На территории храма Преображения Господня состоялось открытие аллеи утраченных храмов по проекту, разработанному нашими учащимися.

В ходе реализации проекта “Бацькоўскі край, наш край дзівосны” школьники посетили все православные храмы Светлогорщины и узнали, что на территории некоторых деревень ранее существовали церкви, но были разрушены. У ребят возникла идея провести исследование истории храмов, чтобы сохранить и передать эти сведения будущему поколению.
Изучив административно-территориальное деление и выяснив, что территория современного Светлогорского района в начале ХХ века была в составе Бобруйского уезда Минской губернии, учащиеся приступили к поиску информации о церквях и приходах Минской епархии.
На протяжении года велась кропотливая работа. Возникали трудности, связанные с изменением названий населенных пунктов. В историко-документальной хронике “Память” есть информация о том, что в селе Евтушкевичи, состоящем в 3-м благочинническом округе Речицкого уезда, расположенном при реке Ипе и при почтовой дороге между Речицей и Мозырем, находилась Рождество-Богородичная церковь. Сегодня на этом месте — деревня Просвет, которая до 1926 года числилась как село Евтушкевичи.
В 19 километрах на юго-запад от Светлогорска находится деревня Славань. По письменным источникам деревня известна с XVI века. В описании церквей и приходов Минской епархии имеются следующие сведения: село Славин находится в 3-м благочинническом округе Речицкого уезда. Сохраняются развалины старой церкви, при которой находится приходское кладбище. Когда именно была построена та церковь, неизвестно, а только из церковных документов видно, что оная уже в 1803 году была ветхая и богослужение в ней не совершалось. Новую Николаевскую церковь построили в Славани в 1853 году на средства прихожан.
В 35 километрах на юг от Светлогорска — деревня Чкалово. По письменным источникам она известна как село Какуевичи с XVIII века. Оно было во владении Потоцких, а затем — Мосальских. С 1791 года в селе действовала Рождество-Богородичная церковь. В историко-статистическом описании Минской епархии, составленном в 1864 году архимандритом Николаем, говорится, что церковь села Какуевичи деревянная. К числу благотворителей этой церкви принадлежат князья Сангушки. В церковном архиве метрические книги хранились с 1814 года. Приписных церквей в приходе не было. Для богослужения прихожане посещали церкви соседних сел.
Бедность церковных архивов не позволяет более точно установить годы основания некоторых церквей. В сохранившихся документах часто говорится о том, что время строительства церквей неизвестно, также упоминается о ветхости строений. Поэтому можно предположить, что церкви в границах современного Светлогорского района имеют более древнюю историю.
По документам удалось установить большинство имен священников, служивших во второй половине XIX — начале XX века.
Учащиеся по крупицам собирали сведения об 12 утраченных храмах Светлогорского района. Систематизировали все собранное. Ребята разработали таблички, на которых размещена титульная информация о храме (его название и место прежнего нахождения). Каждая табличка снабжена QR-кодом, с помощью которого через приложение в смартфоне можно ознакомиться с фактами об исчезнувшей святыне. Успешную реализацию проекта поддержал благочинный Светлогорского округа, настоятель храма Преображения Господня, протоиерей Александр Кисель.
Осенью рядом с каждой табличкой ребята планируют посадить молодые яблоньки, а на местах утерянных храмов установить памятные знаки.
Алеся ЛЕТЯГО,
учитель истории и обществоведения
Печищанской средней школы
Светлогорского района





