На занятиях физвоспитания в садике № 12 Барановичей царят оптимизм и спортивный задор

- 14:17Журнал "Спорт time", Новости

Оптимизм и спортивный задор царят на занятиях у руководителя физического воспитания детского сада № 12 Барановичей Анжелики Михаляк.

Но это совсем не означает, что здесь есть место хаосу и неразберихе. Анжелика Андрисовна постоянно планирует четкую последовательность действий, поэтому дети всегда знают, какую позицию занять.

В арсенале у педагога — разные формы работы. Их вариативность повышает интерес детей к физической активности.

— Если это учебно-тренировочные занятия, то они проводятся с целью совершенствования двигательных навыков и развития физических качеств (выносливости, силы, быстроты). Такие занятия имеют определенную структуру и направлены на повторение и отработку движений, поэтому чередую виды нагрузки и даю детям возможность восстанавливаться между упражнениями, — отмечает Анжелика Михаляк.

В детском саду № 12 Барановичей организованы разные формы физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика, занятия по образовательной области «Физическая культура», индивидуально-дифференцированные занятия с детьми, подвижные игры и физические упражнения на свежем воздухе, физкультурный досуг, физкультурные праздники и дни здоровья, налажена совместная физкультурно-оздоровительная работа учреждения и семьи.

Особое место у педагога занимают сюжетные занятия. Это неудивительно, ведь дети обожают игры, особенно когда они с ярким и доступным для понимания сюжетом, с интересными и посильными заданиями.

Тематические занятия проводятся с целью формирования знаний о различных явлениях и объектах окружающего мира через физическую активность.

— Такого плана занятия провожу на абсолютно разные темы: «Если только захочу, на ракете полечу», «Собери урожай», «Мы спортсмены», «Гульні дзетак-беларусаў». Они позволяют воздействовать на весь комплекс двигательных способностей, закреплять полученные умения и навыки в быстро изменяющихся условиях игровой деятельности. Интегрирую элементы познавательной деятельности и обсуждаю темы с детьми, — продолжает педагог.

А если занятия комплексные, то есть смысл включать разные виды физической активности и образовательных задач, например, использовать разминку с элементами ритмической гимнастики, подвижные игры, игры-эстафеты, упражнения на развитие силы, быстроты, гибкости, ловкости. Главное — комбинировать упражнения таким образом, чтобы они не перегружали детей.

Отдельным блоком стоят занятия с элементами туризма, которые развивают выносливость, ориентацию в пространстве и навыки коллективного взаимодействия. Дети до сих пор вспоминают занятия «Собирается в поход весь наш маленький народ». А все потому, что Анжелика Андрисовна сумела создать для своих подопечных хоть и условные, но очень реалистичные препятствия: переход через реку, поднятие на гору, поиск ориентиров, отдых на привале.

Нравятся детям и занятия с использованием нетрадиционных видов гимнастики, где присутствуют элементы йоги, игровой стретчинг, фитбол-гимнастика, дыхательные упражнения, которые благотворно влияют на укрепление мышц спины, брюшного пресса, способствуют оптимальному распределению нагрузки.

— Такие занятия помогают укреплению сердечно-сосудистой системы, суставно-связочного аппарата, формированию правильной осанки, развитию гибкости, координации, а также совершенствованию творческого воображения, — уточняет руководитель физического воспитания.

Детские тренажеры вызывают особый восторг. Пока мы наблюдали за довольной детворой, в голове много раз прокрутили спортивные возможности в своем детстве. Это теперь педагог с гордостью отмечает, что использование велотренажеров, балансиров, шведской стенки, гантелей способствует укреплению опорно-двигательного аппарата и развитию выносливости. В нашем детстве были другие подходы.

— Периодически использую комплексные (интегрированные) занятия, на которых решаются задачи из разных областей учебной программы дошкольного образования: эколого-физического, нравственно-физического, умственного и физического развития ребенка.

Комплексные занятия проводятся по типу учебно-тренировочных, но совместно с воспитателем детского сада и другими педагогическими работниками, — обращает внимание руководитель физического воспитания.

На этих занятиях широко используются презентации для повышения мотивации. По мнению педагога, уместно использование инфографики (схемы, графики), карт с заданиями, на которых изображены начальная точка маршрута, промежуточная и конечная (такой подход увлекает маленьких воспитанников, а еще в игровой форме приучает разделять задачи на более мелкие и помогает эффективно с ними справляться), интеллект-карт (запоминать новую информацию в рисунках намного проще), скрайбинга (визуализация с помощью кратких тезисов и простых рисунков), картосхем (по ним дети выполняют задания самостоятельно и последовательно), кроссенса.

В этом случае Анжелика Андрисовна позволяет детям самим определять виды физической активности. Что они выбирают? Игру в футбол, например, или броски в цель. С большой охотой выполняют упражнения с гимнастическими палками, очень любят командные эстафеты и танцевальные движения под музыку, спортивные мини-квесты.

Отдельно стоит отметить, что педагог ведет большую работу по внедрению в образовательный процесс национальных подвижных игр. Специально к нашему приезду Анжелика Михаляк вместе со своими воспитанниками подготовила выступление, где дети показали, что успели освоить. Особенно нас впечатлило солнце, где каждый ребенок был лучиком.

По мнению педагога, современные подходы с новым спортивным инвентарем и традиционно белорусские подвижные игры позволяют не только развивать физические качества детей, но и снижают напряжение, повышают эмоциональный комфорт.

Ольга ДУБОВСКАЯ
Фото Олега ИГНАТОВИЧА