Одним из самых ярких событий лета на образовательном пространстве Витебской и Псковской областей стал международный военно-патриотический лагерь «Курган Дружбы». Подробности — в материале корреспондента «Настаўніцкай газеты».

Как сообщила методист отдела социальных проектов и молодежных инициатив Витебского областного дворца детей и молодежи Анастасия Акимова, каждый год соседние регионы Беларуси и России поочередно принимают у себя участников лагеря. Традиционно это учащиеся 8—10-х классов, которые успешно преодолели областные отборочные этапы, а затем вместе в очно-дистанционном формате работали над созданием мини-проектов, посвященных истории двух стран и родного края в годы Великой Отечественной войны.
— «Курган Дружбы» — масштабный социальный проект, который является не только образовательной платформой, но и пространством для культурного обмена, укрепления международных связей, — отметила А. Акимова. — Каждый участник получает возможность проявить себя, найти друзей и приобрести важные жизненные навыки. За три сезона проект объединил около 500 юных патриотов Витебщины и Псковщины. Также этим летом к ним присоединились учащиеся Запорожской области. Лагерь разместился на базе ДОЛ «Звездный» в деревне Опухлики Невельского муниципального округа.

По традиции старт новому сезону был дан весной на трехдневной форсайт-сессии, которая состоялась в Пушкинских горах. Молодежь увлеченно погрузилась в историю Кургана Дружбы, расположенного на границе трех государств. Участники прошли серию мастер-классов и тренингов, направленных на командообразование и проектную деятельность. В итоге они распределились по инициативным группам: «Художники», «Хранители истории» и «Защитники». Далее интернациональные команды приступили к реализации мини-проектов по утвержденным темам. Летом наступила пора двухнедельного лагеря. Защищали свои работы ребята во время официального июльского торжественного мероприятия на Кургане Дружбы. Среди экспертов, оценивавших результат, были председатель Витебского облисполкома Александр Субботин и губернатор Псковской области Михаил Ведерников.
Мнениями, чем ценен для них и их учеников полученный опыт, поделились педагоги, которые сопровождали ребят из Витебской области.
— Это мое первое участие в международном проекте, — рассказала учитель начальных классов Октябрьской средней школы имени Героя Советского Союза И.П. Соболева Витебского района Виктория Санковская. — Полная смена обстановки, другая страна. Мы подробней ознакомились с историей городов-героев Беларуси и России, партизанского движения. Проверили и значительно пополнили знания о Великой Отечественной войне. Кроме занятий по проектам, было много интересных тематических конкурсов, викторин, игр, экскурсий. Часть лекций провели представители Российского исторического общества. Очень впечатлила сплоченность детей. Прямо чувствовалось, что белорусская команда — единое целое! На время проведения лагеря выпала знаменательная для нашего народа дата — 3 июля. Возникла идея дать праздничный концерт в честь Дня Независимости. Изначально педагоги предложили ребятам помощь в качестве ведущих и с творческими номерами. Но школьники не согласились, у них было огромное желание показать, на что они сами способны. Получился потрясающе душевный концерт. Лагерь взрывался аплодисментами после каждого выступления!

В. Санковская призналась, что для нее «Курган Дружбы — 2025» значим еще потому, что она только полгода ведет уроки в школе, до этого семь лет была воспитателем в детском саду. Из лагеря педагог вернулась с новыми знаниями и умениями в плане организации работы с учащимися старшего школьного возраста, подготовки и проведения мероприятий. Полученный опыт она собирается адаптировать для начальных классов и применять на практике. Например, модель творческой мастерской «Галерея славы. Наши Герои» отлично подходит для работы в учреждении образования, которое носит имя Героя Советского Союза. В числе реализованных в лагере проектов была настольная квест-игра о партизанском движении на Псковщине: теперь в планах учителя — подключить учеников, коллег и создать аналогичную о Витебском районе.
— Мы вместе делали важное дело, — высказала мнение заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 1 Городка имени И.Х. Баграмяна Наталья Войлокова. — Дети сердцем чувствуют такие вещи, это мотивирует и вдохновляет. Для учащихся района участие в проекте было успешным дебютом. Для меня — очень ценной практикой, потому что в нашей школе сильны патриотические традиции, и мы активно развиваем международное сотрудничество. По-моему, ключевое в подобных проектах — живое общение со сверстниками и авторитетными взрослыми. Современная молодежь слишком привыкла полагаться на гаджеты. В лагере для ребят подготовили по-настоящему увлекательный, полезный интерактив. Телефоны у них никто не забирал. Но о том, чтобы зависнуть в интернете, никто даже не думал — появились другие интересы. Да они напрочь забывали о телефонах! Настолько, что приходилось напоминать позвонить родителям. Иначе папы с мамами волновались и со мной связывались: «В соцсети не заходил сутки. Не звонит. Куда пропал мой ребенок?!». А детям просто интересно, они продуктивно заняты. Это круто. Что касается продолжения, то появилось несколько оригинальных идей. Уже обсуждаем с коллегами формат реализации.

Полоцкое кадетское училище каждый год активно задействовано в проекте. Те юноши, кто был в команде «Кургана Дружбы — 2023», сегодня делают первые шаги в профессии и самостоятельной жизни: у них горячая абитуриентская пора. По словам руководителя военно-патриотического воспитания Роберта Исмайлова, большинство ребят выбрали военные специальности. Между тем в лагере ярко проявили себя их преемники. Кстати, в нынешнем сезоне полоцких кадет впервые представляли не только парни, но и девушки.
— У нас хорошая, целеустремленная и талантливая молодежь, с правильными ценностными ориентирами, — подчеркнул Р. Исмайлов. — В проектах, над которыми работали подростки, важно развитие и последующее применение. Допустим, «Хранители» создали несколько новых игр в электронном варианте на патриотическую тематику, которые продолжают сейчас совершенствовать, мы им по необходимости помогаем. В течение нового учебного года доработаем в полном объеме. То же можно сказать о фильме, где по сюжету пересекаются военное прошлое и современность. А вот, например, настольная игра «Партизанские тропы» — практически завершенный проект. Идею коллеги взяли на заметку, и, думаю, подобных игр в учреждениях образования станет больше. Кадетская специфика отличается от школьной. Однако сам я почти полностью использовал блокнот, где записывал, что может пригодиться в работе. Мы интенсивно учились, и всем нам, детям и взрослым, было интересно.
Татьяна БОНДОРЕВА
Фото предоставлены Витебским областным дворцом детей и молодежи





