Педагогическое просвещение мам и пап: родительское собрание «Должен ли ребенок быть идеальным?»

- 15:21Журнал "Народная асвета", Новости

Современных педагогов все больше беспокоит факт, что некоторые родители, превратно понимающие социальные нормы и поддавшиеся собственным амбициям, стремятся воспитать идеального ребенка. Конечно, с одной стороны, такая родительская цель может вдохновлять растущего человека на развитие и самосовершенствование, но с другой стороны, что, к сожалению, часто и бывает, становится источником стресса и разочарования.

Л. В. ГРОМЫКО,
заместитель директора по учебной работе
гимназии № 3 г. Могилева

Предлагаем вашему вниманию родительское собрание «Должен ли ребенок быть идеальным?».

Цель собрания: повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

  • развенчать миф об идеальном ребенке;
  • выработать совместно с родителями практические рекомендации по организации гармоничного развития детей.

Ход родительского собрания

I. Вступительная часть

Ведущий приветствует участников и объявляет тему родительского собрания.

Ведущий. Все родители мечтают, чтобы их дети выросли здоровыми, умными, успешными, всесторонне развитыми. Вместе с тем у каждого из вас своя собственная шкала ценностей. Для одного идеальный ребенок тот, кто хорошо учится и послушен, для другого тот, кто умеет отстаивать свою точку зрения, устанавливать четкие границы в общении с окружающими. Каждый родитель придумывает свой эталон и стремится (часто подсознательно) воспитать сына или дочь похожими на него самого. Но наши дети отличаются от нас и могут не соответствовать нашим представлениям об идеале. У них могут быть совершенно противоположные родительским желания и склонности. И сегодня мы поговорим о том, нужно ли стремиться воспитать ребенка идеальным.

  • Разминка

Ведущий пишет на доске слово «ИДЕАЛ» и предлагает участникам, используя прием аллитерации, составить свое определение идеального ребенка.

Вариант выполнения задания

И – исполнительный;

Д – добросовестный;

Е – естественный;

А – активный;

Л – любознательный.

II. Основная часть

  • Упражнение «Качества и навыки»

Ведущий предлагает участникам составить списки качеств идеального, на взгляд каждого из них, ребенка. (Варианты ответов: доброта, ответственность, любознательность, творчество, честность и т.д.)

Участники высказываются, какие навыки необходимы ребенку, чтобы успешно самореализоваться в жизни: все предложения следует записать под списком качеств. (Предполагаемые ответы: умение общаться, активность, способности к учебе, хорошие физические данные, творческие способности и т.д.) Организуется обсуждение.

  • Анализ конкретных ситуаций в группах

Ведущий предлагает участникам разделиться на группы. Каждая группа получает набор карточек с описанием различных ситуаций. Ее члены должны обсудить, как бы они отреагировали на каждую ситуацию. Время на обсуждение ситуаций – по 5 минут. После обсуждения каждая группа выбирает одну из ситуаций и разыгрывает ее перед остальными участниками. Члены других групп могут задавать вопросы или предлагать альтернативные решения. После каждого выступления организуется обсуждение.

Ситуация 1. Девочка получает высокие отметки и старается быть лучшей во всем. Она испытывает постоянный стресс из-за страха неудачи. Как помочь девочке избавиться от тревожности и понять, что ошибки – это часть обучения, а не провал?

Ситуация 2. Мальчик отказывается от игр и творчества, чтобы больше времени уделять учебе, достигнуть заметных успехов. Как убедить его в необходимости установить баланс между учебой и отдыхом, чтобы избежать эмоционального выгорания?

Ситуация 3. Девочка испытывает давление со стороны друзей, требующих соответствия ее внешнего вида определенным стандартам их общей компании. Как поддержать девочку, убедить ее, что для сохранения самоуважения важно оставаться верной себе и не поддаваться давлению окружающих?

Ситуация 4. Мальчик испытывает острое чувство вины за любые свои ошибки или недочеты. Он убежден, что должен оправдать ожидания своих родителей и учителей. Как мы можем научить подростка взвешенно и спокойно принимать свои недостатки и формировать позитивное отношение к себе?

Ситуация 5. Девочка постоянно сравнивает себя с другими сверстниками. Это способствует формированию у нее чувства неуверенности в себе. Как помочь девочке понять, что каждый человек уникален, у каждого есть свои сильные и слабые стороны и что собственные успехи не следует измерять успехами других?

Ситуация 6. Мальчик, интеллектуальному развитию которого родители уделяют повышенное внимание, сталкивается с трудностями в общении с ровесниками, так как вызывает у них зависть и недовольство. Как поддержать подростка, научить его выстраивать дружеские отношения с ровесниками?

Организуется обсуждение, в ходе которого ведущий подводит участников к выводу: даже идеальные дети сталкиваются с реальными проблемами. Поэтому родителям важно быть внимательными к эмоциональному состоянию своих дочерей и сыновей, уметь поддержать их в сложной жизненной ситуации.

  • Дискуссия «Идеальный ребенок: мифы и реальность»

Ведущий предлагает участникам составить коллективный «Портрет идеального ребенка», а потом реалистично оценить, какие из утверждений являются мифами.

  • Идеальный ребенок всегда послушен. (Миф.)

Реальность. Дети – это не мини-взрослые, их поведение может быть непредсказуемым.

  • Идеальный ребенок не конфликтен. (Миф.)

Реальность. Конфликты – естественная часть социализации взрослеющего человека, важный процесс, помогающий учиться решать споры и находить компромиссы.

  • Идеальный ребенок отлично учится. (Миф.)

Реальность. Каждый ребенок уникален и имеет свои сильные и свои слабые стороны. Родителям важно поощрять интерес сына или дочери к учению, а не требовать только отличных отметок.

  • Идеальный ребенок удовлетворяет ожидания родителей. (Миф.)

Реальность. Совершенно нормально, когда у взрослеющего человека есть свои мечты, интересы, цели, отличные от родительских ожиданий.

  • Идеальный ребенок не требует много внимания. (Миф.)

Реальность. Всем детям для психологического благополучия нужны внимание и поддержка родителей, а также полноценное общение.

  • Мини-лекция «Воспитание без принуждения»

Воспитать достойного, гармонично развитого, нравственного человека – сложная задача. Выполнение ее требует терпения, любви, психолого-педагогической компетентности со стороны родителей. И сегодня мы предлагаем вам ряд практик, которые могут помочь в этом ответственном деле.

  • Эмоциональная поддержка

Ежедневно уделяйте время для общения с ребенком. Выражайте интерес к его жизни и чувствам. Поддерживайте в трудные моменты. Помогайте справляться с эмоциями (можно завести совместный с подростком «дневник эмоций», в котором вместе идентифицируйте и обсуждайте переживаемые сыном или дочерью эмоции).

  • Пример для подражания

Демонстрируйте ребенку свои ценности на деле. Проявляйте при этом такие качества, как терпение, доброта, честность. Очень эффективно проведение с детьми ролевых игр, когда им предоставляется возможность почувствовать себя в разных социальных ролях и осознать необходимость принимать на себя ответственность за свои действия. Это поможет взрослеющим людям понять последствия своих поступков и развить эмпатию.

  • Установление границ

Возьмите лист бумаги, разделите его на две колонки. В одной напишите, какие границы вы хотите установить для себя, во второй – какие для ребенка (наличие личного времени и личного пространства, ограничение времени использования гаджетов и т.д.).

  • Установление четких правил

Составьте список правил для вашей семьи. Включите в него как общие правила (например, уборка квартиры), так и индивидуальные (например, время на выполнение домашнего задания) для ребенка. Обсудите совместно эти правила, а также последствия в случае их нарушения.

  • Прогнозирование последствий

Объясните детям, что любое действие имеет свои последствия: положительные или отрицательные. (Например, если ребенок убрал свою комнату, он может получить дополнительное время для компьютерных игр). Следите за тем, чтобы все последствия были справедливыми и предсказуемыми.

  • Моделирование поведения

Устанавливая границы для своих детей, устанавливайте их также и для себя. (Например, не отвечайте на сообщения во время семейного ужина.) Обсуждайте собственные границы с детьми, чтобы они понимали их обусловленность и необходимость для конструктивного взаимодействия.

  • Использование практики «Я-сообщений»

Объясняйте ребенку свои эмоции и желания, показывая ему тем самым веру в его разум и доброту. (Например, вместо «Ты должен убрать за собой!» скажите «Когда в комнате беспорядок, у меня всегда портится настроение».)

  • Вовлечение в принятие решений

Давайте ребенку право выбора. Позвольте ему принимать решения в рамках его возможностей (например, выбирать одежду для себя или кружок по интересам). Вместе обсуждайте последствия того или иного выбора, поясните со своей стороны как риски, так и бонусы.

  • Развитие эмпатии

Регулярно обсуждайте вместе с детьми ситуации из жизни, требующие понимания чувств других людей и проявления сочувствия к ним.

  • Поощрение самостоятельности

Определяя для ребенка обязанности по дому, дайте ему возможность самостоятельно решать задачи по их выполнению, укрепляя таким образом в нем уверенность, инициативность, ответственность. Помогите установить краткосрочные и долгосрочные цели, поддержите их достижение.

  • Обучение критическому мышлению

Задавайте ребенку открытые вопросы, чтобы побудить его рассуждать, грамотно и ясно выражать свои мысли. Анализируйте вместе ситуации из реальной жизни и жизни литературных героев, моделируйте разные сценарии их развития и возможные решения, побуждайте ребенка размышлять самостоятельно.

  • Поощрение творческого самовыражения

Предложите ребенку рисовать, музицировать или заниматься любым творчеством. Поддерживайте его увлечения и интересы, даже если они не совпадают с вашими.

  • Регулярные семейные совещания

Установите традицию семейных советов. В ходе их каждый должен иметь возможность высказать свое мнение, вынести на общее обсуждение важные для него темы. Определите конкретное время для этих семейных собраний.

  • Уважение к личности ребенка

Убеждайте ребенка, что его мнение важно для вас, даже если вы с ним не согласны. Поощряйте сына(дочь) выражать свои мысли и чувства открыто.

Эти практики помогут вам наладить гармоничные отношения с вашими детьми и сделать процесс воспитания более эффективным.

III. Заключительная часть

Ведущий. Сегодня мы попытались убедить вас в том, что идеальный ребенок – это миф. И если из ребенка в процессе воспитания пытаются вылепить некий строго заданный эталон, не учитывая его индивидуальных особенностей и стремлений, он может научиться лицемерить, втайне от близких заниматься тем, что нравится ему самому, перестать доверять отцу и матери. Не лучше и другой вариант, когда взрослеющий человек из любви к родителям или из страха перед ними отказывается от собственных целей и желаний, слепо повинуется воле старших, постепенно превращаясь в безынициативного исполнителя без личных устремлений, а подчас и без вкуса к жизни. Задача родителей – разглядеть в своем сыне или дочери действительный потенциал и изобретательно поддерживать его.

Литература

  1. Сахаров, А. В. Как воспитать гармоничную личность: теория и практика / А. В. Сахаров. – М.: Просвещение, 2005.
  2. Иванова, М. С. Инновационные методы воспитания: от теории к практике / М. С. Иванова // Современная педагогика. – 2021. – № 2. – С. 23–29.

Фото на превью pixabay.com