Мнения участников Послания Президента белорусскому народу и парламенту

- 10:37Актуально, Новости

Приводим мнения участников Послания Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию.

Александр Жук, ректор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка:

— Послание Президента белорусскому народу и Национальному собранию, как всегда, было насыщенным, интересным и эмоциональным.

Без внимания не остались и вопросы образования. Президент подчерк­нул, что наше образование должно быть устремленным в будущее и формировать работника нового типа — грамотного, гибкого, инициативного, готового жить и трудиться в открытом информационном обществе.

Александр Лукашенко отметил, что в Беларуси созданы все условия для получения фундаментального и прикладного образования по самому широкому спектру специальностей. Поэтому в нашу страну едут в том числе и за знаниями. 

Важнейший акцент в Послании был сделан на патриотическом воспитании. Тронули слова Президента о том, что воспитать патриотов могут только патрио­ты, что особенно важно при подготовке педагогов, которые в дальнейшем придут в школы и будут обучать и воспитывать молодых граждан нашей страны. От того, какая гражданская и патриотическая позиция будет сформирована у будущего педагога, во многом зависит в будущем гражданственность и патриотизм всего народа, духовный и нравственный облик нации. Поэтому великая ответственность воспитателей, школьных учителей, преподавателей учреждений высшего образования за гражданско-патриотическое воспитание и сохранение традиционных ценностей белорусского народа. На приоритетное решение этих задач нацелена деятельность нашего университета.

 

Наталия Бушная, директор столичной гимназии № 1 имени Ф.Скорины:

— Яркое Послание Президента Республики Беларусь белорусскому народу и На­циональному собранию не оставило меня равнодушной. Мощное, сильное и очень конкретное!

Как всегда, под впечатлением от предельной искренности нашего Президента. Поэтому и казалось, что глава государства разговаривает не со всей страной, а с каждым из нас лично. И каждый наверняка задавал себе вопрос: какова мера моей личной ответственности за судьбу страны в наше очень непростое время? Всё ли я сделал в своей семье, на своем рабочем месте для укреп­ления ее безопасности?

В Послании красной нитью проходит мысль о том, что для сохранения и укрепления суверенитета страны и ее безопасности необходимо единение всех слоев общества. Аналитики, полагаю, подсчитают, сколько раз наш Президент произнес в своей речи слово “мир”. Действительно, мир в семье и на улице, согласие белорусов, независимость нашей страны — это ключевые слова Послания. Какова же роль тех, кто дает образование молодому поколению, сегодня, в период мирового переформатирования?

Крылатое выражение из советского прошлого “кадры реша­ют всё” не потеряло своей актуальности и сегодня. Правда, в наши дни мы вкладываем тот же смысл, когда подчеркиваем значимость человеческих ресурсов каждой организации. И в этом отношении ярко прозвучал важный посыл о том, что воспитать патриота может только тот, кто сам является патриотом. А патрио­тизм педагога начинается, как известно, с уважения к своей профессии и к себе в профессии, преданности идеалам Отечества, тем ценностям, которые в свое время передали нам наши наставники.

Мы не раз подчеркивали, что в век информационных технологий воспитательная составляющая образования выходит на передний план. Роль и влияние педагога на все слои общества в том, чтобы не допустить раскола общества, укрепить его единство, сложно переоценить. Ведь педагог ежедневно общается не только с учащимися, но и с их родителями, бабушками, дедушками. Учреждение образования всегда было и остается центром единения усилий всех субъектов воспитания. Семья, как известно, является первичной и важнейшей формой социализации человека. Именно в семье происходит приобщение взрослеющей личности к общечеловеческим ценностям, к культуре общения. Мир и созидание должны царить не только на наших улицах и в трудовых коллективах. Мир, созидание и поддержка — это та атмосфера, которая должна окружать ребенка в семье. Однако сегодня семья испытывает неоднозначное влияние со стороны различных внешних факторов глобализирующегося мира. Опыт показывает, что число семей, которые нуждаются в психолого-педагогической помощи, не становится меньше. Мы хорошо понимаем, к каким негативным последствиям могут привести различные системы ценностей, различные критерии оценки допустимого и порицаемого у педагогов и родителей. Наши дети не должны попадать в “ножницы” противоположных оценок добра и зла. Поэтому сегодня в каждой школе действуют родительские университеты, родительские клубы, которые призваны помогать родителям в формировании их психолого-педагогических компетенций. Укрепление института семьи на основе устойчивых нравственных ценностей, позволяющих молодому поколению вырабатывать и реализовывать свои жизненные планы на родной Земле, — один из важнейших посылов, прозвучавших из уст Президента. Это налагает особую ответственность на педагога, ответственность перед личностью, нашим обществом и государством.

Глава государства определил для нас важную задачу — задачу воспитания молодого поколения на национальных ценностях белорусского народа в уважении к нашей истории, культуре, традициям и современным достижениям, формирования ответственности за свою жизнь, судьбу своей семьи и своего Отечества. А решать эту задачу нужно в единстве семьи, дошкольного учреждения, школы, университета, трудового коллектива.

 

Руслан Смірноў, начальнік галоўнага ўпраўлення адукацыі Гомельскага аблвыканкама:

— У Пасланні беларускаму народу і Нацыянальнаму сходу Аляксандр Лукашэнка адзначыў важнасць выхаваўчага элемента ў адукацыі: “Патрыёта можа выхаваць толькі патрыёт”. Цалкам згодны: настаўнік, які прыхо­дзіць у школу, павінен не толькі лю­біць сваю прафесію, але і разу­мець важнасць фарміравання каштоўнасных арыенціраў у сваіх вучняў.

Для мяне блізкія словы Аляксандра Рыгоравіча пра тое, што ў дзіцячых садах, школах, сярэдніх спецыяльных і вышэйшых навучальных установах фарміруецца духоўнае і маральнае аблічча нацыі. Каласальная адказнасць ляжыць на плячах выхавальнікаў, школьных настаўнікаў, выкладчыкаў УВА — захаванне пераемнасці нашых традыцыйных каштоўнасцей. Сапраўды, развіццё любой дзяржавы, у тым ліку і нашай краіны, звязана з фарміраваннем у падрастаючага пакалення грамадзянскасці і патрыятызму, духоўна-маральных каштоўнасцей, якія адлюс­троўваюць сутнасць беларускай дзяржаўнасці.

Сёння задача сістэмы адукацыі выразна вызначана ў Праграме патрыятычнага выхавання, Канцэпцыі і Праграме бесперапыннага выхавання дзяцей і навучэнскай моладзі. Гэтая работа на Гомельшчыне праводзіцца з усімі ўдзельнікамі адукацыйнага працэсу. Асаблівая ўвага ўдзяляецца ролі класных кіраўнікоў і куратараў вучэбных груп. Тых, хто непасрэдна працуе з дзецьмі і бацькамі. У нашай вобласці праводзіцца шмат мерапрыемстваў на гэтую важную тэму. Асаб­ліва я ўдзячны абласным і раённым пракуратурам за актыўную работу з дзецьмі па асвятленні тэмы генацыду беларускага народа ў гады Вялікай Айчыннай вайны. Мы сталі больш выкарыстоўваць патэнцыял музейнай педагогікі. Нашы дзеці пастаянна бываюць на мемарыяльных комплексах Гомельшчыны: “Чырвоны Бераг” у Жлобінскім раёне, “Ала” ў Светлагорскім раёне, “Партызанская крынічка” пад Гомелем. Зараз пачата рэканструкцыя ў Калінкавіцкім раёне, дзе знахо­дзіцца адзін са знакавых мема­рыялаў Беларусі па захаванні гістарычнай памяці — Азарыцкі лагер смерці. Між тым цяпер стаіць задача не проста павялічыць коль­касць удзельнікаў экскурсій, але і рабіць любы выезд школьнікаў важнай выхаваўчай па­дзеяй з папярэдняй падрыхтоўкай і наступным абмеркаваннем. Трэба адзначыць, што ў аб’яднанні па інта­рэсах, клубы гісторыка-краязнаўчай накіраванасці на Гомельшчыне ўцягнута больш як 2,5 тысячы дзяцей. На базе ўстаноў адукацыі адкрыты 22 профільныя класы патрыятычнай накіраванасці і 35 класаў такіх ведамстваў, як МНС, МУС, Мінабароны, Дзяржаўныя пагранічны і мытны камітэты, Следчы камітэт. Працуюць 119 аб’яднанняў па інтарэсах ваенна-патрыятычнага профілю. Будзем і далей развіваць аздараўленчыя лагеры абаронна-спартыўнай накіраванасці. У іх мы актыўна прыцягваем юнакоў і дзяўчат, якія стаяць на прафілактычных уліках. Вопыт паказвае, што пасля заканчэння змены гэтыя дзеці становяцца сапраўды іншымі. У штатны расклад 437 школ і 40 прафесійных кале­джаў уключана пасада кіраўніка па ваенна-патрыятычным выхаванні. Пры падрыхтоўцы гэтых спецыялістаў мы спадзяёмся на дапамогу ваенна-транспартнага факультэта БелДУТ і Гомельскага дзяржаўнага медыцынскага ўніверсітэта. На пляцоўцы БелДУТ плануем арганізаваць правядзенне ўнутранай абласной алімпіяды па ваенна-патрыятычным выхаванні для навучэнцаў Гомельшчыны. Гэтая работа прынясе двайную карысць: папулярызацыя ваенна-патрыя­тычнага кірунку і прафесійная арыентацыя моладзі.

Якія б формы патрыятычнай работы з дзецьмі ні праводзіліся, галоўным заўсёды застаецца педагог: класны кіраўнік, куратар групы, настаўнік-прадметнік. Менавіта таму, што патрыёта можа выха­ваць толькі патрыёт. Таму самай галоўнай сёння лічым задачу сур’ёзнай ідэалагічнай работы з педагагічнымі калектывамі. Настаўнік, які прыходзіць у школу, абавязаны займацца фарміраваннем каштоўнасных арыенціраў у сваіх вучняў. Формула “настаўнік = патрыёт” павінна працаваць.

Фото с выступления Президента – БелТА