Мотивация и демотивация: что делать?

- 17:20Образование, Портфолио

Сейчас много говорят о необходимости поддержания мотивации у учащихся. А как же педагоги? Если у них нет увлеченности и желания достигать результата, откуда же эти чувства возьмутся у обучающихся.

Огромное количество детей, проходящих через тебя ежедневно, необъятные объемы изучаемого материала, которые просто невозможно охватить, и ощущение полного погружения в этот поток школьной жизни — все это заставляет постоянно пересматривать подходы к работе.

На сегодняшний день в образовательных учреждениях распространена практика наставничества с начинающими педагогами. Однако в современных динамичных условиях должна развиваться и такая практика наставничества, которая охватывает не только молодых педагогов, но и опытных. Наставничество — это в первую очередь сотрудничество и взаимодействие. Во-вторых, наставничество направлено на повышение профессионализма в любой сфере практической деятельности и обмен опытом, что является одной из эффективных форм профессионального обучения с обратной связью и способствующей взаиморазвитию.

Три года назад созрела необходимость организовать летнюю школу для учителей английского языка, чтобы помочь педагогам пересмотреть свои взгляды, узнать что-то новое и необычное либо посмотреть на старое с другой стороны. Школа проводится с целью совершенствования профессиональной компетентности учителей английского языка. Самый главный фактор достижения цели — заинтересованность педагогов. Педагогам следует задуматься над рядом вопросов. В первую очередь, что надо сделать самому учителю для повышения собственной мотивации. А в летней школе мы разбираемся, каким образом сохранить оптимистичный настрой. 

Летняя школа за ограниченный временной интервал предоставляет ценные знания, педагоги делятся опытом работы, и содержание деятельности позволяет проводить работу по повышению профессионального уровня, так как школа способствует рефлексии профессиональной деятельности каждого участника, развивает стремление к сотрудничеству между педагогами. В рамках школы проводились: тематический семинар “Реализация современных подходов к языковому образованию в рамках учебного предмета “Английский язык”; мастер-классы “Эффективные приемы и методы организации коммуникативного взаимодействия на уроках английского языка, способствующие формированию читательской грамотности учащихся”, “Интерактивные технологии в образовательном процессе по английскому языку”, “Активизация речевой деятельности на уроках английского языка как средство повышения мотивации обучающихся: методико-практические материалы из опыта работы учителя английского языка”, “Цифровой портфель современного учителя иностранного языка”, “Формирование учебно-познавательной компетенции у учащихся на уроках английского языка через использование метода интеллект-карт на III ступени общего среднего образования”; практические занятия “Проек­тирование и организация образовательного процесса на основе требований компетентностного подхода”, “Создание ситуации успеха на уроках английского языка”, “Приобретение обучающимися опыта рефлексивной деятельности в процессе формирования ключевых компетенций на уроках английского языка”.

Участники ознакомились не только с современными педагогическими технологиями, эффективными практиками, но и овладели психологией общения. Интересен был формат творческого обмена: молодые педагоги демонстрировали и обучали опытных коллег работе с цифровым оборудованием, а опытные творческие педагоги, признанные мастера, показывали интересные приемы, методы, помогали в преодолении трудностей.

В работе школы принимали участие учителя-методисты Ольга Васильевна Лукша (Браслав) и Наталья Алексеевна Молодечкина (Верхнедвинск), учителя высшей категории Юлия Владимировна Иванова (Витебск) и Юлия Александровна Ракель (Поставы).

Вариантов профессионального роста педагогов большое количество, важно, чтобы педагоги чувствовали потребность в росте профессионального мастерства. Проведение таких мероприятий, как летняя школа, способствует формированию позитивного сотрудничества педагогов, формированию потребности в непрерывном образовании. При организации такой методической работы мы поддерживаем педагогов, формируем индивидуальный стиль педагогической деятельности, активную позицию и повышаем престиж педагогической профессии.

Ирина ПРИЗБА,
учитель-методист, учитель английского языка средней школы № 3 Витебска
имени Л.Н.Белицкого, организатор летней школы