Особенный ребенок в семье: как педагогу взаимодействовать с родителями детей с ОПФР

- 13:40Журнал "Народная асвета", Новости

Ситуация рождения ребенка с особенностями психофизического развития коренным образом меняет жизненные перспективы семьи и оказывает на нее длительное психопатогенное воздействие. Как показывает опыт, родители обычно не в состоянии правильно оценить степень проблем в развитии ребенка, так как в процессе преодоления трудностей предпочитают опираться только на свои силы, замыкаются, отгораживаются от мира. Нет сомнения, что таким родителям нужна доступная, регулярная помощь специалистов.

Т. В. ЖУК, директор Брестского областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, кандидат педагогических наук

От желания и готовности членов семьи поддержать своего особенного ребенка зависит успех реабилитационной работы. Поэтому при взаимодействии с родителями очень важно уделять внимание их эмоциональному состоянию (М. А. Аралова, И. М. Бобла, И. И. Мамайчук, В. В. Ткачева и др.) и выстраивать работу с ними с учетом стадий принятия ребенка с ОПФР.

Стадии принятия семьей ребенка с ОПФР

Психологи выделяют следующие стадии переживания родителями горя в связи с появлением в семье ребенка с особенностями развития (по Кюблер-Росс): шок, отрицание, злость, торг, депрессия, принятие.

Первое, что испытывают родители при ознакомлении с диагнозом, – это шок [2, с. 83]. Это может проявиться в виде замирания, отрешенности, неготовности слышать и говорить о состоянии ребенка. Срабатывают психологические механизмы защиты, и поэтому слова и действия врача или другого специалиста родителями воспринимаются как некорректные [2, с. 42]. При проведении консультации эффективным будет использование техники эмпатического слушания: в процессе беседы не называть родителям конкретные диагнозы, а использовать общие формулировки – «замедленное речевое и психическое развитие», «трудности коммуникации». На этой стадии задача специалиста – задействовать всех взрослых в воспитании ребенка, мотивировать родителей на поиск союзников в лице бабушек, дедушек, братьев, сестер, близких родственников, друзей [3, с. 24]. Также необходимо предоставить семье возможность посетить других специалистов, пообщаться с семьями, имеющими опыт в преодолении схожих трудностей и т.д.

Л. А. ГАПАНОВИЧ,
педагог-психолог первой квалификационной категории Брестского областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Состояние шока постепенно сменяется стадией отрицания: «не может быть», «у нас в семье не было детей с нарушениями», «у меня замечательно протекала беременность, роды прошли без осложнений», «у старших детей ведь нет нарушений», «все же хорошо было» и т.д.

Затем наступает стадия злости (гнева). Злость на врача, который вовремя не заметил проблемы, на бабушек и дедушек, которые не помогают, подругу, у которой все хорошо с ребенком, на себя, на самого ребенка, потому что он чего-то не может, не умеет и требует много внимания, на специалиста, потому что он ничего не делает, и т.д. На данной стадии педагогу-психологу прежде всего нужно понять, что злость родителей вызвана не фактом наличия особенностей у ребенка, а связанными с этим изменениями в образе жизни, в прежних отношениях между членами семьи, материальном положении. Родители могут проявлять агрессию, обесценивать самые лучшие побуждения врачей, родных, друзей, поэтому не следует пытаться с ними спорить, переубеждать, вступать в конфронтацию. Желательно предоставить им возможность проявить свои чувства, но ни в коем случае не стыдить и не осуждать за бурные негативные эмоции, попытаться найти слова поддержки и ориентировать их на поиск путей самореализации [2, с. 42].

После стадии злости наступает стадия торга. Родители готовы необдуманно платить огромные деньги, ехать в другую страну, чтобы купить «волшебную таблетку», которая исправит, вылечит, исцелит ребенка. Сохранить критичность мышления им в такой момент очень тяжело. С учетом этого специалисту следует спокойно и сдержанно разъяснять родителям важность определения последовательности действий в процессе реабилитации и коррекции, объяснить последствия тех или иных манипуляций и т.д.

Если вложенные силы и средства не привели к желаемым результатам, наступает стадия депрессии (разочарования). Возникает апатия, безразличие, равнодушие, чувство безысходности. Глубина переживаний прямо пропорциональна потраченным на предыдущем этапе усилиям, у родителей появляется чувство вины, стыда за своего ребенка перед близким окружением, обида на общество за нетолерантное отношение к людям с нарушениями в развитии [4, с. 33]. На консультации такие родители ведут себя безэмоционально, отстраненно. В такой ситуации важно проявление специалистами эмоциональной устойчивости к возможным пассивно-агрессивным или обесценивающим его работу высказываниям родителей. В процессе консультации необходимо делать акцент на успехах ребенка, отмечать заслуги самих родителей в этих достижениях и т.д.

На стадии принятия ситуации родители с чем-то смиряются, начинают в большей или меньшей степени приспосабливаться. Самым очевидным признаком принятия особенностей ребенка является то, что родители находят в этом самореализацию: начинают вести волонтерскую деятельность, осваивают новую профессию, организуют работу в сфере оказания помощи детям и т.д. [2, с. 43; 4, с. 47– 48].

Наладить контакт с родителями ребенка с ОПФР непросто. Специалистам необходимо учитывать в работе вербальные и невербальные маркеры, указывающие на эмоциональные переживания (материалы доступны через QR-код).

Приемы и методы работы специалистов с семьей

Основными специалистами в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ОПФР, являются педагоги-психологи и педагоги социальные. Их ведущими целями являются оказание помощи родителям в принятии особенного ребенка, эмоциональная поддержка семьи, привлечение родителей к выработке эффективного стиля общения с ребенком, обучение приемам коррекции его поведения.

Рекомендуемые темы для просвещения и обучения родителей: «Я и мой ребенок: поиски взаимопонимания»; «Если ребенок не такой, как все»; «Нейропсихологические и психофизиологические методы коррекции и развития высших психических функций детей»; «Обучение приемам телесно-ориентированной коррекции»; «Как и когда использовать поощрение и наказание»; «Следствие наших ошибок»; «Причины стойкого непослушания»; «Обучение выходам из конфликтных ситуаций»; «Обучение и стресс»; «Антистрессовый кинезиологический комплекс упражнений для родителей и детей»; «Принятие и поддержка своего ребенка – ключ к успеху и здоровью детей, гармонизации внутрисемейных отношений» и др. Выбор тем может варьироваться в зависимости от потребностей отдельной семьи или группы семей.

В работе с семьей специалисты могут использовать приемы арт-терапии, психодрамы, сказкотерапии, библиотерапии и т.д. Рассмотрим некоторые из них.

  • Проективный рисунок (арт-терапия). Изображение собственных ощущений и переживаний с помощью красок, фломастеров или карандашей помогает родителям отобразить трудно вербализируемые личные проблемы. В качестве тем для рисунка им можно предложить: «Мой герб и моя жизненная проблема», «Каким я представляла ребенка до рождения и каким я вижу его сейчас», «Какими были мои отношения с мужем до рождения ребенка и какими они стали после его рождения», «Мое настроение». Применение специалистами арт-терапии позволяет помочь родителям осмыслить и «материализовать» свои переживания, выявить причины, вызвавшие данные переживания, и нейтрализовать их.
  • Ролевые ситуации (психодрама Морено). Данный прием рекомендуется использовать на более поздних этапах работы с родителями, так как участники тренинговой группы могут испытывать затруднения в вербализации своих и чужих чувств, представлении их на открытое обсуждение, проигрывании определенных ролей, воспроизведении уже пережитых стрессовых ситуаций. Для разыгрывания предлагаются следующие ролевые ситуации: «Беседа с врачом», «Обсуждение состояния здоровья ребенка с подругой, родственником», «Трудный разговор с соседями».
  • Музыкотерапия и библиотерапия. На фоне классических произведений отечественных и зарубежных композиторов читается текст, имеющий следующую структуру: тревожное начало, бурная середина и спокойный оптимистичный конец. Оптимистичное содержание текста позволяет сформировать у членов семьи позитивную установку и образы, вызывающие положительные ощущения и настроение. Варианты текстов для проведения музыкотерапии и библиотерапии представлены в пособиях В. В. Ткачевой. В процессе прослушивания могут использоваться также и классические литературные произведения (стихи И. A. Бунина, A. C. Пушкина, А. А. Фета и др.). Коррекционное воздействие библиотерапии – восполнение у родителей недостатка собственных позитивных образов и представлений, замена мыслей и чувств, травмирующих психику, на позитивные. Для домашнего чтения родителям предлагаются специально подобранные отрывки из классических литературных произведений философского содержания, имеющие афористическую направленность. Библиотерапевтический подход помогает родителям вносить порядок в собственные ощущения, находить радость в мелочах повседневной жизни.

 Резюме авторов

Грамотно построенная специалистами коррекционная работа с родителями позволяет развить у них позитивное мышление относительно травмирующих ситуаций, связанных с проблемами в развитии ребенка, а также сформировать адекватные модели поведения в семье и в обществе. На эффективность проводимой работы указывает повышение у родителей уровня психолого-педагогической компетентности, рост эмоционального комфорта членов семьи во взаимодействии с особенным ребенком и заинтересованности в сотрудничестве с учреждением образования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Жук, Т. В. Работа с семьей ребенка с инвалидностью / Т. В. Жук // Формирование жизненных компетенций у детей с инвалидностью: пособие для педагогов / под науч. ред. Т. В. Лисовской. – Минск: Народная асвета, 2020. – С. 93–124.
  2. Медико-психологические проблемы реабилитации детей: сб. науч. ст./ Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина; под общ. ред. И. Е. Валитовой. – Брест: БрГУ, 2014. – 186 с.
  3. Ткачева, В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 318 с.
  4. Жизнь на другой глубине. Помощь родителям детей с тяжелыми нарушениями развития: учебное пособие / С. В. Чебарыкова [и др.]. – Хабаровск: КГАОУ ДПО ХКИРСПО, 2019. – 236 с.

 

УДК 378.046.4

В данной статье авторы описывают основные стадии переживания родителями горя в связи с рождением ребенка с особенностями психофизического развития, а также предлагают эффективные приемы и методы работы по включению семьи в жизнь инклюзивного общества.

In this article, the authors describe the main stages of parents’ experience of grief in connection with the birth of a child with special needs in their family, and also offer effective techniques and methods of working to include the family in the life of an inclusive society.

Фото pixabay.com носит иллюстративный характер