Профориентация детей с опытом сиротства: техники для индивидуальной и групповой работы

- 15:06Газета "Домой!", Новости

Проблема профориентации и постинтернатного сопровождения детей с особой жизненной историей сегодня стоит остро. Государство берет на себя обязательство по решению основных проблем ребенка: обучение, обеспечение жильем, помощь в трудоустройстве, т.е. всем, что является самым необходимым.

Но взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются, к сожалению, не готовы. Этому способствуют различные причины:

  • несформированность системы отношений (установление поверхностных отношений, сложности установления и поддержания контактов);
  • отсутствие навыков бытового самообслуживания;
  • разрыв между представлениями о жизни и реальностями жизни;
  • личностные особенности (заниженная самооценка, отсутствие социального опыта, неспособность принятия ответственности за свой выбор и жизнь);
  • разрыв контактов с замещающими родителями / отсутствие значимого взрослого;
  • ограниченность выбора профессий, а в последствии нереализованность и склонность к асоциальному поведению.

Все это создает эффект замкнутого круга, когда одни проблемы порождают другие. Поэтому сопровождение ребенка на этапе выпуска должно носить комплексный и системный характер, давать возможность молодому человеку раскрыть возможности, научиться мастерству коммуникации, сформировать навыки уверенного поведения и готовности встретить любой вызов жизни.

Совершеннолетие — возраст, определяющий момент перехода из беззаботного детства во взрослую жизнь. Достижение совершеннолетия во всех странах считается важным жизненным этапом. Помимо получения дополнительных прав, происходит развитие социальных навыков, установление новых отношений, появляется груз новой ответственности. Но кто и когда решил, что 18 лет — именно тот возраст, когда человек может именоваться совершеннолетним. Если заглянуть в толковый словарь, то под термином “совершеннолетие” подразумевается возраст, с наступлением которого человек становится дееспособным. То есть до этого конкретного рубежа человек является недееспособным? Это оставим в качестве риторического вопроса.

Интересен факт, что в разных странах возраст совершеннолетия абсолютно разный. Так, например, в 19 лет взрослеют в Алжире, некоторых землях Канады, в штатах Алабама и Небраска в США и Южной Корее; в 20 лет — представители Тихоокеанского региона, Парагвая, Тайвани, Таиланда, Новой Зеландии; взрослеют дольше всех в мире — в 21 год — в штате Миссисипи в США, на Мадагаскаре, в Лесото, Бахрейне, Пуэрто-Рико, Арабских Эмиратах, Сингапуре.

Безусловно, в основе данного разделения лежат традиции и нормы конкретного общества, биологические и психологические аспекты, которые необходимо учитывать. Но процессы формирования и развития детей, имеющих психологическую травму, не поддаются нормам, которые указаны в литературе. “Каждый случай индивидуален”, — скажете вы. Да, это так, но то, что происходит влияние негативного раннего опыта ребенка на формирование его мозга и дальнейшее развитие, отрицать не приходится.

Вернемся к условному периоду совершеннолетия. Совершеннолетие подразумевает самостоятельное ведение домашнего хозяйства (стирка, уборка и т.д.), учебу или работу, решение бытовых вопросов (например, замена лампочки или оплата коммуналки), установление коммуникации, навыки планирования, достаточную саморегуляцию и др. Но может ли молодой человек с опытом сиротства “похвастаться” таким набором знаний, умений и навыков? К сожалению, не каждый. Вот и приходится им объединяться в коммуны/стаи как способ дополнять друг друга и не чувствовать раздирающего изнутри одиночества.

Социально-трудовая ориентация и роль значимого взрослого

Молодые люди с опытом сиротства чаще всего выбирают профессию наугад. Куда по баллам прошел, ту профессию и освоишь. Обычно это узкий круг нескольких профессий: кассир, повар, швея, электрик.

Еще один способ выбора профессии — за компанию с другом/подругой, поближе к биологическим родственникам/приемной семье или, наоборот, подальше от биологических родственников/приемной семьи. Все что угодно, только не предпочтения будущей профессии. Профессия вообще вне системы ценностей, она внешняя.

Подростки ничего не знают о современных востребованных профессиях. И, следовательно, имеют минимальные возможности для ее освоения. Это не проблема отдельного ребенка или отдельной замещающей семьи, это проблема намного глубже. Для каждого приемного ребенка необходимо создавать определенную траекторию, заинтересовать и постоянно мотивировать.

Специалисты отмечают, что социально-трудовая ориентация начинается в семье с момента, как ребенок себя помнит. Ребенок видит родителей, которые каждый день уходят на работу. Да, у него есть противоречия по этому поводу, как это мама или папа уходят от него, но у ребенка формируется естественное чувство того, что работа — это данность. Поэтому ребенку из благополучной семьи профориентация нужна для того, чтобы показать разнообразие профессий, а не для формирования чувства необходимости работы как таковой.

У ребенка из неблагополучной среды работа ассоциируется с чем-то очень далеким и не имеющим к нему никакого отношения. Его окружение, как правило, — это дисфункциональная среда/семья, а работа — самый неприглядный способ достичь материального блага. Если ребенок попадает в приемную семью в более старшем возрасте, то правила он усвоить может, но ценности не укоренятся в его понимании, так как формирование трудовой мотивации в 14 лет не происходит. Она формируется ориентировочно в 6—7 лет, когда появляется первый опыт труда. Любая поделка, стихотворение, уборка — все это вызывает восторг со стороны родителей в благополучной семье. В неблагополучной же часто этого даже не замечают.

Важно! Профориентация приемных детей начинается с формирования трудовой мотивации.

Не способствует развитию будущих трудовых успехов и наличие психологической травмы у ребенка. Когда ребенок в благополучной семье формировал новые нейронные связи (в том числе и для будущей трудовой деятельности), то ребенок с серьезным уровнем психологической травматизации был занят выживанием (в прямом смысле слова). Первое, что повреждает травма — это внимание. Это не просто дефицит внимания, это невозможность довести дело до логического завершения. Ребенок увлекается то одним, то вторым, то третьим. И все без завершения. Во взрослой жизни такого рода метание может найти отражение в отсутствии интереса к трудовой деятельности: постоянная смена работы, смена партнеров и как итог — потеря смысла жизни. Все эти процессы у травматика сопровождаются постоянной тревогой и ощущением чего-то плохого.

Подростки, которые живут в приемных семьях и детских домах семейного типа, имеют определенные сложности с выбором профессии. У приемных родителей не всегда хватает времени и знаний, чтобы помочь детям выбрать современную специальность, помочь в подготовке к поступлению. Нередко случается так, что при получении аттестата подросток не знает, куда будет поступать. А подготовка к выбору профессии должна начинаться задолго до окончания школы.

Важно! Для того чтобы преодолеть проблему выбора профессии, подростку нужен значимый взрослый. Человек, на которого ему захочется быть похожим. Когда начинает формироваться привязанность, начинаешь присоединяться, идентифицироваться. Перенимаешь его ценности и привычки. Это самый надежный механизм.

При организации профориентационной работы с молодыми людьми необходимо ориентироваться на следующие направления:

  • формирование трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии;
  • понимание значимости в жизни будущей профессиональной деятельности, осознание важности предложенного рабочего места;
  • ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности, поскольку выпускники часто бросают работу, не осознавая значимости и важности ее обретения.

Техники в направлении Профориентация для индивидуальной и групповой работы

(на примере работы профориентационного клуба Мой выбор
для воспитанников детских домов семейного типа)

Упражнение Угадай профессию

Данное упражнение предлагается с целью формирования представления о профессиях, командообразования и раскрепощения участников.

Материалы: карточки с названиями профессий: повар, программист, официант, курьер, автомеханик, водитель, швея, учитель, врач, милиционер, строитель, банкир, журналист и др.

Ход работы. На спину (лоб) участника приклеивается табличка с названием профессии. Участнику необходимо догадаться, о какой профессии идет речь. Можно задавать вопросы другим участникам, например, “Что я делаю?”, “Сколько зарабатываю?” и т.д., но нельзя задавать прямых вопросов, например, “Кто я?”.

Упражнение считается завершенным, когда все участники поняли, какие профессии у них написаны на карточке.

Арт-терапевтическая техника Мой профессиональный мир

Данная техника является как диагностической, так и трансформационной и фокусирующей. Она может быть использована как в индивидуальном, так и в групповом ключе. В диагностическом плане техника позволяет увидеть и изучить актуальные переживания, ценности, чувства, потребности и цели в контексте профессиональной реализации. Благодаря тому, что на любом этапе можно внести изменения в работу, она является трансформационной. Фокусирующая эта техника потому, что можно работать с ней на этапе создания представлений о желаемом профессиональном мире.

Материалы: личные вещи участника (мелочи, которые можно попросить принести на занятие заранее или найти в карманах/сумке), мелочи, предоставляемые специалистом (фигурки, природные материалы и др.), художественные материалы, вырезки из журналов или газет, карточки с изображениями, материалы для рукоделия, любые другие предметы.

Ход работы. Создайте инсталляцию на тему “Мой профессиональный мир”. Запрос может быть разным. Каков мой профессиональный мир сейчас? Каким хочу видеть мой профессиональный мир?

Дайте время для создания инсталляции. Попросите дать название работе. Сфотографируйте то, что получилось. Если есть необходимость что-то изменить или добавить, то предоставьте такую возможность. Попросите участника рассказать о своем мире.

Ориентировочный перечень возможных вопросов:

Как происходил выбор материалов?

Какие чувства вызывает работа?

Какие элементы вам больше всего нравятся?

Какие ассоциации они вызывают?

Какие нравятся менее? Почему?

Как взаимодействуют элементы инсталляции друг с другом?

Если у участника встречи есть желание что-то убрать/добавить/исправить, то на данном этапе это можно сделать и рассказать, что изменилось.

Специалист должен помочь увидеть возможность осознания в процессе работы реальной жизни участника.

Упражнение Будущая профессия

Направлено на формирование у участников представления о том, что необходимо для успешного трудоустройства.

Материалы: флипчарт, маркеры, листы бумаги и ручки по количеству участников.

Ход работы. Специалист предлагает участникам следующее задание: “Начнем с того, что каждый из вас должен определиться, кем бы хотел работать. Возьмите листок бумаги и напишите, в какой сфере вы бы хотели работать, в какой компании/организации, какую заработную плату хотели бы получать, какой график вас бы устроил. У вас есть 5 минут”. После того, как участники выполнили задание, проводится обсуждение.

Ориентировочный перечень вопросов для обсуждения:

Что было легче вам определить для себя, что сложнее?

Какие еще критерии при выборе работы вы хотели бы учитывать?

Что для вас важнее: профессия, заработная плата, график, работа в большой и статусной компании?

Высказаться должен каждый из участников.

Далее специалист задает группе вопрос: “Что нужно от кандидата на работу, чтобы его приняли? По каким критериям работодатель проводит отбор?”. Все ответы участников фиксируются на флипчарте.

Возможные варианты ответов: “Образование”, “Опыт работы”, “Связи”, “Личная симпатия/антипатия”, “Резюме” и т.д.

Специалист должен обратить внимание участников, что, если человек хочет стать успешным в той или иной профессии, он должен приложить немало усилий, иметь соответствующее образование или быть готовым его получить. Успех карьеры напрямую зависит от нас самих.

Арт-терапевтическая техника Коллаж профессиональных интересов

Техника предназначена для исследования личных и профессиональных интересов, мотивации, личностных ресурсов и способностей.

Материалы: ватман, материалы для коллажа.

Ход работы. Создайте коллаж своих интересов, где нужно отразить (все пункты или выборочно, в зависимости от проводимой работы, запроса, целей и задач):

мои любимые занятия;

то, что у меня хорошо получается делать;

мои профессиональные мечты;

что я хочу изменить в мире / что хочу создать или улучшить;

другие люди и их профессии, которые меня вдохновляют;

чему я хотел(а) бы научиться.

Попросите участника рассказать о коллаже. Если рассказ вызывает затруднения, предложите рассказать о коллаже кого-то со стороны. Так, как можно было бы описать автора работы.

Ориентировочный перечень возможных вопросов:

Какие профессии и должности подошли бы этому человеку?

Каковы его сильные стороны и таланты? (эти вопросы подойдут и для группового формата);

Кто вызывает у вас наибольший энтузиазм и вдохновение?

Что из этого уже есть в вашей текущей деятельности, а чего не хватает?

Как это можно было бы реализовать?

***

Молодые люди в выборе профессии часто ориентируются на стереотипы общественного сознания, культивируемые средствами массовой информации. При этом их внимание, как правило, направлено не на конкретные профессии, а на определенный уклад жизни. Также существенное влияние на профессиональный выбор подростков оказывает мнение сверстников. Поэтому блогер — это и есть профессиональный выбор-мечта и предел трудовых амбиций современного подростка. И это не самый плохой вариант, поскольку мечтать, как правило, молодые люди с опытом сиротства практически не умеют.

Профессиональное ориентирование молодых людей с опытом сиротства необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов, волонтеров и замещающих родителей. Необходимо на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы в соответствии с их возможностями.

В рамках профориентационной работы важно дать молодым людям возможность получить разнообразный позитивный опыт, который позволит раскрыть потенциал и обнаружить их способности, а главное, расширит круг представлений о мире и значении профессиональной деятельности в нем, влияющей в целом на качество их жизни.

Анастасия ЗАХОЖАЯ,
заведующий отделом поддержки семей,
принявших на воспитание детей-сирот,
детей, оставшихся без попечения родителей
ГУО “Гомельский городской социально-педагогический центр”
Фото: copp161.ru