Ольга Рыбаключева — о научно-методическом обеспечении: типичных несоответствиях и их профилактике

- 10:06Компетентно, Образование

Обязанностями, возложенными Кодексом Республики Беларусь об образовании на учреждения образования при осуществлении образовательной деятельности, являются разработка и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения соответствующего образования, его совершенствование (подпункт 4.2 пункта 4 статьи 19 Кодекса об образовании).

Ольга РЫБАКЛЮЧЕВА, директор Департамента контроля качества образования Министерства образования

Основными целями научно-методического обеспечения образования являются обеспечение получения образования и повышение качества образования.

Согласно пункту 1 статьи 162 Кодекса об образовании научно-методическое обес­печение общего среднего образования включает в себя, если иное не установлено настоящим кодексом:

  • учебно-программную документацию образовательных программ;
  • программно-планирующую документацию воспитания;
  • учебно-методическую документацию;
  • учебные и иные издания;
  • контрольно-измерительные мате­риалы;
  • информационно-аналитические материалы;
  • методические указания по разработке учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования.

Учебно-программная документация образовательных программ и программно-планирующая документация воспитания являются обязательными для применения учреждениями образования при реа­лизации соответствующих образовательных программ, программ воспитания (пункт 4 статьи 86 Кодекса об образовании).

Обратите внимание! Типичными несоответствиями научно-методического обеспечения общего среднего образования в части учебно-программной документации являются следующие:

  • учебный план не согласован с учре­дителем учреждения образования;
  • учебный план учреждения образования разработан с превышением максимально допустимой недельной учебной нагрузки для учащихся (при пятидневной учебной неделе).

Важно обратить внимание руководителей учреждений общего среднего образования, что необходимость согласования учебного плана учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, с учредителем учреждения образования пре­дусмотрена частью первой пункта 4 статьи 163 Кодекса об образовании.

ВАЖНО!

Законом Республики Беларусь от 5 де­кабря 2024 года № 46-З “Об изменении кодексов по вопросам образования” с 1 сентября 2025 года внесен ряд изменений в Кодекс об образовании, в том числе изменения в статью 163 “Учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования”:

  • пункт 4 дополнен новой частью, устанавливающей порядок разработки учебного плана учреждениями общего среднего образования, в которых созданы классы совместного обучения и воспитания:

“Учреждения общего среднего образования, в которых созданы классы совместного обучения и воспитания, при разработке соответствующего учебного плана определяют перечень обязательных для изучения учебных предметов, модулей по классам и количество учебных часов в неделю на их изучение на основе типового учебного плана средней школы, а также количество учебных часов на проведение коррекционных занятий в соответствии с учебными планами специальных школ, специальных школ-интернатов, кроме учебного плана первого отделения спе­циальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, учебного плана второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью”;

  • учебная программа по учебному предмету, модулю, факультативным занятиям не будет относиться к техническим нормативным правовым актам (пункты 8 и 9). Однако данное изменение не повлияет на необходимость их обязательного применения учреждениями образования при реализации соответствующих образовательных программ, поскольку такая обязанность установлена пунктом 4 статьи 86 Кодекса об образовании.

Требования к допустимой недельной учебной нагрузке для учащихся определены приложением 16 к специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 года № 525, и установлены применительно к каждому классу — с 1-го по 11-й.

Максимальный допустимый объем учебной нагрузки в неделю определяется суммой учебных часов обязательной учебной нагрузки (государственный компонент), в том числе при изучении на повышенном уровне учебных предметов, модулей, с учетом часов для факультативных занятий.

Факультативное занятие “Час здоровья и спорта” не включается в максимальный допустимый объем учебной нагрузки в неделю.

При организации факультативных занятий музыкальной, хореографической, художественной и театральной направленности максимальный допустимый объем учебной нагрузки на одного учащегося в неделю может быть увеличен во 2—4 классах на 2 учебных часа, в 5—11-х — на 3 учебных часа.

Для совершенствования научно-методического обеспечения общего среднего образования, организации взаимодействия с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования, респуб­ликанскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами и учреждениями образования могут создаваться учебно-методические объединения в сфере общего среднего образования соответственно на республиканском, областном (города Минска) и (или) районном уровнях и (или) в учреждениях образования.

Учебно-методические объединения в сфере общего среднего образования (далее — УМО) могут создаваться по видам образовательных программ общего среднего образования, учебному предмету, предметной области соответствующей образовательной программы (образовательных программ) общего среднего образования.

Обратите внимание! Типичными несоответствиями в этой части являются следующие:

  • планы работы УМО учреждения образования не согласовываются с методическим или педагогическим (в случае отсутствия методического совета) советом учреждения общего среднего образования, что предусмотрено абзацем третьим части первой пункта 7 и абзацем пятым пункта 4 Положения об учебно-методических объединениях в сфере общего среднего образования, специального образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь 23 августа 2022 года № 284 “О научно-методическом обеспечении образования”;
  • секретарь УМО назначается приказом руководителя учреждения образования, а не избирается на первом заседании УМО из своего состава, что не соответствует части первой пункта 6 Положения об учебно-методических объединениях в сфере общего среднего образования, спе­циального образования.

Разработка отдельного Положения об УМО конкретного учреждения образования не требуется, УМО осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом об образовании, Положением об учебно-методических объединениях в сфере общего среднего образования, специального образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь 23 августа 2022 года № 284, иными актами законодательства. Компетенция на разработку и утверждение Положения об УМО конкретного учреждения образования у его руководителя отсутст­вует.

УМО не является органом самоуправления учреждения общего среднего образования и создается для совершенствования научно-методического обеспечения общего среднего образования, взаимодействия с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.

Секретарь УМО избирается на первом заседании УМО сроком на один учебный год.

Заседания УМО проводятся в соответствии с планом работы УМО на учебный год не реже одного раза в четверть или по мере необходимости для решения вопросов, относящихся к компетенции УМО.

В свою очередь методический совет является органом самоуправления учреждения общего среднего образования и выполняет следующие основные функции: координация и повышение эффективности методической работы в учреждении образования; анализ результативности методической работы в учреждении образования; содействие профессиональному развитию педагогических работников, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта в целях совершенствования образовательного процесса; взаимодействие с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.

Обратите внимание! Методический совет в своей деятельности руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о методическом совете учреждения образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь 23 августа 2022 года № 284, иными актами законодательства, уставом учреждения образования. В случае необходимости установления дополнительных функций, компетенций и порядка работы методического совета такое право законодательством предоставлено учредителю учреждения общего среднего образования путем указания соответствующих норм в уставе учреждения образования.

Создание в учреждении общего сред­него образования УМО, методического совета является правом руководителя учреждения образования.

Несомненно, научно-методическое обеспечение образования направлено на обеспечение его надлежащего качества, и поэтому профилактика типичных несоответствий в научно-методическом обеспечении общего среднего образования является важнейшим направлением деятельности руководителя учреждения общего среднего образования.