Приемы визуализации: что поможет развить творческие способности учащихся на уроках биологии

- 13:58Образование, Портфолио

Развивать творческие, креативные способности учащихся на уроках биологии мне помогают приемы визуализации: кроссенс, облако слов, скрайбинг, арт-­объект, арт­-задача. Их использование способствует представлению данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания и усвоения.

Прием “Кроссенс” применяю в качестве творческого домашнего задания. Например, при изучении темы “Дыхательная система человека”
учащимся 9 класса предлагаю ряд понятий: носовая полость, бронхи, трахея, легкие, альвеолы, гортань, на основе которых нужно составить кроссенс, а задача учащихся с помощью данного продукта определить тему урока; рассказать по фрагментам кроссенса, что им известно про дыхательную систему, а что предстоит узнать на уроке.

Кроссенс учащейся 9 класса по теме “Дыхательная система человека”

Прочтение кроссенса: 1) Ответ на ребус — кислород. 2) Носовая полость. 3) Гортань. 4) Трахея. 5) Бронхи. 6) Альвеолы. 7) Легкие. 8) Деревья являются легкими планеты, так как в процессе фотосинтеза выделяют кислород, который нужен для дыхания человеку. 9) Под знаком вопрос — дыхательная система человека.

Учащимся 8 класса предлагаю облако слов “Насекомые с полным и неполным превращением”, на основании которого они заполняют таблицу “Представители насекомых с полным и неполным превращением” и аргументируют свои ответы.

По теме урока “Ядовитые грибы” учащимся 10 класса предлагаю прием “Облако слов”, изучив которое они определяют тему урока, рассказывают по данному облаку слов, что им уже известно по этой теме, и предполагают, что будут изучать по данной теме на уроке.

По окончании изучения главы “Нервная система” в 9 классе предлагаю учащимся в качестве домашнего задания составить облако слов из ключевых понятий темы и преобразовать учебную информацию в индивидуальный или коллективный творческий продукт с необычными и нестандартными идеями.

При закреплении темы “Генетика — наука о наследственности и изменчивости” в 11 классе предлагаю облако слов, на основании тегов которого нужно ответить на следующие вопросы: “Как называется совокупность всех генов организма?” (генотип); “Как называются половые клетки?” (гаметы); среди тегов найдите термины, обозначающие названия организмов, один из которых будет образовывать одинаковые гаметы, а второй — разные.

Используя буквы А или а, запишите обозначения этих организмов (гомозигота — АА или аа, дают одинаковые гаметы: А или а; гетерозигота — Аа, дают разные гаметы: А и а); приведите примеры доминантных и рецессивных признаков (желтый цвет и гладкая форма горошин — доминантные признаки; зеленый цвет и морщинистая форма горошин — рецессивные признаки); “Какой научный метод используют в генетике?” (гибридологический); “Какие термины связаны со словосочетанием “сцепленное наследование”?” (конъюгация, кроссинговер); приведите примеры аллельных генов (гены, отвечающие за развитие одного признака, например, за окраску семян гороха, другая группа аллельных генов отвечает за развитие признака “высота стебля гороха” — высокорослые и низкорослые, третья группа аллельных генов отвечает за развитие окраски цветков гороха — пурпурные и белые и т.д.); “Какая наука изучает наследственность и изменчивость организмов?” (генетика); “Что обозначает термин “чистая линия”? (потомство одной самоопыляющейся особи, состоящее из гомозигот); “Что такое кроссинговер?” (перекрест хромосом, при котором гомологичные хромосомы обмениваются частями друг с другом); составьте вопросы с использованием следующих терминов и подготовьте ответы к ним: фенотип, конъюгация, сцепленное наследование, аллели.

Прием “Арт-объект” способствует развитию поисковой деятельности. Этот прием я применяю при проверке усвоения, понимания, закрепления новых знаний. При изучении темы “Основные химические загрязнители окружающей среды” в 10 классе предлагаю учащимся по изображению арт-объекта определить, какие виды загрязнения окружающей среды представлены; предложить возможные варианты, как можно избежать загрязнения окружающей среды и какие последствия могут вызывать данные виды загрязнений.

Для учащихся 10 класса по теме “Роль пищевых добавок в продовольственной индустрии” на этапе актуализации знаний предлагаю иллюстрацию, рассмотрев которую учащиеся предполагают, о чем может быть эта иллюстрация. (Подумайте и запишите три разных заголовка к этой иллюстрации (как можно больше различающихся между собой).)

Для учащихся 11 класса по теме “Фотосинтез” на этапе закрепления новых знаний предлагаю прием “Арт-задача”, который способствует визуализации биологических знаний. Глядя на иллюстрацию, учащиеся должны определить, о каком процессе идет речь, в каких органоидах растительной клетки протекает процесс фотосинтеза, написать уравнение ­реакции, составить и решить задачу с минимальным данными.

Можно предложить самостоятельно подобрать связанную с темой урока картинку из интернет-источника или нарисовать и составить задачу для своих одноклассников.

Прием “Скрайбинг” помогает наглядно и доступно объяснить содержание параграфа из учебника. Например, учащимся 9 класса предлагаю домашнее задание: составить скетч по теме “Сон и сноведения”. Они должны детально и необычно зарисовывать материал, пользуясь своими знаниями и информацией, полученной из учебника и других источников.

Применение приемов визуализации в образовательном процессе действительно способствует развитию креативных способностей учащихся. Они учатся видеть, генерировать новые и совершенствовать уже существующие идеи, искать альтернативные пути решения поставленных задач, создавать творческие продукты и быть успешными.

 Виктория МАСТАБАЙ,
учитель-методист, учитель химии и биологии
Стреличевской средней школы имени В.Н.Марченко Хойникского района