Оксана Галота: волейбол — это интересный и перспективный вид спорта, которому может обучиться каждый

- 13:14Журнал "Спорт time", Образование

Что каждый человек должен сделать на протяжении жизни и в чем сила спорта, наш корреспондент узнала у учителя физической культуры и здоровья СШ № 72 Гомеля Оксаны Галоты.

 Спорт и в частности волейбол привнесли в жизнь Оксаны Леонидовны много ярких красок: в детстве и юности — призовые места на соревнованиях, затем — знакомство с будущим супругом, сейчас дети радуют успехами на спортивной арене, а ученики все чаще возвращаются в родную школу преподавателями физической культуры. Она скромно говорит о своих достижениях в тренерской и преподавательской карьере, потому что уверена: счастье любит тишину. Правда, когда речь заходит о волейболе, а также об учениках, у собеседницы горят глаза и она с радостью делится профессиональным опытом.

С детства Оксана Галота со спортом на ты: занималась плаванием, гимнастикой, легкой атлетикой. Но ни одно направление не смогло увлечь ее так, как волейбол. Сейчас и не подумаешь, что в начальных классах из-за маленького роста спортивная карьера Оксаны могла бы не сложиться. Если бы не счастливый случай, когда большое желание играть в волейбол рассмотрел в детских глазах тренер. Годы усердных тренировок не прошли напрасно, и со временем уже никто не обращал внимания на ее физические данные, считая недостающие сантиметры, настолько привлекала внимание своей игрой волейболистка. Теперь искренние эмоции и спортивный азарт царят на уроках физкультуры в средней школе № 72 Гомеля и на тренировках секции по волейболу СДЮШОР «Энергия». Учитель-методист более 29 лет в профессии, и ее мастерству, бесспорно, стоит поучиться, но однозначно можно сказать, что ребятам с таким энергичным и мотивированным педагогом повезло. Дети действительно спешат на уроки физкультуры. Еще никогда не видела, чтобы мальчишки так торопились в спортзал и буквально переобувались на ходу. Вопрос об отсутствии формы у учащихся на занятиях отпал сам собой.

— Я родом из Могилева. В 5-м классе началась моя спортивная жизнь, когда тренер пригласил в секцию волейбола, — вспоминает Оксана Галота. — Хоть я и была маленького роста, но желание заниматься оказалось настолько велико, что буквально не вылазила из зала, который, к слову, находился рядом с домом. Одно из самых ярких воспоминаний того времени — когда тренер доверил провести тренировку для маленьких детей. В тот момент эмоции и радость меня переполняли. В итоге с будущей профессией определилась довольно-таки быстро. Кроме того, в 9–10 классах я уже играла за женскую волейбольную команду «Техноприбор», была связующей. Параллельно училась в Могилевском государственном училище олимпийского резерва. Затем меня пригласили играть в Гомель. «Гомельчанка» хорошо себя зарекомендовала в Высшей лиге. Кстати, на одной из тренировок я познакомилась с будущим супругом, который также на тот момент был увлечен волейболом и входил в состав сборной Гомельской области. Отучившись в Гомельском государственном университете имени Ф. Скорины, начинала свою трудовую деятельность в качестве учителя физической культуры и здоровья в СШ № 11 Гомеля. Более 12 лет прививала любовь к физкультуре и спорту мальчишкам и девчонкам. Когда в новом районе получили с супругом ключи от квартиры, к тому же там открылась школа, перешла работать в СШ № 67. С 2009 года преподаю в СШ № 72, знаю, как увлечь детей своим предметом, как вырастить крепких и здоровых детей, воспитать в них веру в себя.

Принимай мяч

 — Мяч над сеткой: какие эмоции переполняют во время игры?

— Игра всегда добавляет эмоционального огня, вне зависимости от того, выигрываешь или проигрываешь. Особенно захватывают чувства, когда понимаешь, что от тебя и твоего мастерства зависит результат всей команды. Адреналина всегда хватает на площадке.

— В чем ваша главная задача как учителя физической культуры?

Научить детей сознательно относиться к выполнению тех или иных физических упражнений, знать и чувствовать свой организм — вот задачи современных уроков физкультуры. От этого в конечном счете зависит и будущая физическая деятельность человека: сможет ли он самостоятельно заниматься спортом, приживутся ли в его взрослой жизни занятия физкультурой. Стремлюсь к тому, чтобы головную боль они лечили не таблетками, а физическими упражнениями, поднимали настроение себе не напитками покрепче, а спортивными играми, чтобы общались друг с другом не в барах и игорных заведениях, а в спортивном зале или на стадионе. Проанализировав работу многих учителей, собственный опыт, выбрала современные и нестандартные формы проведения уроков физической культуры. Наиболее актуальным для меня стал поиск новых возможностей повышения эффективности физического воспитания учащихся в школе через основы спортивно-ориентированного физического воспитания. Молодежи предлагаются альтернативные способы гораздо более привлекательного использования свободного времени. Среди детей формируется дух корпоративности, нестандартности, при этом существенно расширяется пространство для их социализации. Постоянно ищу пути для того, чтобы воспитывать и развивать в подростке активную, смелую, решительную личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в любых жизненных ситуациях.

— Физическая культура — одна из основ нашего здоровья. Где, как не в школе, закладывать этот фундамент.

Именно на уроках надо помогать ребятам избавляться от сутулых плеч и впалой груди, развивать у них силу, быстроту, гибкость, ловкость. Школьникам необходим полноценный урок физкультуры — предельно активный, хорошо оснащенный современными техническими средствами. Важно не только уметь бить ногой по мячу или быстро бегать, важна сила и энергия, настроение детей, при которых и учеба легко дается, и работается с огоньком. В целом здоровье ребенка складывается из очень многого: правильного режима дня и питания, рационального досуга. В многообразии средств физического воспитания школьников особое место в силу своей универсальности, доступности, эмоциональности и привлекательности занимают подвижные и спортивные игры. Учитывая особенности организации физического воспитания и большую популярность волейбола у школьников, как раз мною и была предложена экспериментальная идея его эффективного использования на уроках физической культуры и здоровья.

— Учительский труд — ежедневная работа со своими победами и поражениями. Каждый день перед школьниками вы предстаете в разных амплуа: руководителя, советника, товарища, наблюдателя.

— Все внимание приковано к детям, и они это чувствуют. Учебные занятия, спортивные тренировки и соревнования предполагают постоянное общение с детьми. Это, по сути, и способствует возникновению взаимопонимания между нами, уважительного отношения. Воспитанники постоянно чувствуют помощь, поддержку и руководящую, направляющую роль наставника и проникаются доверием и уважением. Сегодня, чтобы уверенно себя чувствовать в педагогике, нужно много знать, осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, методические рекомендации. И я все время учусь находить общий знаменатель со своими учащимися. Как и в любой работе, иногда мне бывает очень трудно, но ни разу не пожалела, что выбрала этот путь, став учителем.

В счет спорта

Расскажите про инновационную деятельность и экспериментальные группы в школе, которые зарекомендовали себя с лучшей стороны.

С 2009 года благодаря республиканскому инновационному проекту обучение ребят строилось преимущественно через игру, формируя олимпийскую культуру школьника. В школе были созданы экспериментальные группы, на уроках детям давались задания и определенная нагрузка. Игровая технология формирования олимпийской культуры у младших школьников в процессе физического воспитания принесла свои неплохие результаты. Завершив первый инновационный проект, приступила к осуществлению нового — с внедрением спортивно-ориентированного физического воспитания на основе игры в волейбол. В итоге воспитанники довольно-таки результативно проявляли себя на районных, областных и республиканских соревнованиях. Ребята стали заниматься в спортивных секциях при детско-юношеской спортивной школе. Таким образом, спорт повлиял на выбор будущей профессии подростков. Кроме того, в старших классах у ребят появилась уникальная возможность попробовать себя в роли учителя физкультуры: в дни самоуправления на занятиях равный обучал равного. Отмечу, что воспитанники уверенно себя чувствовали в качестве педагогов. Такой опыт в том числе помог выпускникам окончательно определиться с будущей деятельностью. Отрадно, что они выбирают педагогику.

— И много ребят прошли путь из учеников в учителя?

За 29 лет моего профессионального стажа много талантливых детей обучались в спортивных классах, в них воспитывались будущие хоккеисты, волейболисты, гандболисты, теннисисты. Наши выпускники ориентированы на работу в спортивной сфере, они все чаще выбирают спортивные специальности в вузах. Радует, что профориентационная работа в этом направлении очевидна. Некоторые мои выпускники уже сейчас трудятся учителями физической культуры, в том числе в 72-й школе. Среди них — Евгений Грицков, к которому торопятся маленькие почемучки. Наглядный пример школьникам подают учителя физической культуры Руслан Господарский, Никита Громыко, Владислав Демидок и многие другие, которые уже успели себя зарекомендовать в учреждениях образования Гомеля. По целевому направлению придет моя бывшая ученица Дарья Корбит, в следующем учебном году она переступит порог школы в новом для себя статусе — педагога. Отмечу, что среди учеников — много успешных спортсменов, которые заявили о себе, достигнув высоких результатов в спорте. Например, хоккеисты. Из самых известных — вратарь хоккейной команды «Гомель» Максим Лубский. Выпускник Владимир Галота — член национальной сборной Республики Беларусь по пляжному волейболу. Екатерина Крупко подает большие надежды и профессионально занимается фристайлом. Дмитрий Станевко входит в состав юношеской сборной Гомельской области по волейболу.

— С другой стороны, никогда еще проблема низкой двигательной активности детей и подростков не стояла так остро, как сегодня. Не все нынешние школьники любят физнагрузки.

— Все дети разные. Сегодня у школьников фиксируются изменения в состоянии здоровья, много нарушений опорно-двигательного аппарата, плоскостопий, бронхиальных астм, ухудшения зрения и других заболеваний. Конечно, ситуацию заметно усугубляют гаджеты, ведь ребята стали больше времени проводить без движения, с телефонами в руках. На уроках стараюсь все же заинтересовывать и мотивировать детей, привлекаю за счет технических элементов. Упор делаю на игровых видах спорта. Они развивают физические качества: быстроту, выносливость, гибкость. Признаться, сразу волейбол их не привлекал, отношение менялось при оттачивании технических упражнений в игровой форме. Главное — замотивировать. Немного времени и внимания на уроках — и ребята теперь с радостью приходят в спортивную секцию по волейболу, в СДЮШОР «Энергия», которая на протяжении многих лет проводит тренировки на базе нашей школы. В тандеме с тренерами растим будущих чемпионов.

— Учиться никогда не поздно. Как удается повышать свой профессиональный уровень?

— Важно идти в ногу со временем, смотреть за тем, как работают профессионалы в нашей области, учиться у них, общаться с другими педагогами и узнавать о лучших практиках. В то же время как учитель-методист рада делиться собственным многолетним опытом работы. Регулярно провожу лекции и семинары, которые объединяют на базе ГОИРО учителей физической культуры Гомельщины.

Саморазвитие — важный процесс для каждого из нас, и это ключевой момент, который мы не должны пропускать. В противном случае можем лишиться мотивации и желания учиться, а это не приводит к успеху.

 Спорт — в крови

— Что или кто является самой большой гордостью в вашей жизни?

— Конечно, дети: дочь Александра, сын Владимир — моя гордость, радость и смысл всей жизни. Вижу в них то, чего сама хотела бы достичь, рада, что у них многое получилось. А сколько еще достижений и успехов их ждет впереди! Лучшее вложено в детей и их спортивное будущее: внимание, тепло, забота, поддержка и тренерская работа. Мы с супругом многому их научили. Сначала плаванию, потом наша любовь к волейболу перешла к ним. Отмечу, что сын и дочь выбрали профессиональный путь, никак не связанный со спортом, тем не менее их спортивная жизнь насыщена соревнованиями, где они отстаивают честь организаций, в которых трудятся. Владимир — кандидат в мастера спорта по пляжному и классическому волейболу. Он выступал за сборную Беларуси на II Играх стран СНГ. На престижном международном старте удалось завоевать бронзу и оказаться на пьедестале почета. Сейчас он играет за команду Высшей лиги гомельского волейбольного клуба «Энергия», за которую болеем всей семьей. Дочка на многих стартах по плаванию и, конечно, волейболу представляет Гомельский вагоностроительный завод.

— Удивительно, насколько волейбол тесно переплетается с вашей жизнью. Как считаете, что подарило вам спортивное увлечение?

— Тяжелая работа у учителя, довольно-таки нервная. Иногда трудно найти ту самую гармонию, когда нужно совмещать дом, работу, успевать поддерживать детей и учащихся на различных стартах. Но, как только в руках оказывается мяч, который с легкой подачи летит через сетку на площадку соперника, испытываешь такой спектр эмоций, что усталость как рукой снимает. Игра — самая лучшая эмоциональная разрядка для меня. А еще я черпаю силы, активно отдыхая на природе. Все друзья и родственники знают, что каждые выходные семьей мы выезжаем за 200 км от города, чтобы насладиться живописной природой, рыбалкой, опять же игрой в волейбол, нашим общением по душам, а еще огородом. За сезон успеваю взрастить богатый урожай помидоров, огурцов, арбузов и различной зелени. Если коротко, будни и выходные нашей семьи всегда проходят ярко и динамично. Я — за любую активность, ведь движение — это жизнь.

— Практически у каждого есть свои суеверия, приметы — маленькие или большие. К одним относятся серьезно, других придерживаются неосознанно. А вы верите в приметы?

— Честно, в приметы не верю, но перед игрой или соревнованиями всегда желаю удачи, а в случае поражения учу не опускать руки и двигаться дальше по направлению к цели и заветной мечте.

— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать педагог?

— Учитель всегда в центре внимания, на виду. От его знаний и опыта многое зависит, например, то, каким станет его ученик в будущем. Учитель физкультуры должен подавать правильный пример общественности, быть уверенным, спокойным, уметь найти индивидуальный подход к каждому ребенку.

Мне кажется, по жизни нужно идти с улыбкой, олицетворяя гармонию и веру, что все сложится.

Как считаете, что должен и может сделать каждый человек на протяжении жизни?

— Помогать людям, протягивать руку помощи — когда-то этому меня научили мои родители. Отдай последнее, но в трудную минуту попытайся сделать хоть чуточку счастливее другого человека. Эту жизненную мудрость я передала и своим детям. Важно не быть безразличным, нужно проявлять милосердие, заботу и внимание по отношению к тем, кто действительно в этом нуждается. И если к тебе обратились за советом или помощью — обязательно помоги.

Елена КАСЬЯН-ПАВЛЕНКОВА
Фото автора и из личного архива Оксаны ГАЛОТЫ