Первые итоги столичного духовно-просветительского проекта “Диалоги с родителями: семья, воспитание, общество” подвели на круглом столе в храме-памятнике в честь Всех Святых. Его участники — представители Мингорисполкома, комитета по образованию, Белорусской Православной Церкви, руководители учебных заведений столицы — обсудили перспективы развития проекта, сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».
Духовно-просветительский проект “Диалоги с родителями: семья, воспитание, общество” стал еще одним примером сотрудничества педагогической общественности и БПЦ и, судя по предварительным результатам, довольно плодотворным. Идею об объединении усилий школы, семьи, Православной церкви в духовно-нравственном воспитании школьников озвучил владыка Вениамин. Реализацию его инициативы осуществляют комитет по образованию Мингорисполкома, Минский городской институт развития образования и непосредственно учебные заведения столицы совместно со священнослужителями.
Семья и школа — единое целое, которое должно быть не разделимо в воспитании подрастающего поколения, отметил владыка Вениамин. Привлечение семьи и церкви к воспитанию духовности каждого ребенка открывает новые возможности в формировании личности. Возрождение духовных традиций укрепит взаимосвязь родителей и детей. Именно на духовный стержень нанизываются те незыблемые основы семейного воспитания, на которых и держится семья, подчеркнул руководитель БПЦ. Диалоги с родителями — это открытый разговор о самом главном, жизненно важном, это основа искреннего общения с детьми.
В этом еще раз убедились участники проекта во время мероприятий. С конца прошлого года диалоги с родителями прошли во многих школах и гимназиях столицы, к участию в которых подключились тысячи горожан. Учебные заведения стали открытой воспитательной площадкой для родителей, детей, представителей церкви, в целом всей городской общественности. Проект, безусловно, не предусматривает только проведение родительских собраний. Диалоги с родителями выходят далеко за их границы.
Открыть дверь к душе ребенка
По словам Н.Н.Захожей, начальника центра идеологической, воспитательной и социальной работы МГИРО, в столичных учреждениях образования представлены разнообразные формы реализации проекта. Формализм в работе с семьей не приемлем, поэтому были найдены наиболее эффективные пути повышения активности родителей в воспитании детей, их участия в жизни школы. Через восприятие детских увлечений, раскрытие их талантов взрослые открывают дверь к душе ребенка, укрепляют свои взаимоотношения с ним, налаживают взаимопонимание, основанное на искренности и доверии.
В продолжение разговора были представлены направления реализации проекта в столичных учебных заведениях, получившие высокую оценку со стороны его инициаторов и организаторов.
Мероприятие о партнерстве семьи и школы в духовно-нравственном воспитании детей было проведено в школе № 199 Минска имени Пимена Панченко. В учреждении прошли интерактивные площадки, выставки творческих работ, мастер-класс “Семейные традиции”. Для гостей организовали экскурсию по народному литературному музею белорусского поэта.
В средней школе № 191 провели презентацию альбома “Наш класс помнит и гордится”, выставку проектов “Война в истории моей семьи”, представили опыт работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся на мероприятии “Готовы Родине служить!”, а также опыт деятельности ресурсного центра по семейному воспитанию на основе православных традиций. Участники встречи посетили военно-патриотическую музейную комнату “Мужество. Доблесть. Честь” и мастер-класс “Буслы”. Выступая на встрече, директор школы № 191 Юлия Пинчук предложила расширить диалоги с родителями и встречи с представителями духовенства и привлечь к этой теме учреждения дошкольного образования.
В гимназии № 25 была организована выставка творческих работ учащихся Заводского района столицы “Мир и созидание”. Участники диалогов с родителями посетили музей истории образования столичного района и музей “Невычэрпная крыніца гісторыі”. Выступая на круглом столе, начальник управления по образованию Заводского района Минска Елена Цыпылова отметила, что деятельность городского родительского университета созвучна с тематикой проекта “Диалоги с родителями: семья, воспитание, общество”. Поэтому целесообразно объединить усилия педагогов, родителей и представителей Православной церкви и совместно продолжать работу по воспитанию детей.
Федор Повный: Педагог должен быть примером в воспитании духовности детей. И если он сам не имеет духовных основ, то даже с помощью самой современной методики воспитания не сможет донести азы духовности до ребенка. Его личность педагог формирует собственным примером, поведением, культурой, знаниями.
В гимназии № 15 учащиеся и педагоги представили гостям музейную экспозицию “Память потомков”, основанную на личных архивах учащихся и педагогов гимназии, где были представлены материалы по увековечению памяти жертв геноцида белорусского народа. Также было рассказано о жизненном пути Героя Беларуси митрополита Филарета, который внес большой вклад в развитие духовности нашего народа. В учреждении образования для родителей была представлена книга, куда вошли их размышления о роли семьи в воспитании ребенка. Директор гимназии Эллада Власенко, выступая на круглом столе, поддержала проект и высказалась за расширение просветительской работы среди педагогов и родителей.
Было отмечено, что, имея в некоторых учреждениях ресурсные центры по духовно-нравственному воспитанию, целесообразно сконцентрировать работу по взаимодействию педагогов с родителями, духовенством, организовать консультационный пункт и создать банк презентационных материалов по данной тематике. Немаловажно было бы организовать обмен опытом между педагогами и представителями духовенства, использовать в работе видеоматериалы и другие наработки Синодального отдела в реализации проекта. В мероприятиях проекта, организованных во всех столичных районах, активное участие принимали владыка Вениамин, протоиерей Федор Повный и другие представители БПЦ.
Всеобъемлющая тема
Заместитель председателя Мингорисполкома А.Н.Цуран также подчеркнул, что работу по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения необходимо строить на основе приобщения детей и родителей к духовным ценностям, в сотрудничестве семьи и школы воспитывать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте. Этот проект не должен замыкаться только на целевой аудитории. Артем Николаевич отметил, что диалоги с родителями должны звучать, развиваться, активизироваться в каждом учебном заведении, и не только на уровне общего среднего образования, а также в заведениях других образовательных уровней.
“Эффективность и результативность этой работы будут проявляться в том случае, если будет налажен прочный контакт педагогов с родителями, которые должны быть союзниками образовательного учреждения. Значимым направлением в духовно-нравственном воспитании детей является сотрудничество системы образования с Белорусской Православной Церковью, знакомство с ее историей, культурой, обычаями и традициями”, — считает заместитель председателя Мингорисполкома.
“В нашем взаимодействии, непосредственно в просветительской работе, важно наладить с собеседником, с аудиторией теплые отношения, вести разговор живым, доходчивым языком, объяснять основы духовности доступно, искренне, от души, — отметил Федор Повный. — Все эти подходы позволят сформировать взаимное доверие, уважение, гармонию во взаимоотношениях. Педагог должен быть примером в воспитании духовности детей. И если он сам не имеет духовных основ, то даже с помощью самой современной методики воспитания не сможет донести азы духовности до ребенка. Его личность педагог формирует собственным примером, поведением, культурой, знаниями”.
Институт теологии БГУ представляет возможность пройти курсы повышения квалификации директорам, заместителям директора, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, учителям и другим заинтересованным работникам учреждений, обеспечивающим получение общего среднего образования.
В искренней открытой беседе круглого стола определялись не только ориентиры дальнейшего сотрудничества между педагогами, родителями и духовенством, но и были обозначены новые формы совместной работы. С учетом озвученных предложений по дальнейшему продвижению проекта “Диалоги с родителями: семья, воспитание, общество” была выработана дорожная карта. Было предложено создать в Минске совместную творческую группу, которая будет координировать проекты духовно-нравственной и патриотической направленности, заниматься вопросами просвещения, информирования, обобщения опыта и презентацией лучшего опыта.
Учитывая интерес регионов к проекту и присутствие на столичных диалогах с родителями представителей системы образования областей, было принято решение предложить распространить этот проект по регионам. Завершилась встреча выступлением сводного хора заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь “Лира” средней школы № 66 Минска и образцового любительского коллектива “Журавинка” столичной гимназии № 15.
Алла КЛЮЙКО