В этом году одно их самых креативных и популярных мероприятий под эгидой Витебского областного института развития образования отмечает первую знаковую дату: митап состоялся в пятый раз. Участие в нем приняли команды из 24 районов — более 100 человек. Базу для проведения предоставила средняя школа № 45 Витебска имени В.Ф. Маргелова, сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».

Встреча «без галстуков»
Ежегодная встреча, которая организуется в формате «без галстуков» для молодых педагогов учреждений дошкольного, общего среднего, специального образования со стажем работы до трех лет, стала доброй традицией региона.
— Молодые педагоги — наше будущее, — подчеркнула ректор ВОИРО Ольга Лапатинская. — Мы поможем вам раскрыть свой потенциал, ознакомиться с эффективными наработками, повысить профессиональную компетентность, установить полезные контакты, сгенерировать и предложить интересные идеи. Мастер-классы от опытных коллег пополнят вашу методическую копилку. Пусть ваши энергия и творческий запал всегда будут востребованы учениками!
По словам О. Лапатинской, удачный формат и практико-ориентированная мотивационная направленность митапа позволяет молодежи неординарно и уверенно заявить о себе, а организаторам — разглядеть и поддержать таланты, в том числе в рамках работы областной школы молодого педагога. Мероприятие способствует сплочению педагогического актива региона: участники общаются с коллегами-ровесниками (причем нередко вчерашние студенты встречают здесь университетских знакомых) и ведущими специалистами области, обмениваются опытом, мотивируют друг друга и убеждаются в мысли, что профессию выбрали правильно.
— Третий раз участвую в митапе, — прокомментировала учитель физической культуры и здоровья средней школы № 1 Новолукомля имени Ф.Ф. Дубровского Вероника Сапелко. — Каждый год тематика изменяется, в программе появляется новое, чего раньше не знала и что можно применять на уроках. Так сложилось, увы, что большинство моих однокурсников работают в других сферах, не в образовании. А мне нравится именно в школе, с детьми. В моей семье есть педагоги, мы в одном районе трудимся: Светлана и Татьяна Богомольцевы — учителя средней школы № 1 Чашников имени Е.Ф. Ивановского. Но молодому учителю необходима и поддержка ровесников. Благодаря митапу я нашла в области много единомышленников и друзей, это очень важно.
Учитель глазами детей
Как сообщила начальник центра дошкольного, общего среднего, специального образования и экспертной деятельности ВОИРО Валентина Пикулик, в ходе заочного этапа мероприятия молодежь под руководством кураторов трудилась над эссе «Учитель глазами детей». Решением жюри за творческую оригинальность и глубину раскрытия темы дипломом I степени была награждена команда Полоцкого района. В число лидеров вошли команды Лиозненского и Миорского районов (дипломы ІІ степени), а также Докшицкого, Витебского районов и Октябрьского района Витебска (дипломы ІІІ степени).

Из эссе полоцкой команды: «За время учебы школьник смотрит на педагогов по-разному. Первоклассник ищет в учителе вторую маму. С пятого класса ребенок учится контактировать с большим количеством педагогов, среди которых находит близких по духу и взглядам на жизнь людей, берет с них пример. В старшей школе учащиеся — почти сформированные личности. Тем не менее им тоже нужны совет и поддержка учителя: не только в учебе, но и в первых шагах на пути к самостоятельности, включая профессиональное определение. От нас очень многое зависит. Надо быть такими, какими хотят нас видеть наши ученики: честными, душевными, понимающими, справедливыми. И настоящими профессионалами. Это наш ориентир».
Сто лет тому вперед
Традиционно очный этап мероприятия стартует с презентации визиток команд. В этот раз организаторы вдохновились миром «Гостьи из будущего». Кстати, юбилейные даты здесь соприкоснулись: в марте исполнилось 40 лет с момента выхода на экраны шедевра Павла Арсенова, снятого по повести Кира Булычева «100 лет тому вперед» — ее название и предложили участникам в качестве общей темы. Присутствующие в зрительном зале с удовольствием погрузились в динамичные сюжеты, захватывающие приключения во времени и решение философских вопросов.

Каким видится будущее педагогической смене? Многие вспомнили в визитках любимую с детства песню из кинофильма, в целом музыкальный репертуар команд и уровень исполнителей приятно удивил. Такое впечатление, что в программу митапа пора вводить отдельный песенный конкурс. Если представить его рейтинг в нынешнем сезоне, то в верхних строках непременно окажется Новополоцк. Вместе с новополочанами о «прекрасном далёко» искренне и трогательно спели их ученики. Младший состав из школьной группы поддержки изобразил сегодняшних учителей в детстве. Их мечта стать педагогом сбылась, но учительский путь диктует постоянное развитие, а значит — впереди много вершин и свершений!
Команда из Лиозно отправила зрителей в высокотехнологичную антиутопию-2125. Школа управляется искусственным интеллектом, в образовательном процессе четко просчитан каждый элемент, всё под контролем, исключен стресс — но и нет места эмоциям. И вдруг происходит сбой во времени, в класс попадает учитель из 2025 г. Ошибка в системе? Молодые педагоги убедительно показали: настоящий учитель — не просто источник знаний, а живое сердце, которое способно научить мечтать, сопереживать и делать выбор не только на основе математических расчетов. Иными словами, ничто и никогда не заменит в общении с детьми искреннее человеческое участие. Лиозненцы по итогам конкурсного испытания были признаны победителями. Второе место разделили команды Новополоцка и Чашникского района, на третьем — участники из Витебского, Глубокского районов и Октябрьского района областного центра.
Интеллектуальный батл
Программу митапа продолжил интеллектуальный квест: педагоги зарабатывали баллы, выполняя задания на станциях. В результате дипломом I степени жюри присудило командам Новополоцка и Полоцкого района, дипломы II степени — командам Чашникского, Лепельского, Бешенковичского и Витебского районов, дипломы III степени — командам Городокского, Лиозненского, Миорского, Россонского районов и Октябрьского района Витебска.

— У нас выступали две опытные участницы, учитель начальных классов Горянской средней школы Александра Цыганок и воспитатель детского сада № 27 Александра Стасюченок, — рассказала куратор команды методист Полоцкого РУМК Вера Шайтор. — К ним присоединились талантливые новички: учителя начальных классов базовой школы № 11 имени С.П. Кулакова Алина Ивашнева и Полоцкой государственной гимназии № 1 имени Ф. Скорины Вероника Заборовская, учитель физической культуры и здоровья средней школы № 2 Полина Спиридонова, воспитатель детского сада № 32 Ирина Степаненко. Практически на каждом митапе мы в тройке лучших, но победы в этом сезоне особенно ценные. Нам впервые поддался квест: раньше здесь не удавалось взять диплом, а теперь сразу І степени. Очень хорошее мероприятие. Молодежь воодушевляется этими встречами и нас заряжает своим задором и позитивной энергией.
Ежегодно систему образования Полотчины пополняют от 60 до 70 выпускников университетов и колледжей, а по количеству молодежи в большом педколлективе регион может посоперничать с районами Витебска. По инициативе Полоцкого РУМК реализуются интересные проекты по работе с молодыми специалистами. Например, полочане организовали стартап-лабораторию «Начинать легко!», где проводятся занятия, направленные на развитие профмастерства, мастер-классы, встречи и консультации с психологами и опытными коллегами, совместные спортивные состязания и даже походы на байдарках.
Все на мастер-класс!
Для участников митапа организаторы подготовили тематическую выставку и направили молодежь на мастер-классы. Лучшие педагоги-практики Витебщины предложили отличные экспресс-курсы по формированию функциональной грамотности. Так, учитель искусства (отечественная и мировая художественная культура) средней школы № 38 Витебска Ирина Сидоренко посвятила занятие успешной учебной мотивации, учитель музыки средней школы № 46 Витебска имени И.Х. Баграмяна Вера Бородина — формированию эмоциональной сферы посредством визуализации, учителя начальных классов средней школы № 47 Витебска имени Е.Ф. Ивановского Лидия Усандро и Наталья Васильева — развитию читательской грамотности.

Знания молодых педагогов об использовании средств визуализации для совершенствования читательской грамотности расширились также благодаря мастер-классу учителя химии средней школы № 16 Полоцка Анны Веревкиной. Учитель начальных классов средней школы № 18 Барани Елена Шишлова презентовала интерактивную игру «Экономическая копилка». Учитель начальных классов средней школы № 31 Витебска имени В.З. Хоружей Елена Кузьмицкая показала, как можно формировать функциональную грамотность учащихся с помощью решения метапредметной проектной задачи.
— Мы не только учим на мастер-классах, нам тоже есть чему поучиться у молодых педагогов, — поделилась впечатлениями И. Сидоренко. — Я активно сотрудничаю с ВОИРО, достаточно часто провожу мероприятия для учителей моего возраста и нашей молодежи. Даже в том, что старшие коллеги воспринимают настороженно и зачастую негативно, как посягательство на авторитет, молодые педагоги видят плюсы. Они с учениками на одной волне, понимают и уважают стремление отстаивать личное пространство, собственную точку зрения. Образно говоря, портрет современного школьника ближе по стилю к поп-арту, а учителя старшего поколения настаивают на строгом реализме и академизме — наверное, это не совсем правильно.
Что касается мастер-класса, то именно мотивацию И. Сидоренко выделила как одну одной из самых актуальных педагогических тем. Современные дети живут в двух мирах: в виртуальном ученик может легко закрыть или удалить то, что не нравится, в школе у него такой возможности нет. Ребенок обязан сидеть и слушать, а учителя должны его заинтересовать и замотивировать к результативной учебной деятельности. Дети привыкли постоянно листать новостную ленту, огромные корпорации работают на то, чтобы удержать их внимание на контенте: школе сложно соперничать, однако каждому педагогу необходимы навыки успешного решения этой сверхзадачи.
Гран-при — у Лиозно
Главной новацией пятого митапа стало учреждение гран-при. А сенсацией — триумф команды Лиозненского района, ставшей лучшей по итогам всех конкурсных испытаний. К выступлению победителей — сборную средней школы имени М.В. Октябрьской (учреждение образования представили учителя Анастасия Дулуб, Мария Ковалевская, Анастасия Соловьева, Максим Сороко и Полина Антоненко) и Велешковичской средней школы имени А.Ф. Данукалова (в составе — заместитель директора по воспитательной работе Яна Кириллова и учитель начальных классов Анастасия Иванова) — подготовила методист Лиозненского РУМК Раиса Хованская.

— Мы участвовали в этом составе во второй раз, плюс в команду вошла Яна Кириллова, — уточнила Р. Хованская. — У нее обнаружились задатки сильного сценариста, а профессиональная траектория Яны Игоревны служит прекрасным мотивационным ориентиром: молодой специалист — и уже замдиректора школы. Готовились к митапу в непростых условиях, собраться реально было лишь вечером после работы, так как в основном графике — окончание учебного года, ЦЭ и ЦТ, выпускные, районный турслет, первые смены воспитательно-оздоровительных лагерей на базе школ. Везде наши молодые педагоги были по максимуму задействованы. Особенно «досталось» Максиму Сороко как классному руководителю 11-го класса. Не могу не добавить: среди его выпускников — 100-балльник по русскому языку, серебряная медалистка, победители университетской олимпиады ВГУ имени П.М. Машерова и спортивных соревнований. Все участники подошли к подготовке ответственно и творчески. Надежная смена. Район гордится их победой!

Одним из спонсоров митапа является Витебская областная организация Белорусского профсоюза работников образования и науки. Ее руководитель Валерий Кунашко предложил в следующем году доверить обладателям гран-при право представить Витебщину на ХІІ Международном молодежном фестивале «Профсоюз без границ».
Татьяна БОНДОРЕВА
Фото автора и предоставлены участниками и ВОИРО





