«Мировое кафе», или Как за чашкой кофе повысить профессиональную активность педагогов

- 13:25Образование, Портфолио

“Активные методы методического сопровождения педагогов” — такую тему было решено предложить для очередного районного методического объединения заместителей заведующего по основной деятельности. Одним из изученных эффективных методов стало “Мировое кафе” (World cafe) — метод сфокусированного неформального обсуждения.

Зачастую при организации методического сопровождения педагогов я наблюдала определенную систему: 2/3 — это активные педагоги, которые не только принимают участие в подготовке заседаний районных методических объединений или других мероприятий методического характера, но и проектируют полученные знания и навыки на педагогов своего учреждения; и 1/3 педагогов, которые являются пассивными слушателями, пессимистами, не проявляющими активной позиции в методической работе с педагогами своего учреждения образования.

С помощью метода “Мировое кафе” можно за короткий промежуток времени получить не только высококачественный, эффективный, инновационный и более быстрый результат, но и сам процесс работы направить на мотивацию участников, сформировать позитивный опыт совместной деятельности и конструктивного диалога, преодолеть нежелание работать совместно. Он позволяет совместить приятное с полезным, перенести уютную атмосферу кофеен в серьезные аудитории и сделать обсуждение креативным и продуктивным. Каждый участник вовлекается в открытый, непринужденный разговор на равных.

Во время работы World cafe можно разработать идеи для новой стратегии; исследовать причины проблемных ситуаций и найти решения по важным вопросам; сформировать коллективный опыт и обменяться им; принять нестандартные решения; спланировать мероприятия, проекты; подвести итоги проекта, конференции, обучения, учебного года.

«Мировое кафе» появилось в прошлом веке. У директора предприятия возникла необходимость собраться для решения срочных задач в выходной день. До офиса были далеко. Решили собраться в близлежащем кафе. Неформальный вариант обсуждения за чашечкой кофе оказался намного плодотворнее, результаты превзошли ожидания.

Для грамотной организации “мирового кафе” необходимо отработать алгоритм действий и ответить на следующие вопросы.

     1. Зачем нам это нужно?

Перед началом непосредственной подготовки ведущий должен четко представлять себе ответы на следующие вопросы. Какой вопрос хотелось бы заявить для рассмотрения и исследования? Сколько будет участников? Как долго можно проводить обсуждение? Сколько аспектов предполагаемой проблемы хотелось бы обсудить? Какие из них будут наиболее важными, какие будут стимулировать креативность? Что представляется наиболее желаемым результатом обсуждения? Кто сможет быть “хозяином” столика? (Активный, умеющий организовать и мотивировать на работу педагогов, поощрять инициативу, регулировать конфликтные ситуации, не критиковать, не навязывать свое мнение. Играя эту роль, не обязательно знать правильные ответы, но необходимо знать, как их искать, и уметь подвести сотрудников к оптимальному решению. “Хозяин” должен быть способен указать направление и способ эффективных действий во время группового обсуждения.)

     2. Как создать атмосферу?

Оформить приглашения для участников с указанием темы, которая будет обсуждаться. Необходимо подчеркнуть, что это будет именно исследование проблемы (вопроса), а не обсуждение в формате “проблема — решение”. Важно продумать оформление помещения (бумажные скатерти, музыкальное сопровождение, имитация кофейни, кофе, уютная, доброжелательная атмосфера). Гостям “кафе” должно быть комфортно, они должны высказываться без опаски. Следует также уделить внимание мотивации на активную работу, подчеркнуть ценность мнения и опыта каждого.

     3. Как правильно спросить?

Составить список вопросов. Это ключевой этап подготовки. Необходимо подготовить вопросы, которые помогут вспомнить нужную информацию, запустят процесс генерации идей, повысят групповую энергетику, простимулируют обсуждение и помогут учесть все нюансы. Например, о чем нам важно помнить? Это все, что необходимо для данного вопроса? Кто еще может нам помочь? Что позволило вам успешно выполнить задачу? Что надо улучшить в следующий раз?

   4. Как правильно обсуждать? Проведение “кафе”.

Распределить участников на группы, объяснить правила работы “кафе”, назначить “хозяина” стола, разработать правила кофейного этикета.

На экран выводятся правила этикета: фокусируйтесь на самом важном (оставайтесь в рамках контекста, помните о цели мероприятия, выделите для себя ключевые вопросы для обсуждения, не уходите от заявленной тематики); не сидите в сторонке (делитесь своими идеями и размышлениями, интересной информацией); говорите то, что думаете, и от всего сердца; слушайте, для лучшего понимания (умение слышать окружающих — один из важнейших факторов успеха World cafe. Синергия коллективного мышления включается, когда каждый стремится не только высказаться, но и услышать, понять точку зрения, возможно, кардинально отличающуюся от своей. Это позволяет проявиться информации, которую сложно получить в беседе один на один, сделать явными скрытые знания в коллективе. Прислушивайтесь как к привычным идеям, так и к неожиданным); используйте обмен разными точками зрения (возможность переходить от стола к столу, привносить свежий взгляд, иное восприятие очень ценна. Это позволяет увидеть новые возможности и неожиданные решения, получить инсайты, почувствовать себя частью команды, важной составляющей общего успеха); соединяйте идеи в единое целое; делайте заметки, творите на скатертях — здесь это можно и нужно; получайте удовольствие от процесса; делитесь коллективными открытиями (важно представить их наглядно и визуально понятно).

Когда педагоги впервые посещают “мировое кафе”, они знакомятся с памяткой, в которой поэтапно прописана организация работы. Обычно количество участников составляет не менее 12—15 человек. Рассаживаются они, как это и бывает в обычных кафе, по трое-четверо за столик. При этом один человек становится “хозяином” за столом, остальные — его “гостями”. Для решения проблемы в малой группе есть бумажные скатерти и маркеры, все идеи фиксируются в любой форме — запись, рисунок, диаграмма. У каждой команды свой цвет маркера. Все предложения выносятся за чашечкой кофе (чая).

Через небольшой отрезок времени “гости” со своей чашечкой кофе отправляются к следующему столику, где они выступают “посланцами новых идей”. “Хозяин” же остается на месте и вводит новых пришедших к нему “гостей” в курс дела: презентует основные соображения, рассмотренные до этого. Работа продолжается с учетом всего, что разработали предыдущие “гости”. “Путешествуя по столикам”, участники излагают свою точку зрения, идеи, замыслы по каждому обсуждаемому вопросу. Каждый новый раунд дает возможность принять участие в обсуждении всех поднятых вопросов.

Проводится несколько (минимум 3) раундов-бесед с переходом за разные столики. Каждый раунд (“вопрос одного столика”) обычно длится от 5 до 15 минут (количество столиков должно быть не более трех).

На последнем раунде все возвращаются за свой столик, обобщаются идеи, которые “хозяин” стола презентует всем участникам “мирового кафе” (устраивается “вернисаж бумажных скатертей” — результаты всех участников вывешивают для всеобщего ознакомления и обсуждения). Возможны и другие варианты (многие “кафе” готовят новостную газету или памятку с описанием результатов работы спустя несколько дней после первоначальной встречи). Организатором “кафе” даются пояснения, если у коллег возникают вопросы.

    5. Как подытожить обсуждение?

По окончании последнего раунда проводится общее обсуждение наработанных идей. Для этого необходимо дать возможность высказаться каждому столику относительно своей первоначальной идеи и ее результата. После этого можно задать всей группе (всем участникам) следующие вопросы: если бы в нашем “мировом кафе” было возможно только одно высказывание, то каким бы оно было? Что можно считать самым глубоким смыслом, если такой вопрос рассмотреть в качестве результата обсуждения? Что мы узнали в результате прошедшего обсуждения?

Используя в системе методической работы метод “Мировое кафе”, можно достигнуть таких важных целей, как стимулирование интереса и мотивации к самообразованию; повышение уровня активности и самостоятельности; развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности; развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии. Главное — подобрать “золотой ключик” к каждому педагогу.

Предлагаем вашему вниманию сценарий диалоговой площадки “Кадровые ресурсы: проблемы, их причины и пути решения”, организованной в рамках Республиканского совета руководителей учреждений дошкольного образования 25 апреля 2024 года.

Елена КИЗИЦКАЯ,
методист Центра научно-методического обеспечения образования
Молодечненского района