На базе нашей школы совместно с Барановичским горрайотделом по чрезвычайным ситуациям организован военно-патриотический клуб «Феникс».

Одно из направлений деятельности его членов – профилактическая работа с учащимися младших классов. Накануне летних каникул ребята из «Феникса» проводят для своих младших товарищей ряд мероприятий, нацеленных на соблюдение правил пожарной безопасности.
Предлагаем вашему вниманию профилактическую кейс-игру «Огонь – друг или враг?» для воспитанников пришкольного лагеря.
Цель: актуализация знаний учащихся младших классов о причинах пожара и правилах обращения с огнем.
Задачи:
- систематизировать знания участников о правилах пожарной безопасности;
- способствовать формированию навыков осторожного обращения с огнем, воспитанию у ребят чувства ответственности;
- научить младшеклассников правильно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Оборудование: кейс с заданиями (карточки, ребусы и др. дидактические и раздаточные материалы); листы ватмана, маркеры, фломастеры, карандаши, краски; памятка «МЧС информирует: советы по пожарной безопасности в летний период», разрезанная на 9 частей.
Ход кейс-игры
І. Организационно-мотивационный этап
Ведущий. Знают все – человек без огня
Не живет ни единого дня!
При огне как при солнце светло,
При огне и зимою тепло.
Но, когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим врагом.
Огонь – один из древнейших друзей человека. Когда-то очень давно люди боялись огня, но с тех пор как они «приручили» его и принесли в свои пещеры, жизнь человечества изменилась навсегда. Как вы думаете, чем огонь помог человеку?
Организуется обсуждение, в ходе которого ведущий подводит участников к ответу: с помощью огня обогревалось жилище, освещались пещеры, готовилась пища и отгонялись дикие звери.
Ведущий. Огонь издавна приносит людям много пользы. Но обращаться с ним нужно осторожно, ведь пламя может выйти из-под контроля и натворить много бед. Летом многие из вас поедут в деревню к бабушкам и дедушкам, на дачу, будут участвовать в пикниках на природе. Поэтому самое время вспомнить, какие правила пожарной безопасности надо соблюдать, чтобы огонь стал нашим другом, а не врагом.
ІІ. Основной этап
Учащиеся делятся на 3 команды. Ведущий знакомит участников с условиями игры. Каждая команда получает кейс с заданиями в конвертах. За каждый правильный ответ ее игрокам вручается фрагмент памятки «МЧС информирует: советы по пожарной безопасности в летний период».
Содержание кейса
Конверт 1. Друг или враг?
Разделите карточки на две группы: огонь-друг и огонь-враг.

Ответ: огонь-друг – 2, 3, 4, 7; огонь-враг – 1, 5, 6, 8.
Конверт 2. Народная мудрость
Подберите правильное окончание к пословицам и поговоркам.
|
1 |
Не играй, кошка, с огнем – |
А |
а велик пламень родит |
|
2 |
Искра мала |
Б |
не потушишь |
|
3 |
Нет дыма |
В |
лапу обожжешь |
|
4 |
Упустишь огонь – |
Г |
и ведро воды |
|
5 |
Спички не игрушка, |
Д |
без огня |
|
6 |
Дорого при пожаре |
Е |
огонь не забава |
|
7 |
Маленькая спичка |
Ж |
а без огня горюют |
|
8 |
С огнем воюют, |
З |
сжигает большой лес |
Ответ: 1В; 2А; 3Д; 4Б; 5Е; 6Г; 7З; 8Ж.
Конверт 3. Собери номер
Решите задачи и соберите номер телефона пожарной аварийно-спасательной службы.
1) У Леры было 10 рублей. Мама дала ей еще 6 рублей. Лера купила куклу за 15 рублей. Сколько денег осталось у Леры?
2) На праздник дети украсили комнату: они надули 35 воздушных шариков, а папа надул еще 70, но, когда ребята играли, 105 шариков лопнули. Сколько всего шариков осталось в комнате?
3) Вася с братом поймали 9 рыб, но кот Мурзик съел 3 окуня и 5 пескарей. Сколько рыб осталось у мальчиков?
Ответ: 101.
Конверт 4. Да или нет?
Подчеркните зеленым карандашом действия, которые необходимо выполнять в случае пожара, а красным – то, чего делать в этой ситуации категорически нельзя.
1. Переоценивать свои силы и возможности для борьбы с огнем. 2. Вызывать пожарную службу по телефону 101. 3. Рисковать своей жизнью, спасая имущество. 4. Начинать тушить огонь, не вызвав предварительно пожарных. 5. Пытаться затушить небольшое возгорание подручными средствами: водой, мокрой тканью, плотным одеялом, песком. 6. Тушить водой электроприборы, находящиеся под напряжением. 7. Закрывать нос и рот влажным платком или шарфом при попадании в помещение дыма, ложиться на пол и ползком пробираться к выходу. 8. Пытаться в случае возгорания, произошедшего в бытовом электроприборе, выдернуть вилку из розетки или обесточить прибор через электрощит. 9. Прятаться в шкафах, кладовых, забиваться в углы. 10. Пользоваться лифтом. 11. Открывать окна и двери. 12. Закрывать плотно дверь горящей комнаты и стараться уплотнить дверь смоченными в воде тряпками. 13. Выпрыгивать из окон верхних этажей. 14. Поддаваться панике.
Ответ: да – 2, 5, 7, 8, 12; нет – 1, 3, 4, 6, 9, 10, 11, 13, 14.
Конверт 5. Найди ошибку
Прочитайте перечень действий девочки Лизы, обведите карандашом те действия, которые неверны.
- Лиза делала уроки. Было темно, и она включила настольную лампу.
- Лампа светила очень ярко. Лиза взяла полотенце и накрыла им лампу.
- Лиза случайно вымазала полотенце акварельной краской, сразу постирала его и повесила сушить над газовой плитой.
- Лиза решила приготовить обед. Она поставила на плиту кастрюлю с водой и отправилась в магазин за продуктами.
- Сварив вкусный суп, Лиза выключила газ.
- Девочка включила утюг и пошла на улицу, чтобы снять белье с веревки.
- Когда Лиза гладила юбку, раздался звонок. Утюг еще не нагрелся, она оставила его на юбке и пошла открывать дверь.
- Собравшись погулять, Лиза выключила все электроприборы и проверила газ.
Ответ: 2, 3, 5, 6, 7.
Конверт 6. Загадки с огоньком
Отгадайте загадки.
1) С языком, а не лает, без зубов, а кусает. (Огонь.)
2) Серое сукно тянется в окно, вьется, взвивается, в небо устремляется. (Дым.)
3) Таять может, да не лед. Не фонарь, а свет дает. (Свеча.)
4) Это тесный-тесный дом: сто сестричек жмутся в нем, и любая из сестер может вспыхнуть, как костер! (Коробок со спичками.)
5) Красный петух по улице бежит. (Пожар.)
6) Туристы в лагерь свой придут, его под вечер разведут. Он будет долго полыхать, своим теплом их согревать. (Костер.)
Конверт 7. Причины пожаров
Разгадайте ребусы и назовите частые причины пожаров.


Ответ: шалости с огнем; перегрузка сети; сжигание травы; утечка газа.
Конверт 8. Проблемная ситуация
Выберите правильный вариант разрешения проблемной ситуации.
Ситуация 1. Пожарным при звонке о помощи необходимо сообщить:
а) фамилию, адрес, возраст, ваш рост, цвет глаз;
б) фамилию, адрес, подъезд, этаж, объект возгорания;.
в) где находятся ценные предметы, которые нужно спасти.
Ситуация 2. Если невозможно потушить возгорание, необходимо:
а) покинуть квартиру / дом;
б) спрятаться в другой комнате;
в) спасать имущество.
Ситуация 3. Если из телевизора пошел дым, надо:
а) его обесточить и накрыть одеялом;
б) потушить водой;
в) убегать из дома.
Ситуация 4. Если при пожаре в помещении уже много дыма, следует:
а) спрятаться под кроватью;
б) двигаться ползком к выходу;
в) открыть пошире окно и дверь.
Ситуация 5. Разводить костер можно:
а) под большими деревьями;
б) недалеко от дома;
в) в специально оборудованных местах.
Конверт 9. Творческое задание
Сделайте рисунок на тему «Безопасное лето», объясните вашу идею.
III. Подведение итогов. Рефлексия
Команды собирают памятку из полученных за выполненные задания фрагментов. Победителем становится команда, которая первой соберет всю памятку.
Организуется обсуждение итогов игры и изучение памятки с советами МЧС.
Вопросы для обсуждения
- Каким советам памятки вы всегда следуете?
- С какими из этих рекомендаций вы познакомились впервые?
- Почему перед летними каникулами важно еще раз повторить правила пожарной безопасности?
Литература
1. Детский травматизм: причины и как его избежать? – URL: https://minobl.mchs.gov.by/pravila-povedeniya-v-chs/414875/ (дата обращения: 07.03.2025).
2. Кононова, И. Т. Сценарии по пожарной безопасности для школьников / И. Т. Кононова. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 128 с.
3. Павлюков, С. Ю. Формула безопасности / С. Ю. Павлюков, Н. С. Окунь. – Минск: КИИ, 2015. – 99 с.
4. Что делать, если… Практическое пособие. – URL: https://mchs.gov.by/upload/iblock/0bb/what_if.pdf (дата обращения: 05.03.2025).
Фото на превью Екатерины МОТЕВИЧ, используется в качестве иллюстрации





