На тренировке важно учитывать характер, настроение и моральное состояние ребенка, уверен тренер из Крупок

- 15:20Журнал "Спорт time", Новости

Общий тренерский стаж Владимира и Ильи Вороновичей — отца и сына — более полувека. Результат их работы — плеяда известных на всю страну легкоатлетов из Крупок.

Илья Воронович 12 лет тренирует детей в Крупской ДЮСШ. В спортивную педагогику пришел вслед за отцом Владимиром Вороновичем, который тренирует юных легкоатлетов уже более 40 лет. Для своего сына Воронович-старший много лет оставался главным тренером, а сегодня они коллеги и, как отшучивается Илья Владимирович, у них семейный подряд.

Путь на беговую дорожку

Увлечение спортом для маленького Ильи началось в 5 лет с занятий спортивной гимнастикой, а в 8 он усиленно занялся легкой атлетикой. Первым его успехом через год стала победа на национальном фестивале бега «Языльская десятка».

Фото: “Крупскі веснік”

Отец, пожалуй, всегда был моим главным и самым строгим тренером. Он изначально планировал направить меня в спортивную сферу. Как спортсмен-легкоатлет сам со мной постоянно бегал. Я никогда не отказывался тренироваться. Спорт мне всегда нравился, — делится детскими воспоминаниями Илья Воронович. — Отец долгие годы совмещал учительство и тренерскую работу в ДЮСШ, а последних лет 10 полностью посвятил себя работе тренером. Среди его воспитанников — успешные белорусские спортсмены: участник 3 летних Олимпийских игр — в Пекине, Лондоне и Рио-де-Жанейро — Денис Симанович, а также серебряный призер чемпионата Европы среди юниоров в метании копья Илья Мишин. В настоящее время в состав национальной сборной команды по легкой атлетике входит еще один воспитанник Владимира Алексеевича — Максим Костюкевич.

Не менее важную роль в жизни нашего героя сыграла мама Татьяна Воронович, педагог начальных классов, которая долгое время работала директором районной турбазы.

В непростые моменты, когда сложно было найти общий язык с отцом либо просто были необходимы совет и поддержка, она оказывалась рядом, поддерживала меня в любом начинании и старалась найти компромиссное решение. Если отец всегда был требовательным тренером, то мама — лучшим другом. Им она остается и по сей день, — добавляет Илья Владимирович.

Оканчивая базовую школу и имея за плечами победу в первенстве страны, Илья Воронович продолжил учебу в Минском государственном областном училище олимпийского резерва. Был неоднократным победителем и призером республиканских соревнований в юношеском спорте: беге с препятствиями на 2 000, 1 500 м, эстафете 4×400 м. Стал кандидатом в мастера спорта, а затем продолжил учиться в Республиканском училище олимпийского резерва, где получил тренерскую специальность. Увы, с профессиональным спортом ему пришлось попрощаться из-за полученной травмы спины и последующей долгой реабилитации.

Из спортсменов — в тренеры

Когда пришлось всерьез раздумывать о тренерской работе, Илья Воронович начал изучать анатомию, физиологию, интересоваться биохимией, биомеханикой. Госэкзамены сдал на десятки. Получив диплом тренера по легкой атлетике, заочно продолжил обучение в БГПУ, где осваивал специальность «Менеджмент в туризме». Параллельно в 2010 году начал работать тренером в Крупской ДЮСШ.

Тренерское мастерство приходит с опытом. Имея хорошую теоретическую базу, первых 5 лет ты вырабатываешь некую свою методику, ищешь подходы к детям, учишься эффективно дозировать нагрузку. Каждый воспитанник — это личность, к которой нужен индивидуальный подход. Легкая атлетика — достаточно тяжелый вид спорта, и нагрузку детскому растущему организму нужно повышать постепенно, аккуратно, чтобы не травмировать спортсмена и не отбить охоту к спорту. У всех детей разные природные способности. На тренировке важно учитывать характер, настроение и моральное состояние ребенка, поэтому одно и то же задание всем не дашь, — рассказывает Илья Владимирович, как на практике постигал азы тренерской работы.

Задача первого тренера, по мнению моего собеседника, — суметь найти того самого талантливого спортсмена, укрепить его всесторонне и функционально, развить заложенные в нем задатки и передать в высшее спортивное звено. При этом важно еще вырастить человека: привить чувство патриотизма, ответственности, уважительное отношение к старшим.

Сегодня у тренера-легкоатлета более 2 десятков подопечных 9–17 лет. Среди них есть новички и воспитанники учебно-тренировочных групп, которые занимаются в ДЮСШ более 3 лет. Группы разновозрастные, так как ребята объединяются не по возрасту, а по уровню подготовки. Некоторые ведь приходят в легкую атлетику только в 10–12 лет.

Еще при первом общении с ребенком педагог смотрит, как тот разговаривает, мыслит. Он уверен, что спортсмен должен быть развит не только физически, но и интеллектуально, поэтому всегда настраивает подопечных при довольно сложном спортивном режиме находить достаточно времени на подготовку уроков. Те прислушиваются, и средний балл аттестата у юных легкоатлетов не ниже 8.

Как становятся спортсменами

Воспитанники попадают в секцию по легкой атлетике по-разному. Зачастую новички 7–8 лет приходят по объявлению или совету школьных учителей физкультуры. Некоторых тренер отбирает во время посещения уроков физкультуры в начальных классах, когда сдаются нормативы. Ребят постарше частенько подмечает на районных спортивных мероприятиях, в которых задействован в судейской коллегии.

Когда школьники бегут кросс, сразу видно, какие качества у них преобладают. Есть дети скоростные, выносливые, взрывные. Первые хороши для коротких дистанций, вторые благодаря своей «тягучести» лучше проявляют себя на средних и длинных расстояниях. А если ребенок взрывной, то есть умеет максимально резко ускоряться, то, проработав выносливость, он может стать хорошим спринтером либо попробовать себя в разных видах метания, — объясняет Илья Владимирович. — Большую роль играет физиологическая предрасположенность. Бег — циклический вид спорта, и важно, насколько правильно в этом цикле протекают химические процессы в мышцах, как быстро они закисляются и восстанавливаются.

Так, среди воспитанников моего собеседника 3 года назад оказалась 11-классница Инесса Кондратенко. Придя в секцию в 8-м классе, она уже через год продемонстрировала первые результаты, выиграв первенство области. Кстати, тогда Илья Воронович заметил в девочке хорошую базовую выносливость. А пообщавшись, понял, что перед ним — человек с характером, который видит цель и не видит препятствий.

— Спортом я никогда усиленно не занималась, лишь немного играла в волейбол, зато посещала музыкальные занятия и художественную студию. Когда однажды прибежала к финишу 4-й на районном кроссе, ко мне подошел Илья Владимирович и предложил записаться в секцию. Я сначала отказалась, но уже через 2 недели пришла тренироваться и впоследствии ничуть не пожалела, так как обрела много друзей, а вскоре у меня стало неплохо получаться, — так вспоминает Инесса свое знакомство с наставником и увлечение бегом.

Сегодня девушка учится в Республиканском училище олимпийского резерва. Благодаря победе в спартакиаде детско-юношеских спортивных школ Беларуси по легкой атлетике и двум 3-м местам на республиканских соревнованиях «Олимпийские дни молодежи» у нее есть все шансы попасть в национальную сборную страны.

В прошлом учебном году 4 воспитанника Ильи Вороновича — Артем Шевелев, Инесса Кондратенко, Анастасия Иванова, Станислав Кухоренко — стали призерами республиканских первенств по легкой атлетике. Им назначена именная стипендия от Крупского райисполкома, которая выплачивается каждый месяц в течение года.

У Артема Шевелева, окончившего школу с золотой медалью, по словам тренера, хорошо развиты силовые и скоростные качества, поэтому наибольший результат он демонстрирует на коротких дистанциях — 60, 100, 200, 400 м. Юноша выполнил 1-й взрослый разряд в беге на 60 м, стал бронзовым призером республиканских соревнований «Олимпийские дни молодежи» в эстафете 4х100 м. В этом году он поступил в БНТУ и продолжает тренироваться в МГЦОР «Атлет».

А попал в легкую атлетику парень из дзюдо, которым занимался 7 лет. Любопытно, что заметил его Илья Воронович давно, когда Артем, учась в 4-м классе, участвовал в республиканских соревнованиях «300 талантов для Королевы». Только тогда предложение попробовать себя в беге мальчик не принял, продолжил заниматься дзюдо.

— Тренировки дзюдоистов и легкоатлетов проходили по соседству, я за ними наблюдал давно. Бывало, участвовал в районных лекгоатлетических пробегах и соревнованиях. Решил сменить дзюдо на бег 4 года назад, когда возникло непонимание с тренером по дзюдо, — говорит Артем. — Накопленный спортивный опыт пригодился. Единоборства достаточно взрывной спорт, учит максимально и быстро мобилизовать все силы.

Подготовка — процесс непрерывный

Легкая атлетика, как считает Илья Воронович, многосторонний вид спорта, в котором практически каждый может найти себе место. Так, крупному мальчику необязательно бегать, он может попробовать свои силы в различных видах метаний. Впрочем, вначале, когда дети только приступают к тренировкам, идет комплексная подготовка и новички пробуют себя во всех видах легкой атлетики. Даже если видно, что у ребенка преобладает выносливость, а значит, наверняка он будет хорош в беге на средние и длинные дистанции, спортсмен занимается барьерным бегом, толканием ядра, прыжками в длину, коротким бегом и т.д. Таким образом организм развивается всесторонне.

На начальном этапе подготовки дети тренируются 3 раза в неделю по 1,5 часа. Дальше — больше. У старших ребят — воспитанников учебно-тренировочных групп 4-го года обучения — 6 тренировок в неделю по 2,5 часа, так как идет подготовка к серьезным соревнованиям. В холодное время года легкоатлеты бегают в ветрозащитных костюмах на улице. Последних года 4 благодаря поддержке управления образования у спортсменов появилась возможность выезжать и тренироваться в Минске в РЦОП по легкой атлетике. Зимой, когда идет подготовка к выступлениям в манеже, важно чувствовать покрытие, выполняя скоростно-беговые задания.

Говоря о своих учениках, Илья Владимирович каждого старается выделить. Так, я узнала, что Алексей Хацкевич, который начал заниматься в 1-м классе и тренируется уже 4-й год, является призером проекта “300 талантов для Королевы”, где занял 2-е место в барьерном беге. Последних 3 года парень становится финалистом этого республиканского проекта. Людмила Петрович специализируется в спортивной ходьбе и на первенстве области на дистанции 3 000 м была 2-й. Настя Гришакова стала победителем и неоднократным призером областных соревнований в беге на 1 500 и 3 000 м и в следующем году собирается поступать в Минское областное училище олимпийского резерва с целью дальнейшего спортивного совершенствования на более высоком уровне.

Владимир Воронович в 1987 году стал инициатором проведения районной эстафеты в честь 10-летия первого полета космонавта Владимира Коваленка, уроженца Крупского района. Легкоатлетическая эстафета проходила по 32-километровому маршруту: д. Белое (родина космонавта) — г. п. Крупки. Программа соревнований сегодня включает в себя индивидуальные забеги для различных возрастных категорий.

Отвечая на вопросы, приходится ли советоваться с отцом по вопросам наставничества, как происходит личностный тренерский рост, Илья Владимирович отмечает, что многое почерпнул из методики отца, ориентируясь на свой опыт тренировок под его руководством: кроссовая подготовка, горная подготовка, бег по пересеченной местности, общефизическая подготовка, горный бег с прыжковой работой.

Тренер, который останавливается в развитии, перестает учиться, сдает свои позиции. Систему подготовки все время нужно корректировать, — убежден Воронович-младший. — Что-то я черпаю из методики работы заслуженного тренера Беларуси Игоря Захаревича, у которого мне посчастливилось тренироваться. У него система подготовки строится больше на силовом блоке упражнений. Это приседы, полуприседы с весом в сочетании с беговой нагрузкой. Я это использую в работе с подростками. В ход идут небольшие камни, гантели, резиновые эспандеры. Тренируя ребят, я сам постоянно учусь и расту. На занятиях с детьми поддерживаю физическую форму, на соревнованиях учусь чему-то у других тренеров. Не менее 4 раз в год Белорусская федерация легкой атлетики проводит обучающие семинары для тренерского состава. К тому же на больших республиканских форумах можно посетить узконаправленные семинары, посвященные, скажем, выносливости, восстановлению, фармакологическому обеспечению и т. д. В федерацию всегда можно обратиться за советом, тренеры открыты к общению. Здесь одна легкоатлетическая семья, где все друг за друга горой.

Марина КУНЯВСКАЯ
Фото автора