«Педагог-лидер: стратегии успеха» — рефлексивный семинар

- 15:23Журнал "Народная асвета", Новости

Кто они – лидеры в образовании? Какие навыки для лидера наиболее важны: умение работать в команде, планировать и мыслить стратегически, принимать быстрые решения, а может быть, креативность, эмпатия или харизма?

О. А. КЕЦКО, заместитель директора по учебной работе СШ № 14 г. Новополоцка

На эти и другие вопросы отвечали участники рефлексивного семинара «Педагог-лидер: стратегии успеха», организованного в рамках работы районного МО заместителей директора по учебной работе.

Цель семинара: формирование у педагогов представлений о лидерстве, умений осознавать свои сильные стороны.

Задачи:

  • составить общую характеристику лидера;
  • оказать мотивационную поддержку коллегам в развитии у них лидерских качеств.

Оборудование: мультимедийная установка, листы формата А4, листы ватмана, ножницы, фломастеры, карточки с названиями стилей руководства и их характеристиками, карточки с изображением «колеса баланса».

Ход семинара

І. Организационно-мотивационный этап

Ведущий приветствует участников и предлагает для создания доброжелательной атмосферы подарить друг другу комплименты, написав на стикере несколько приятных слов соседу, начинающихся с первой буквы его имени.

Упражнение «Аквариум». Педагоги получают чистые листы, ножницы, фломастеры. В течение 5 минут они должны решить, какой рыбкой будут на данном занятии, нарисовать, вырезать, раскрасить рыбку, написать на ней свое имя и вид рыбки. Рисунки прикрепляются на лист ватмана, который символизирует аквариум. В какое место поместить рыбку, каждый решает сам (поглубже, у поверхности, в водорослях, среди камней). Затем участники называют свои имена и рассказывают, что их рыбки ищут в аквариуме, как представляют свое существование среди других рыб.

Вопросы для обсуждения

  1. Легко ли вам было выполнять упражнение?
  2. Возникли ли затруднения в выборе места для своей рыбки?
  3. Какие чувства вы при этом испытывали?

Ведущий случайным образом выбирает рыбок и формирует команды. Совместно формулируются принципы дальнейшей работы, а затем участникам предлагается ответить на 4 вопроса планирования.

  1. Какого результата вы бы хотели достичь в конце встречи?
  2. Как вы поймете, что достигли цели?
  3. Почему это важно для вас?
  4. Как вы можете достичь цели?

Организуется просмотр и обсуждение мультипликационного ролика «Преимущества работы в команде» (доступен по поисковому запросу).

ІІ. Информационно-деятельностный этап

Ведущий предлагает обсудить вопрос, кто такой лидер. Формулируется общее определение: «Лидер – это человек, способный выделиться из группы благодаря своему влиянию и готовности взять ответственность за принятие решений с целью объединения членов группы, достижения общих целей и движения к общему развитию».

Ведущий. Первоначальные формы лидерства появились еще в первобытном мире. Вождь являлся лидером племени, вожаком, старейшиной,  известны имена великих лидеров (правителей, полководцев, реформаторов и первооткрывателей, политиков и государственных деятелей), которые повели за собой миллионы людей, определив тем самым ход истории. Их влияние дало импульс развитию отдельных стран и народов, а сами они стали объектами изучения, восхищения или осуждения.

Сегодня в организациях зачастую складывается такая ситуация: есть формальный лидер, которому дали полномочия, но он не готов проявлять ответственность и принимать решения или не имеет влияния на членов группы. В этом случае обязательно появится человек, к мнению которого прислушиваются окружающие. Он берет ситуацию в свои руки и организует движение к общей цели.

Работа в командах: обсуждение вопроса «Лидерами рождаются или становятся?»

Ведущий. Обратимся к известным теориям формирования лидерства. В личностной теории лидерства утверждается: чтобы обладать набором сильных личностных характеристик, лидером нужно родиться. У них от природы есть харизма. Еще в древности выдающиеся мыслители изучали личностные особенности правителей и составляли список лидерских черт характера, чтобы передавать ключи успеха правления следующим поколениям. Поведенческая теория лидерства говорит о том, что человек может научиться эффективному поведению, чтобы влиять на других и вести их за собой. Ведь лидерские качества можно приобрести в процессе жизни: в результате получения опыта и обучения. Сторонники ситуационной теории лидерства доказывают, что в каждой ситуации может появляться свой лидер, который использует определенный подход для решения существующих задач или проблем. Согласно эмоциональной теории лидерства эффективный лидер умеет управлять чувствами и эмоциями не только собственными, но и окружающих людей. Сегодня эта теория наиболее актуальна.

Работа в командах: обсуждение вопроса «Существуют ли разные стили лидерства?»

Ведущий предлагает повторить особенности самых популярных стилей. Команды получают карточки с названиями стилей и характеристиками (по К. Левину), которые нужно соотнести.

Результаты работы

Авторитарный стиль. Проявляется безграничная личная власть лидера, жесткий контроль и директива. Административные варианты влияния на группу скорее являются методами психологического давления. Страх заставляет людей двигаться, но ограничивает потенциал и эффективность в долгосрочной перспективе.

Демократический стиль. Учитываются интересы всех членов группы и предусматривается движение к цели в формате совместного принятия решений, равенства мнений, высокого уровня самостоятельности и доверия. Лидер создает из группы команду, объединяя задачей достижения общих целей.

Либеральный стиль. Лидер дает полную свободу и автономию участникам группы – они сами принимают решения и организуют процесс. Важный навык либерального лидера – умение нести ответственность за общий итог проведенной работы, при этом не контролируя промежуточные результаты и сам процесс.

Ведущий. В современном мире перечисленные стили крайне редко встречаются в чистом виде. Опытный и эффективный лидер знает, в какой ситуации нужно влиять на мнение всех участников группы, когда сблизиться или отдалиться, дать самостоятельность или четкие указания.

Работа в командах: обсуждение вопроса «Какие качества делают лидеров способными вести за собой людей?»

При обсуждении вопроса на доске составляется «колесо баланса». Каждый педагог получает новую карточку и заполняет «колесо баланса», оценивая в баллах от 1 до 10 проявление у себя лидерских качеств.

Ведущий. Лидер отвечает за культуру отношений внутри команды и за организацию взаимодействия участников. Когда-то был актуален принцип «разделяй и властвуй», сегодня же – «объединяй и направляй». Лидер выстраивает отношения участников команды на основе взаимного уважения, доверия и признания  значимости каждого.

Каждому присутствующему предлагается привести метафору, выражающую его место внутри команды, т.е. ответить на вопрос: «Кто вы как командный игрок?»

ІІІ. Подведение итогов. Рефлексия

Ведущий подчеркивает, что секрет успеха эффективного управления в образовании – компетентный педагог с высокой мотивацией, уверенный в себе, стремящийся к постоянному развитию. Присутствующие с помощью разноцветных стикеров на графике отмечает отправную точку («где я сейчас») и вектор развития («где я хочу быть»).

ЛИТЕРАТУРА
1. Запрудский, Н. И. Эффективные практики методической работы в школе / Н. И. Запрудский, Г. А. Сухова. – Минск: Сэр-Вит, 2022. – 171 с.
2. Старр, Д. Лучший коучинг для карьеры: техники, советы, лайфхаки / Д. Старр. – СПб.: Весь, 2018. – 192 с.
3. Ткачева, И. Менеджмент в стиле коучинг. Как «включить мозги» сотрудника? / И. Ткачева, А. Мурашкина. – URL: https://www.src-master.ru/article31470.html (дата обращения: 20.04.2025).
4. Кови, С. Р. 7 навыков высокоэффективных людей: мощные инструменты развития личности / С. Р. Кови. – М.: Альпина Паблишер, 2023. – 343 с.

Фото на превью pexels.com