориона мы увидели туманность «Голубой снежок», которая имеет голубой оттенок, — поделилась учащаяся 11-го класса столичной гимназии № 41 имени Серебряного В.Х., участница олимпиадного движения по астрономии София Мазуркевич.
По словам старшеклассницы, астрономия дает осознание грандиозности мира:
— Смотреть в звездное небо, понимать, какие там гигантские структуры, какие сложные непостижимые процессы происходят, — это не может не завораживать.
В будущем София планирует получить физико-инженерную специальность, чтобы создавать космические аппараты и инструменты. И, конечно, мечтает о собственном телескопе, чтобы делать впечатляющие астрофотографии.
Алексей Андрусевич также учится в 11-м классе столичной гимназии № 41. На изучение астрономии его вдохновили книги Стивена Хокинга. Для него Космос — это и красота, и наука.

— Это ведь здорово — открывать что-то новое не только для себя, но и для большого количества людей, например, из чего состоит комета. Благодаря наблюдениям осознавать, что где-то там есть просторы с огромным количеством невероятных вещей. Тот же ураган на Юпитере, который бушует на планете сотни лет. Размером он с нашу Землю, а выглядит как большое красноватое пятно. Мы наблюдали его в астробеседке, — рассказывает Алексей.
Юноша также является участником олимпиадного движения по астрономии. Кроме того, он вовлечен в научно-исследовательский проект Минского планетария.
— Я участвую в обработке данных с камер, которые следят за метеорами по всей Беларуси. Моя задача — вначале найти на видео метеоры, отделить мусор: вспышки молнии, блики, свет от фар автомобиля. Дальше с помощью дифракционной решетки определить химический состав метеоритов. Это можно сделать, зная длину волны. А это в свою очередь дает возможность узнать, из каких элементов состоял родительский объект, от которого откололся камушек, — отметил гимназист.

P.S. И пока в Минском планетарии и в астробеседке занимаются увлеченные школьники, в чьих глазах горит искра интереса к звездному небу, пока первый в стране конкурс «АстраПогляд» собирает сотни астрофотографий, а в мастерской планетария ребята дорабатывают телескопы, чтобы заглянуть в глубины Вселенной, есть уверенность, что среди них обязательно найдутся будущие инженеры, исследователи и авторы громких научных достижений.
Марина ЖДАНОВА
Фото из архивов редакции и собеседников








