В своем роде судьбоносным стало обнародование 140 лет назад, в далеком 1884-м, Правил о церковноприходских школах, утвержденных указом императора Александра III.
Доступ к образованию в Российской империи, в состав которой входили и земли современной Беларуси, имели преимущественно представители так называемых привилегированных сословий. Меж тем необходимость хотя бы элементарных познаний ощущали и крестьяне, сравнительно недавно избавившиеся от ярма крепостничества. К тому же и правительство понимало, что неграмотных и незнакомых с канонами веры людей куда труднее приучить к уважению закона и порядка.
Школы церковно-приходского типа существовали, но было их сравнительно немного. Указ вдохнул в них новую жизнь, как утверждает первый проректор Минского городского института развития образования, доктор исторических наук, профессор Сергей Стренковский, знакомый с этой темой не понаслышке.
— Сергей Петрович, а почему именно Александр III инициировал появление подобного документа?
— Начнем с того, что его отец Александр ІІ, которого называли Освободитель, отменил крепостное право, реорганизовал армию, создал в России современную судебную систему — словом, провел жизненно важные и давно назревшие реформы. Однако вместо благодарности от народа царь был безжалостно убит бомбистами-народовольцами. По мнению сына, трагическая кончина Александра Николаевича могла стать прямым следствием послабления жесткого контроля государства над подданными, излишнего вольнодумства, опьяняющей свободы и атеизма.
Церковно-приходские школы (ЦПШ) в этом смысле виделись государю и его ближайшим советникам важным подспорьем в усвоении начал веры и нравственности, верности Отечеству, получении первоначальных полезных знаний и, что немаловажно, средством идеологического воздействия на сельские слои населения. Через детей предполагалось воспитывать и их родителей, а если брать шире, то и весь народ, в христианском благочестии, формировать гражданственность и патриотизм.
— А кто открывал церковно-приходские школы, что они из себя представляли и чем отличались от тех же, допустим, народных училищ?
— Народные училища функционировали преимущественно в городе, а также на селе в центрах волостей, и в них по государственной программе учились дети мелких чиновников, служащих, рабочих, ремесленников. Руководило ими Министерство народного просвещения, губернские дирекции народных училищ. Церковно-приходские школы создавались в церковных приходах и находились в ведении духовного ведомства. Право открывать их предоставлялось православному духовенству, тем же приходским священникам, на средства крестьянской общины либо частные благотворительные пожертвования и т.п. При этом программа народных училищ и церковно-приходских школ была практически идентичной.
ЦПШ делились на те, где дети учились два года, и те, что были рассчитаны сначала на четырех-, а позже на трехгодичное обучение.
— Какие предметы изучались и кто их преподавал?
— В моей личной библиотеке есть книги и документы, знакомство с которыми дает вполне наглядное представление об этом. Вот, к примеру, расписание занятий в одной из церковно-приходских школ грамоты (низший тип начальных школ) в Минской губернии. Сюда входили обязательный для изучения Закон Божий, чтение книг, напечатанных церковным и гражданским шрифтом, церковное пение, письмо на русском языке и арифметика. Кроме этого, давались начальные сведения из истории церкви и Отечества, детей знакомили с церковнославянским языком.
— Посещение учениками занятий было ежедневное?
— Дети учились во все дни, кроме воскресенья. Преподавателем мог быть священник, дьякон, псаломщик и даже, к примеру, отставной солдат, имевший какое-то начальное образование, либо любой грамотный крестьянин, окончивший народное училище или ту же ЦПШ.
Для подготовки учителей школ грамоты создавались специальные церковно-приходские школы, а с 1895 года для подготовки учителей начальных школ в целом — церковно-учительские школы. В них, кроме традиционных общеобразовательных предметов, учащихся знакомили с дидактикой и основами педагогики, гигиеной. Дополнительно обучали иконописанию, ремеслам, ведению сельского хозяйства. Преподавание велось по учебным пособиям, рекомендованным Святейшим синодом. При церковно-приходских школах при наличии возможностей и средств создавались учительские и ученические библиотеки.
Без телесных наказаний
— Учебники детям выдавали только в библиотеках или у них были и собственные?
— Были и собственные, и довольно неплохие. Здесь у меня на столе, как видите, есть несколько еще дореволюционных учебников, написанных и церковнославянским, и обычным русским языком, только с дореформенной орфографией, с “ятями” и прочим. Для обучения использовались, к примеру, “Азбука русского и церковнославянского языка” епископа Полоцкого и Витебского Викторина (Любимова) и другие учебники, в том числе написанные нашими соотечественниками. Вот, кстати, учебник, подготовленный священником минской Петро-Павловской церкви Феодором Миткевичем (Миткевич, Феодор, свящ. Священная история Новаго Завета в простых рассказах для детей младшего возраста / свящ. Феодор Миткевич. — изд. 4-е. — Минск : Типо-литография Б. И. Соломонова, 1885. — 154, IV с.).
Интересно, что программа чистописания, предполагавшая три урока в неделю, была как бы прообразом той, которая нам с вами хорошо известна с детства. В первый год обучения, к примеру, она была рассчитана на выработку правильной посадки и держания пера и включала в себя рисование по сетке, черчение букв славянского и гражданского шрифта, различных линий и фигур для развития руки и глазомера.
— В расписании занятий, которое вы только что показали, упоминается счисление. Имеется в виду арифметика?
— Совершенно верно. По программе счисления в первый год учащимся предлагали устные упражнения в пределах первого десятка, счет до десяти, арифметические действия с этими цифрами. Затем переходили к счету круглыми десятками до 100 и т.д., задачи постепенно усложнялись.
— Для ЦПШ строились отдельные здания или где-то отводились специальные комнаты или уголки?
— Если финансы прихода позволяли, строились деревянные или даже кирпичные дома, причем по типовым проектам. Автором одного из них, и мы можем этим гордиться, был трудившийся на наших землях архитектор и академик Николай Михайлович Чагин. На чертеже, как видите, предусмотрены комнаты и для занятий, и для отдыха детей. В основном же для церковно-приходских школ безвозмездно отводились отдельные, а то и общехозяйственные, временно освобождавшиеся для занятий помещения в церковных сторожках, богадельнях, домах священников, псаломщиков, простых прихожан. Иногда это были наемные помещения.
— Смотрю, у них было целых шесть уроков! Каждый длился традиционные для нас 45 минут?
— Нет, час. Между уроками были предусмотрены перерывы, чтобы дети могли побегать и поиграть, а классное помещение проветриться. Причем наставнику предписывалось во время перерывов отучать учеников от драк и грубости и приучать, как и на уроках, к порядку, благопристойному поведению, вежливости и послушанию. Телесные наказания, во всяком случае официально, запрещались, предлагалось проводить с подопечными “душеполезные” беседы, даже при строгих внушениях не унижать и не оскорблять ребенка.
— С какого возраста детей принимали в школы?
— С 7—10 лет, и преимущественно мальчиков.
— Но ведь в крестьянском хозяйстве ценилась каждая пара рук, тем паче мужских! Как родители их отпускали?
— Отпускали не очень охотно, особенно поначалу. Но, с другой стороны, занятия в школах грамоты проходили, как правило, зимой, когда детям не было необходимости помогать взрослым в сельскохозяйственных работах. Это немаловажное обстоятельство обеспечило популярность таких школ у крестьян, понимающих очевидную пользу и даже выгоду от умения читать и писать, но не желающих тратить на обучение много времени, которое можно использовать для выполнения хозяйственных дел.
К слову, на сельских жителях лежали обязанности поиска учебного помещения, жилья для учителя и предоставление ему продуктов питания, что также являлось подтверждением заинтересованности крестьян в существовании школ грамоты. Подавляющее большинство учителей размещались в домах родителей учащихся либо съемных комнатах. Особых требований к образованию учителей не предъявлялось, достаточно было окончить школу (народную или приходскую), а обучать молитвам мог не только священник, но и псаломщик. С целью роста профессионального уровня учителей в Минской епархии с 1897 года стали проводить педагогические курсы, по сути, курсы повышения квалификации, где преподавали лучшие, или, как тогда говорили, маститые, преподаватели, а практические занятия велись на базе образцовой школы при Минской духовной семинарии, где была организована временная школа для детей, приглашенных на учебу через специальные объявления.
Поучительная история
— Через 10 лет после принятия указа в Минской губернии число церковно-приходских школ увеличилось с чуть более 180 до почти 1300, около четверти детей обучалось в народных училищах и церковно-приходских школах. В 1902 году, без малого через 20 лет после подписания и обнародования правил, в Российской империи насчитывалось почти 43 700 школ этого типа, где проходили обучение 1 млн 782 тысячи учеников.
— Это был, выражаясь современным языком, своего рода всеобуч для простого населения?
— Безусловно. Церковно-приходской статус отнюдь не означал отсталости, косности или неполноты программы. В школах часто работали очень опытные и знающие преподаватели, и изучались там не только Закон Божий, чистописание или арифметика. Для примера откроем пособие по пению. Чтобы в нем разобраться, нужно как минимум знать нотную грамоту.
Или, скажем, в первом полугодии третьего года обучения учащиеся знакомились с краткими сведениями по географии планеты. Рассматривались части света, океаны, моря, реки, равнины, горы, озера. Более подробно изучались Средиземное и Черное моря, Греция, Рим, Константинополь, Таврический полуостров, границы России, Днепр, Волга, Западная и Северная Двина и т.д. Знания давались вполне основательные.
— А что касается истории?
— Темы тоже были разнообразные. Путь “из варяг в греки”, история Вселенской церкви, крещение Руси, святой князь Владимир, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской, династия Романовых… Упор, разумеется, делался на христианскую составляющую. Из общего хода истории Отечества детям требовалось вынести убеждение в том, что Русь и весь славянский мир всегда были сильны православной верой и крепкой единоличной властью.
Получали дети и определенные знания в области русской литературы, в учебниках печатались, к примеру, басни Крылова. Вот в этом, как видите, “Лиса и виноград” с иллюстрацией. Очень поучительная история.
— Сергей Петрович, церковно-приходские школы были ликвидированы или закрыты сразу после революции?
— Да, в 1917 году. Получается, церковно-приходские школы просуществовали 33 года. Это сравнительно немного, но они сыграли, на мой взгляд, значительную и определенно недооцененную роль в деле народного просвещения.
Владимир ПИСАРЕВ
Фото Олега ИГНАТОВИЧА