Учитель физкультуры из Жлобина — о любви к профессии и футболу, а также о том, как на его уроках ученики играют в бинго, воодушевляются мемами и плакатами.

Артем Ядловский — личность известная среди педагогов не только Жлобинского района, но и всей Гомельщины. Учитель физической культуры и здоровья средней школы № 13 Жлобина имени В. В. Гузова триумфально принял участие в Республиканском фестивале «Педагогический дебют»: на областном этапе он завоевал диплом 1-й степени. Участниками конкурса профмастерства стали 54 молодых представителя системы образования области в возрасте до 31 года и со стажем работы не более 5 лет. Учителя представляли эссе, методические разработки уроков, демонстрировали мастерство публичного выступления.
Кстати, коллеги Артема Владимировича часто называют его Гузовским. Это связано с тем, что он не только продолжает, но и активно развивает традиции, заложенные именитым педагогом Виталием Васильевичем Гузовым. Директор школы Анна Демина характеризует коллегу как «нашу надежду», подчеркивая его значимость для коллектива, а также уверенность в том, что именно такие педагоги — опора и будущее системы образования региона. Его труд и энтузиазм вселяют веру в успешное развитие учебного заведения и воспитание новых поколений учеников, которые будут гордиться своей школой.
— Я выпускник 13-й школы, и многие мои учителя стали моими коллегами, — говорит Артем Ядловский. — Спортивные занятия всегда были частью моей жизни. С детства мечтал связать ее со спортом. Занимался футболом, сейчас сужу матчи. Поступив в Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина, осознал, что могу помогать другим в освоении разных физических упражнений, передавать навыки. После службы в армии окончательно решил связать жизнь с физкультурой и педагогикой, чтобы делиться своими знаниями и увлекать детей спортом.
— Расскажите о вашем спортивном опыте. На какой позиции играли в футбол?
— Играл на позиции крайнего защитника. Наша футбольная команда неоднократно занимала призовые места на молодежных соревнованиях. Во время учебы в университете один из преподавателей порекомендовал попробовать себя еще и в роли арбитра, что стало для меня новым и важным этапом в спортивной карьере. Я люблю эту игру, для меня она № 1. Сейчас стремлюсь передать эту страсть своим ученикам, помогаю им развивать футбольные навыки и командный дух. Конечно, здесь не только моя заслуга, но и коллег, например, Андрея Григорьевича Смычника. Наша школа регулярно занимает призовые места на областном этапе Республиканских соревнований среди детей и подростков «Кожаный мяч» на призы Президентского спортивного клуба. В этом году в копилке команды — золото и серебро.

— Как вы охарактеризовали бы свои первые 4 года в роли учителя?
— Судьба так или иначе связывала меня с 13-й школой. Даже когда передо мной стоял выбор между тренерской карьерой и преподаванием, я решил остаться и работать в родной школе. Не пожалел! Все складывается удачно в моей профессиональной деятельности.
Конечно, в мой первый год работы было волнение, особенно когда сразу пришлось вести уроки в старших классах. Дети приняли меня хорошо, вместе с ними мы реализуем разные спортивные и общественные проекты и инициативы. Мне удалось сплотить ребят в дружную команду единомышленников, создав атмосферу взаимопонимания и поддержки. Приятно наблюдать за детьми, как они растут не только физически, достигая новых спортивных высот, но и как личности, формируя свои характеры, учатся ответственности, дружбе и самодисциплине.
— Каким образом вам удается заинтересовать детей физкультурой?
— Ключевое здесь — индивидуальный подход. Он помогает создавать доверительную атмосферу и способствует более эффективному развитию каждого ребенка. Мои учащиеся понимают, что честность и ответственность ценятся выше всего, поэтому они не будут специально прихрамывать или изображать из себя больных, чтобы пропустить урок. Детям интересно, они занимаются с удовольствием, получают разрядку и положительные эмоции от занятий. Стараюсь организовать учебный процесс таким образом, чтобы школьники, придя в спортивный зал, забыли о каких-то своих комплексах, которые, безусловно, есть у всех в подростковом возрасте. Создается приятная психологическая атмосфера, нагрузка дается с учетом потребностей детей. Если кому-то сложно выполнять стандартные упражнения, предлагаю альтернативные задания. Мои воспитанники предпочитают проводить время не за телефоном, а на беговой дорожке или турниках. И моя задача — поддерживать их мотивацию, помогать сохранять физическую форму и здоровье. Многим школьникам в этом году пришлось покупать школьную форму на размер меньше. И это здорово!
Также активно использую игровые приемы и методы, адаптирую популярные тренды из соцсетей и игры, чтобы сделать уроки более увлекательными и мотивирующими. Например, бинго довольно легко оживляет урок. Эта адаптированная версия классической игры используется для вовлечения учеников в физические упражнения и повторения пройденного материала. Вместо чисел на карточках — физические упражнения или задания, связанные с темой урока. Школьники выполняют их, зачеркивая соответствующие клетки, и тот, кто первым заполнит ряд, диагональ или всю карточку, кричит «Бинго!».

— Получается, что на уроках вы используете не только спортивный инвентарь?
— В спортивном зале можно увидеть не только мячи, но и мультиборд. Активно пользуюсь доской во время урока, что помогает делать занятия более наглядными и интерактивными. Зачастую на стенах размещены различные плакаты. Они помогают в рефлексии учебной деятельности. Встречаются и мотивирующие мемы, которые создают позитивную атмосферу и стимулируют интерес к учебе и спорту. Например, недавно на одном плакате был изображен легендарный американский баскетболист Шакил О’Нил. Мем гласил: «Занимайся на уроке, я за тобой слежу». Это мотивирует ребят проявлять максимум усилий и относиться к занятиям с ответственностью и азартом, лучше концентрировать внимание.
Также использую тренды из TikTok, адаптируя их для уроков. Например, применяю «Игру в кальмара»: дети ведут баскетбольный мяч и по свистку должны «замереть». Кто не успевает остановиться, получает дополнительное теоретическое задание, которое заставит подумать, вспомнить пройденный материал и ответить верно. Такой подход делает занятия более современными и увлекательными, помогает привлечь внимание ребят и повысить их мотивацию к участию.
Сегодня все учебно-методическое объединение учителей физической культуры предлагает разнообразные формы работы, различные мероприятия для своих учащихся. Каждый педагог транслирует собственный опыт и говорит о важности занятий спортом, а уроки физической культуры и здоровья ставит в один ряд с другими предметами, такими как физика или математика. Подобный подход показывает ценность здоровья и физической активности в образовательном процессе и способствует формированию у школьников интереса к здоровому образу жизни.

— Какими успехами и яркими моментами в жизни ваших учеников вы особенно гордитесь?
— Несколько ребят продолжают обучение и спортивную подготовку в Минском государственном областном училище олимпийского резерва. Среди наших спортивных звезд — Гордей Полуян, Андрей Шух, Егор Жураковский. Их успехи вдохновляют других учащихся и показывают, что упорство и целеустремленность помогают достигать высоких результатов в спорте.
Сейчас в центре внимания — подготовка учащихся к Республиканской предметной олимпиаде по физической культуре. Два года назад я поставил перед собой цель попробовать свои силы в олимпиадном движении, чтобы развивать у ребят аналитическое мышление, углублять их знания и повышать мотивацию к учебе и спорту. Такой опыт помогает не только достигать высоких результатов, но и формировать у них важные качества, такие как настойчивость и ответственность. Учащиеся уже заявили о себе на таком масштабном состязании, есть дипломы районного уровня. В следующем году планируем расширить состав команды и достигнуть новых высот, чтобы показать еще более впечатляющие результаты и укрепить спортивную репутацию нашего учебного заведения. Кроме того, регулярно участвуем в областных соревнованиях и спартакиадах, где наши команды занимают призовые места.
— Вы участвовали в Республиканском фестивале «Педагогический дебют». Как это было?
— Получил колоссальный опыт. Несмотря на небольшой стаж — всего год (на момент участия в конкурсе профмастерства. — Прим. авт.) — я смог показать хорошие результаты на областном этапе. Были довольно сложные конкурсные испытания: урок в незнакомом классе, представление технологической карты урока. Этот опыт стал отправной точкой роста, помог мне развить профессиональные навыки, повысить уверенность и понять, как важно быть подготовленным к разным ситуациям в педагогической деятельности.

— Видно, что горите своим предметом, дети к вам тянутся. Какие инициативы и проекты вы реализуете в школе?
— Организованы соревнования по водному поло, сотрудничаем с республиканской федерацией. Такой опыт помогает мне лучше понимать организационные процессы и способствует развитию спортивной инфраструктуры в нашем регионе. Одни плюсы как для детей, так и для учреждения. Также на базе нашей школы для участников конкурса мужества и стиля «Жлобинчанин-2025» был организован турнир по водному поло.
Проводим фан-дни с хоккейным клубом «Металлург Жлобин», организуем встречи с игроками и фотозоны с талисманом клуба. В школе регулярно проходят спортивные мероприятия, мастер-классы, эстафеты на призы директора школы.
Как член молодежного совета при Жлобинском районном Совете депутатов активно участвую в жизни города, предлагаю свои идеи и инициативы. Провели молодежный квиз для учащихся 11 классов, посвященный 80-летию победы в Великой Отечественной войне. Неделя спорта запоминалась как детям, так и родителям, педагогам. На интерактивных площадках предлагали принять участие в различных заданиях: покрутить обруч, выполнить передачу мяча. Особенно дети были рады посетить мастер-класс от тренеров ММА. Это стало зрелищным событием для юных спортсменов и любителей боевых искусств. Прошел день рекордов, когда школьники старались достичь рекордных показателей в набивании, передаче мяча, бросках по кольцу. Проведение хобби-челленджа дало мне возможность как классному руководителю лучше понять интересы и таланты старшеклассников, а также оказать поддержку в их увлечениях, в том числе спортивных.
Спорт дисциплинирует и учит стремиться к результату. Я стараюсь быть примером для учеников, показывать, что движение и развитие важны в жизни. Мотивация и поддержка — вот что помогает достигать успехов.

— Есть ли у вас жизненный девиз или фраза, которой руководствуетесь?
— В нашей школе есть лозунг «Кто, если не мы?». Это объединяет коллектив, вдохновляет и побуждает не перекладывать ответственность, а действовать самому. И вторая фраза: «Нет ничего невозможного».
— Ваша педагогическая карьера еще только начинается. О чем мечтаете?
— Сейчас наслаждаюсь процессом работы и постоянного развития. В дальнейшем планирую повышение квалификации, карьерный рост. Кроме того, буду активно участвовать в жизни школы, города и района, реализовывать новые инициативы и проекты, направленные на воспитание подрастающего поколения. Мечтаю оставить после себя след как педагог, который вдохновляет и помогает молодежи раскрывать свои таланты и достигать целей в спорте и не только.
Елена КАСЬЯН-ПАВЛЕНКОВА
Фото автора





