На родной земле

- 9:59Суботняя планёрка, Суразмоўца, Суразмоўца

В учреждениях образования Пинского района заняты 1885 работников, в том числе 960 педагогов. О тонкостях работы в сельском образовании, закрепляемости кадров и важности профильного образования — разговор с начальником отдела образования Пинского райисполкома Виктором Гавриловичем. 

– К новому учебному году ждем 38 молодых специалистов. Радует закрепляемость кадров — не ниже 80 процентов, то есть очень многие педагоги остаются в районе после двух обязательных лет отработки. Но и текучесть кад­ров, что скрывать, тоже есть, это специфика нашей территории — Пинск-то совсем рядом… Один наставник меня даже обидел, вслух произнеся: “Такая у вас доля, учить нас, создавать условия для роста, а мы от вас будем уходить в город…” Но, объективно говоря, это нормальный процесс в рамках общей миграции населения. От нас — в Пинск, из Пинска — в Минск… Мое искреннее сожаление в том, что население нашего прекрасного района сокращается. При этом в самом районном центре сегодня идет очень активное строительство жилья для многодетных, варианты предлагают и нашему району, и соседним Столинскому и Ивановскому…

Когда только приступал к работе, председатель райисполкома поставил вполне конкретную задачу — вернуть в наши школы тех детей, кто живет в районе, в пригороде, но учится в городских школах. Или по меньшей мере приостановить процесс. Сделали аналитику, посчитали тех сельчан, кто выбирает городское образование, получилось около 600. Провели анкетирование родителей. Позже собрали директоров приграничных с районом учреждений образования, разработали так называемую дорожную карту. Проводили виртуальные экскурсии по школам, размещали их на сайте, опыт школ тиражировали, и пресса нам была в помощь… Определенный эффект есть, и начало работе положено, и мы, конечно же, будем ее продолжать. Но есть камень преткновения — язык обучения. У нас во всех школах, кроме двух — в Логишине и в агрогородке, обучение проходит на белорусском языке. Когда проводили анализ, выяснили: наш район по обучению — самый белорусскоязычный по всей области. Учебники на белорусском языке, классный журнал, совещания, педсоветы, родительские собрания — таксама на мове… У некоторых родителей есть железный аргумент, который оспорить сложно: а куда после окончания школы идти их ребенку? Много ли где учат на белорусском языке?  

Система образования Пинского района — это 34 учреждения общего среднего образования (24 средние школы, 6 базовых школ, 1 начальная школа, 3 учебно-педагогических комплекса), 27 учреждений дошкольного образования, 2 учреждения дополнительного образования детей и молодежи, центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, Молотковичская вспомогательная школа-интернат, социально-педагогический центр, районный учебно-методический кабинет, оздоровительный лагерь “Поречье”.

Одномоментно, согласитесь, ситуацию в такой тонкой сфере менять нельзя, нужен вдумчивый, аккуратный подход. Если ребенок три года проучился на белорусском — вряд ли нужно вмешиваться, но при поступлении в первый класс начали учитывать пожелания родителей… Почему так важен количественный прирост школьников? Ответ прост: есть нормы подушного финансирования, а с уменьшением числа учеников мы просто перестаем укладываться в них. И если раньше дефицит средств компенсировала область, пусть и с трудом, в последний год, увы, этого не произошло. 

Нет школы — нет села

— Виктор Викторович, но при этом, насколько мне известно, район за последнее время не закрыл ни одного учреждения образования!

— Это так. Последнее учреждение образования, которое уходило под процесс оптимизации в Пинском районе, датировано 2018 годом. И здесь надо отдать должное руководству района — в безусловной социальной направленности проводимой политики. Опасения и тревоги о закрытии наш председатель райисполкома развеял еще в позапрошлом году на встрече с педагогической общественностью. И это придало педагогам уверенности в завтрашнем дне. Понимаете, нет школы — нет села… Хотя порой улыбку вызывает число детей в некоторых школах (средняя наполняемость по классу по району — 11 человек), но — держимся. 

— В прошлом учебном году в школах Пинского района профессионально готовили ребят по шести профессиям: тракторист-машинист сельскохозяйственного про­изводства, овощевод, швея, столяр, исполнитель художественно-оформительских работ и официант. Как лично вы оцениваете нужность такой подготовки?

— Сначала две цифры: в рамках учебного предмета “Трудовое обучение” мы выдали 146 свидетельств установленного образца. Больше остальных, 93 — по специальности “Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства”. 

В жизни, в сфере образования в том числе, всё циклично. С 2003 года, когда только-только пришел в район выпускником брестского университета, сама необходимость в школах УПК под сомнение ставилась не раз. Помню, как закрывали, как продавали здания, потом переосмысливали… А что плохого в том, что дети в школе получают профессии? Да, не заоблачные, весьма приземленные. К слову, в последнее время к нам стали час­то обращаться за подтверждающим документом, что когда-то человек получил у нас профессию… Я не даром сделал акцент на 93 свидетельствах, полученных в прошлом году по профессии тракториста-машиниста. Она у нас с советских времен — базовая, мы содержим 4 точки УПК. Агропромышленному комплексу района нужны рабочие руки, и наше практико-ориентированное обучение решает эту задачу. Группы профессиональной направленности на получение сельскохозяйственных специальностей у нас есть на базе Плещицкой и Ставокской средних школ.   

Воспитательный момент

— Уж август на календаре, а в отпуске начальник отдела, судя по всему, не был… Педсовет традиционно соберете на базе Оснежицкого дома культуры?

— Что до отпуска, это понятие для руководителя условное. На 69 образовательных учреждений района — всего 4 человека в отделе, нагрузка на каждого колоссальная…   

На педсовете — и да, он пройдет в Оснежицком — традиционно будем говорить о специфике сельского образования, направленного на профориентационную работу, проанализируем “перезагруженную” работу в части патриотического воспитания. И сделаем акцент на главном воспитательном моменте. Человек, получив образование, должен возвращаться на родную землю. А родная земля должна его ждать… 

Екатерина ДУБИНСКАЯ.
Фото автора.