Педсовет-коворкинг «Функциональная грамотность: как учить для жизни?»

- 14:32Журнал "Народная асвета", Новости

Вопросы реализации в учреждениях образования компетентностного подхода и формирования у учащихся функциональной грамотности сегодня являются особенно актуальными, поскольку современный выпускник должен обладать способностями самостоятельно учиться и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах деятельности и социальных отношений.

Ж. Н. Ванюкова,
заместитель директора по учебной работе
СШ № 2 г. Рогачева им. В. М. Колесникова

В ноябре 2023 года в Республике Беларусь было проведено национальное исследование качества образования (НИКО), которое сфокусировало внимание педагогов на важности работы по воспитанию конкурентоспособного на рынке труда и успешного в жизни выпускника.

В нашей школе стало традицией проводить тематические педагогические советы в нестандартной форме, чтобы у педагогов была возможность включиться в интерактивную творческую деятельность. Как правило, педсовету предшествует фестиваль педагогического мастерства по соответствующей теме, в рамках которого проводятся мастер-классы, воркшопы, уроки для взрослых.

Предлагаем вашему вниманию педсовет «Функциональная грамотность: как учить для жизни?», организованный в форме методического коворкинга.

Цель педсовета: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования у учащихся функциональной грамотности средствами учебных предметов.

Задачи:

  • раскрыть сущность понятия «функциональная грамотность»;
  • организовать совместное обсуждение приемов и методов формирования у школьников различных видов функциональной грамотности;
  • изучить особенности разработки практико-ориентированных заданий;
  • определить направления совершенствования профессионального мастерства педагогов.

Подготовительная работа. Члены творческой группы педагогов изучают литературу по теме педсовета, создают виртуальную доску Padlet «Теоретический материал для подготовки к педагогическому совету», где размещают актуальную информацию (статьи, видеоролики, методические рекомендации). За неделю до педсовета учителя получают доступ (QR-код) к материалам для ознакомления.

Разрабатывается онлайн-опросник (в Google-формах) с целью выявления профессиональных затруднений педагогов по данной теме и оптимизации методической работы (QR-код).

Анализируются результаты работ учащихся 10 класса нашей школы в рамках НИКО, что позволяет оценить уровень сформированности у ребят каждого вида функциональной грамотности и определить направления совершенствования деятельности педагогов.

Учителя проводят серию мастер-классов в рамках фестиваля педагогического мастерства «Функциональная грамотность – учимся для жизни». Завершается методическая неделя педагогическим советом, который проходит в интерактивной форме.

Ход педсовета

I. Организационно-мотивационный этап

Организуется обсуждение эпиграфа: «Безграмотными в XXI веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться» (Э. Тоффлер). Ведущий называет тему педагогического совета и интересуется, почему именно функциональная грамотность стала объектом внимания и как эпиграф связан с дальнейшей работой. Участники смотрят эпизод из мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве» (реж. Б. Степанцев) и отвечают на вопросы: «О какой грамотности идет речь в мультфильме? Каким задачам Василисы Премудрые хотели обучить Вовку?»

Ведущий. Впервые термин «функциональная грамотность» был предложен в 1965 году в Тегеране на Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности. Тогда функциональная грамотность понималась как совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. Сегодня это важнейший индикатор общественного благополучия.

Ведущий анализирует результаты анкетирования педагогов школы и обосновывает необходимость проведения панельной дискуссии.

II. Основной этап

  • Панельная дискуссия «Функциональная грамотность – дань моде или жизненная необходимость?»

Для участия в дискуссии приглашаются эксперты (заместитель директора по учебной работе, учитель-методист, молодой специалист, учитель высшей категории, председатели УМО, педагог-психолог). Остальные педагоги выступают в роли наблюдателей.

Модератор. Вы, наверное, со мной согласитесь, что современное общество стремительно меняется. Развиваются науки, технологии, социокультурная сфера. Меняются и требования к тому, каким должно быть образование. Сто лет назад человечество говорило о необходимости ликвидировать безграмотность, а сегодня выдвигаются требования развивать функциональную грамотность. Давайте попробуем разобраться, что же такое функциональная грамотность.

Анкетирование показало, что 30,4% педагогов нашей школы считают, что функциональная грамотность – это знания и умения, необходимые учащимся для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах; 3,5% считают, что это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем; 66,1% согласны с тем, что это способность использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений. Какое же мнение из этих правильное? (Высказывания экспертов.)

Функциональная грамотность – дань моде или жизненная необходимость? Нужно ли развивать ее у учеников? (Выступают все эксперты, выслушиваются аргументы и вопросы наблюдателей.)

Модератор. Успех в школе не всегда означает успех в жизни. Поэтому мы, учителя, должны сделать все возможное, чтобы ребята за годы учебы получили не только предметные базовые знания и умения, но и приобрели компетенции, наличие которых дает человеку возможность гармонично чувствовать себя в современном мире.

Вернемся к анкетированию. При ответе на вопрос «Формированию какого вида функциональной грамотности способствует преподаваемый вами предмет?» 85,7% учителей отметили читательскую грамотность, 66,1% – математическую, 64,3% – естественно-научную, 48,2% – финансовую, затруднились с ответом 3,6% опрошенных.

А вот на вопрос «Способствует ли содержание и методический аппарат учебного пособия по преподаваемому предмету формированию функциональной грамотности?» только 55,4% учителей ответили, что учебник содержит много заданий практико-ориентированного и проблемного характера. Как же развивать у учащихся функциональную грамотность, если содержание и методический аппарат учебника не позволяют эффективно вести эту работу?

Эксперты высказываются, наблюдатели включаются в дискуссию. Модератор подводит итоги.

Модератор. Мы должны детей «учить для жизни», поэтому формирование у учащихся функциональной грамотности – задача каждого современного педагога. Решение данной задачи требует от учителя креативности и творческого мышления, использования эффективных форм и методов обучения.

  • Анализ результатов диагностической работы в рамках НИКО

Ведущий отмечает, что учащиеся 10 классов школы приняли участие в НИКО – 2023. Контрольно-диагностические задания были нацелены на определение уровня развития у ребят читательской, математической, естественно-научной и финансовой грамотности. Проводится анализ результатов выполнения ребятами диагностической работы.

  • Изучение особенностей разработки практико-ориентированных заданий

Участники делятся на шесть групп.

Ведущий. Все мы понимаем, что образовательный результат каждого ребенка зависит в первую очередь от усилий учителя. Чтобы достичь высокого уровня образовательных результатов, педагог должен систематически и целенаправленно включать в урок задания междисциплинарного и практико-ориентированного содержания.

Приведем примеры формулировок вопросов и заданий на оценку развития читательской грамотности:

  • Найдите в тексте (заглавии, на рисунке, в схеме) информацию о… .
  • Как вы понимаете выражение «…»?
  • Почему автор…? Приведите две причины этого.

Формулировки вопросов и заданий на оценку развития математической грамотности могут быть следующими:

  • Какова вероятность того, что…?
  • Используя график, составьте формулу для… .
  • Какой из объектов, размещенных в…, имеет наибольшую площадь?

Участникам в группах предлагается определить, какая из предложенных задач по математике практико-ориентированная.

  1. Петя купил 3 клубничных йогурта по 2 руб. и столько же черничных по 2 руб. 50 к. Сколько денег заплатил Петя за всю покупку?
  2. У Пети 20 руб. Он купил 3 клубничных йогурта, 4 персиковых и 1 йогурт «Малина-банан». Оплатив покупку, он вспомнил, что забыл купить молоко. Хватит ли Пете денег, чтобы купить молоко? Если хватит, то сколько пакетов молока он может купить?

Цена продуктов

Йогурт клубничный

Йогурт
персиковый

Йогурт «Малина-банан»

Молоко

2 руб.

1 руб. 50 к.

3 руб. 20 к.

1 руб. 60 к.

Ведущий отмечает, что не существует определенной методики, направленной на формирование у учеников функциональной грамотности, однако комплексное использование различных приемов, методов, средств и форм организации обучения позволяет достичь высоких результатов, и подчеркивает, что со многими приемами учителя имели возможность познакомиться в ходе посещения мастер-классов. Участники приводят примеры заданий и вопросов на оценку развития финансовой и естественно-научной грамотности.

  • Практическая работа

Участники делятся на 6 групп. Каждая группа получает листы формата А3, фломастеры, распечатки с теоретическим материалом, алгоритм составления практико-ориентированных заданий, учебные пособия по разным предметам.

Задания для групп

Группа 1. Модуль «Учитель, формирующий функционально грамотную личность»

  1. Составьте список качеств, которыми должен обладать учитель, чтобы сформировать функционально грамотную личность.
  2. Спланируйте и предложите мероприятия для педагогов, направленные на повышение профессионального мастерства и коррекцию работы по формированию у учащихся функциональной грамотности.

Группа 2. Модуль «Современный выпускник»

  1. Составьте список качеств, которыми должен обладать современный выпускник школы.
  2. Спланируйте и предложите мероприятия (в рамках учебной и внеурочной деятельности) для учащихся, которые будут способствовать формированию функциональной грамотности.

Группы 3–6. Модули «Математическая грамотность», «Читательская грамотность», «Естественно-научная грамотность», «Финансовая грамотность»

Каждая группа готовит сообщение по плану.

  1. Дайте определение виду функциональной грамотности.
  2. Перечислите компетенции, которые нужно сформировать у учеников для развития данного вида функциональной грамотности.
  3. Определите требования к заданиям, направленным на развитие данного вида функциональной грамотности.
  4. Предложите технологии, методы, приемы, применение которых на уроках будет способствовать формированию у учащихся конкретного вида функциональной грамотности.
  5. Используя учебные пособия, составьте задание, выполнение которого поможет формированию конкретного вида функциональной грамотности.

Группы презентуют свои работы.

III. Этап подведения итогов педсовета

Прием «Ассоциации». Опрос проводится с помощью сервиса Mentimeter: педагогам предлагается пройти по ссылке www.mentimeter.com и написать одно слово, которое ассоциируется у них с понятием «функциональная грамотность». (Mentimeter – бесплатный и простой онлайн-сервис для создания опросов и голосования в режиме реального времени, который позволяет создавать облако слов из ответов аудитории.)

IV. Проект решения педсовета

  1. Заместителям директора по учебной работе обеспечить функционирование постоянно действующего семинара «Будь функционально грамотным», включить в план самоконтроля изучение вопроса применения учителями практико-ориентированных заданий на учебных и факультативных занятиях, подготовить методические рекомендации «Как самостоятельно разработать задание для обучающихся на развитие функциональной грамотности», обеспечить проведение диагностики уровня сформированности у учащихся функциональной грамотности.
  2. Председателям УМО включить в план работы рассмотрение вопросов формирования у учащихся функциональной грамотности, организовать работу по созданию банка практико-ориентированных заданий, при проведении предметных недель предусмотреть использование заданий, направленных на формирование у учащихся функциональной грамотности.
  3. Учителям систематически использовать на учебных занятиях практико-ориентированные задания, а также приемы и методы обучения, способствующие формированию у учеников читательской, математической, финансовой и естественно-научной грамотности.

Литература

  1. Русецкий, В. Ф. Формирование функциональной грамотности как научная и образовательная проблема / В. Ф. Русецкий, О. В. Зеленко // Веснік адукацыі. – 2020. – № 9. – С. 15–20.
  2. Костюкович, Н. В. Теоретико-методические аспекты формирования функциональной грамотности обучающихся в процессе проектной деятельности при изучении учебных предметов математического и естественно-научного образования / Н. В. Костюкович, Т. Н. Канашевич, В. И. Синькевич // Веснік адукацыі. – 2022. – № 6. – С. 13–23.
  3. Горбунова, М. Б. Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: подготовка к национальному исследованию качества образования / М. Б. Горбунова, В. И. Короткевич // Веснік адукацыі. – 2023. – № 9. – С. 5–11.
  4. Жук, О. Л. Функциональная грамотность младших школьников: сущность и условия формирования в образовательном процессе / О. Л. Жук, Н. В. Буйко // Адукацыя і выхаванне. – 2022. – № 9. – С. 6–18.
  5. Формирование функциональной грамотности школьников в контексте преподавания учебных предметов: учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ipk74.ru/upload/iblock/0a1/0a1679224441595689d83fa56f717bd1.pdf. – Дата доступа: 21.12.2023.