Кибермошенники научились подделывать голоса людей, чтобы обманывать их родственников. Реалистичную копию речи злоумышленникам помогают создавать нейросети. О новом виде мошенничества корреспонденту «Настаўніцкай газеты» рассказали в МТС.
Бдительные граждане благодаря проводимым правоохранительными органами профилактическим мерам уже знают, что мошенники могут позвонить под видом якобы сотрудника банка или представителя отделения РОВД, и не ведутся на обман. Но когда в трубке голос близкого человека, плачущего собственного ребенка, эмоции и страх за его жизнь и здоровье могут перевесить здравый смысл. На это и рассчитывают преступники, когда ищут к жертве индивидуальный подход.
Через соцсети, базы данных и другие источники информации в интернете мошенники узнают о членах семьи, друзьях и коллегах своей потенциальной жертвы, звонят им и в разговорах получают образцы голосов.
При звонке потенциальной жертве мошенники голосом близкого человека рассказывают вымышленную историю о том, что тот якобы попал в беду. И как правило, чтобы его выручить, нужно перевести определенную сумму на незнакомый счет.
— С развитием дипфейк-технологий киберпреступники легко могут подделать не только голос, но и любые другие данные. Сохранность денежных средств полностью зависит от правильности действий в момент звонка. Мы призываем белорусов трезво оценивать ситуацию и действовать рационально, проверяя информацию и перезванивая родственнику или другу альтернативным способом, — прокомментировал начальник центра кибербезопасности компании МТС Кирилл Субоч.
В МТС также добавили, что технологии эволюционируют быстро, и дипфейки становятся всё менее отличимыми от оригинального голоса, практически полностью имитируя особенности речи родственника или знакомого. Поэтому в группе риска находятся как люди старшего возраста, так и экономически активная часть населения — те, информацию о ком относительно легко можно найти в открытом доступе, в том числе в социальных сетях.
На случай звонков с просьбой о помощи в МТС предлагают следовать рекомендациям:
- Расскажите родственникам о таком виде мошенничества, как дипфейки, и вместе выберите кодовые слова на случай экстренных звонков.
- Расскажите близким, что есть мобильные приложения, которые позволяют получить удаленный доступ к их телефону, поэтому если кто-то во время звонка просит скачать какой-то файл и установить его на телефон — это могут оказаться мошенники.
- Если звонок кажется вам подозрительным, задайте такие встречные вопросы, ответы на которые помогли бы убедиться, что вы разговариваете с родственником, а не с мошенником.
- Обязательно перезвоните родственнику, от которого получили звонок, на номер его телефона или через мессенджер.
- Если вы заподозрили, что разговариваете с мошенником, прекратите диалог и передайте информацию в милицию по номеру 102.
Светлана НИКИФОРОВА
Фото pixabay.com