«Чего боится подросток: как понять и помочь» — психолого-педагогическое просвещение родителей

- 15:22Журнал "Народная асвета", Новости

Ключевую роль в развитии эмоциональной сферы подростков играют разного рода страхи, что во многом объясняется особенностями возрастного периода и ограниченным опытом преодоления трудностей.

В.Н.КИРЕЕВА, педагог-психолог высшей квалификационной категории Могилевской городской гимназии № 1

В целом возникновение чувства страха бывает полезным, поскольку помогает идентифицировать опасность и формировать избирательное отношение к воспринимаемому миру. Однако, когда страх становится чрезмерным или устойчивым, он может негативно влиять на эмоциональное состояние, социальную адаптацию, учебную деятельность и даже будущее подростка.

Предлагаем вашему вниманию родительское собрание «Чего боится подросток: как понять и помочь».

Цели: помощь родителям учащихся в осознании природы подростковых страхов, обучение распознаванию тревожных сигналов о психоэмоциональном состоянии ребенка, ознакомление с эффективными стратегиями поддержки.

Участники: родители учащихся 8–10 классов.

І. Вступительный этап

Ведущий (педагог-психолог) приветствует участников и предлагает ответить на вопросы: «Замечали ли вы у своего ребенка признаки тревожности? Если да, то какие?» Затем на экран выводится диаграмма с отображением наиболее частых в подростковом возрасте страхов. Организуется обсуждение, в процессе которого родители приходят к выводу, что подростковые страхи –
естественная часть взросления, но при отсутствии необходимой поддержки они могут привести к серьезным психологическим проблемам. Поэтому важно создать в доме доверительную атмосферу, в которой подросток может научиться преодолевать тревоги и уверенно вступить во взрослую жизнь.

ІІ. Основной этап

Ведущий напоминает участникам, что в подростковом возрасте ребенок получает новый опыт, расширяющий его знания о себе и окружающих, сталкивается с внутренними конфликтами, которые приходится решать самостоятельно. К повышению тревожности могут привести различные обстоятельства: экзамены, первая любовь, ссора с другом. Основная потребность в этом возрасте – общение со сверстниками, поэтому наиболее значимые события, как правило, связаны с ближайшим социальным окружением.

Ведущий. Больше всего подростки опасаются насмешек, собственных неудач, болезни и смерти родителей или других близких людей. Исследования известного российского психотерапевта профессора А. И. Захарова [3] показывают, что у 15-летних ребят самыми частыми бывают такие социальные страхи, как страх одиночества, страх совершить ошибку, страх осуждения и насмешек со стороны сверстников и взрослых. Важный шаг к преодолению страхов – обсуждение их с подростком. Открытое общение помогает укрепить доверие между родителями и детьми. При этом старшим следует выслушивать младших с участием и без критики, задавая простые и одновременно деликатные вопросы.

Чтобы потренироваться в выстраивании такого диалога, ведущий предлагает участникам разобрать ряд ситуаций. Родители делятся на группы. Каждая получает карточки с описанием конкретных ситуаций, анализирует их и обозначает два варианта решения: ошибочный и правильный. Организуется общее обсуждение, презентуются выработанные варианты. Ведущий дает комментарии.

После разбора ситуаций участники получают памятки с ключевыми фразами поддержки: «Я с тобой!», «Давай подумаем вместе», «Я выслушаю тебя в любое время – просто скажи, когда захочется поговорить», «Понимаю, как тебе сейчас тяжело», «Расстраиваться, грустить, плакать в твоей ситуации – это нормально», «Нет, тебе не за что себя ругать», «Ты не один – вместе мы точно справимся».

Ситуация «Страх отвечать у доски» (страх неудачи в учебе). Мальчик, 12 лет: «Ненавижу, когда меня вызывают к доске! У меня трясутся руки, и я забываю все, что учил».

Ошибочная реакция родителей

  • Ты просто ленишься готовиться! (Обвинение.)
  • Ничего страшного, все через это проходят. (Игнорирование.)
  • Если не переборешь страх, станешь неудачником. (Запугивание.)

Правильная реакция родителей

  • Вижу, что ты злишься. Понимаю, что тебе это дается тяжело. Давай разберемся, что именно тебя пугает. (Признание чувства – контейнирование эмоций.)
  • Предлагаю порепетировать твой ответ у доски дома перед зеркалом или перед кем-нибудь из членов семьи. (Предварительное проигрывание ситуации.)
  • Попробуй сосредоточиться на своих сильных сторонах, а не на оценках. (Работа с самооценкой.)

Ситуация «Боязнь насмешек по поводу внешности» (страх физических изменений). Девочка, 15 лет: «Я толстая (очкарик, немодно одеваюсь),  поэтому все надо мной смеются».

Ошибочная реакция родителей

  • Было бы из-за чего переживать! Выкинь это из головы, забудь! Лучше подумай о чем-то хорошем! (Недооценивание проблемы.)
  • Постарайся похудеть (сменить стиль) – и все пройдет. (Фокус на изменении ребенка, а не на его поддержке.)
  • Сама виновата, не надо было есть столько сладкого. (Обвинение.)

Правильная реакция родителей

  • Мне жаль, что тебя обижают. Это действительно больно. (Разделение переживания.)
  • Зато у тебя потрясающее чувство юмора. (Поиск сильных сторон личности, акцент на позитивные качества.)
  • Займись своим любимым делом. (Поддержка через хобби.)
  • Просто отвечай шуткой, игнорируй неумных насмешников. (Обсуждение стратегий реагирования на обиды.)

Ситуация «Страх перед будущим». Учащийся 10 класса: «Не знаю, чем буду заниматься. Боюсь, что у меня ни к чему нет способностей».

Ошибочная реакция родителей

  • Вот я твоем возрасте… (Сравнивание подростка с другими людьми.)
  • Если не выберешь профессию сейчас, останешься без работы. (Запугивание.)
  • Просто иди в экономисты (юристы, программисты) – это надежно. (Навязывание выбора так называемых престижных профессий.)

Правильная реакция родителей

  • Ты не обязан сразу выбрать дело всей жизни. (Снижение тревоги.)
  • Попробуй пройти профориентационные тесты, сходи на дни открытых дверей в учреждения образования. (Исследование вариантов.)
  • Запишись в кружок, поработай летом. (Поддержка экспериментов.)
  • А ты знаешь, что папин друг (мамин родственник) свою прежнюю профессию сменил на нынешнюю? (Мотивационные истории из жизни знакомых подростку людей.)

Ситуация «Страх одиночества». Девочка, 14 лет: «Со мной никто не дружит, я никому не интересна».

Ошибочная реакция родителей

  • Так найди себе друзей сама – это же несложно. (Упрощение.)
  • Тебе бы уроки учить, а не переживать из-за пустяков. (Игнорирование проблемы.)
  • Сама виновата. (Критика.)

Правильная реакция родителей

  • Как давно ты так себя чувствуешь? Пыталась ли сама с кем-то подружиться? (Выяснение причины.)
  • Попробуй записаться в кружок (студию, секцию) – среди людей с общими интересами легче найти друзей. (Предложение конструктивного поиска решения проблемы.)
  • Вот, почитай эти книги, посвященные искусству общения, например «Как заводить друзей» Дейла Карнеги. (Формирование уверенности в себе.)

Ситуация «Страх упустить важное в соцсетях». Мальчик, 13 лет: «Мне надо постоянно проверять свой телефон, чтобы не пропустить что-то важное в соцсетях» (FOMO-синдром).

Ошибочная реакция родителей

  • Просто удали все приложения» (Запрет без объяснений.)
  • Мой сын – зависимый. Это ужасно! (Навешивание ярлыков.)

Правильная реакция родителей

  • Как ты думаешь, сколько времени в день у тебя уходит на скроллинг? (Обсуждение последствий.)
  • Давай попробуем установить час без телефона перед сном. (Цифровой детокс.)
  • Предлагаю новую семейную традицию – походы в кино по воскресеньям, настольные игры по вечерам. (Альтернативное решение.)

Ситуация «Страх социального непринятия». Девочка, 14 лет: «Стараюсь не общаться с одноклассниками, боюсь высказывать свое мнение, так как переживаю, что меня осудят или высмеют».

Ошибочная реакция родителей

  • Не обращай на них внимания! Говори то, что хочешь, будь сама собой. (Упрощение, игнорирование проблемы.)
  • Вечно ты переживаешь из-за ерунды. (Обесценивание чувств подростка.)

Правильная реакция родителей

  • Очень хорошо понимаю тебя – сама (сам) в школьные годы чувствовал(а) то же самое. (Психологическая поддержка.)
  • Попробуй нарисовать свой страх. (Уничтожение негативных эмоций через творчество.)
  • Предлагаю разучить несколько дыхательных техник, направленных на снижение тревожности перед значимыми социальными ситуациями. (Использование методов релаксации.)

Ведущий. Страх время от времени испытывает каждый человек. Это базовая врожденная эмоция, обусловленная инстинктом самосохранения. Только представьте себе человека, который вообще ничего не боится: ни высоты, ни быстро движущихся автомобилей, ни разъяренного медведя… Разве сможет он вовремя уклониться от опасности?

Переживание страха сопровождается определенными психофизиологическими изменениями: учащаются пульс и дыхание, повышается артериальное давление, напрягаются отдельные мышцы, усиленно выделяется желудочный сок. Таким образом организм мобилизует силы для реагирования на опасность, чтобы ее избежать. Конечно, преодоление страха не ограничивается только избегающим поведением, он выполняет и другие важные функции: сигнальную, адаптационную, защитную, поисковую. Страх необходим нам не только для выживания, но и для нормальной жизни.

Однако одно дело – бояться медведя, который может убить, и совсем другое – бояться выступать перед аудиторией, начинать свой бизнес, сдавать экзамены, оказаться в новом коллективе. Такой страх мешает налаживать жизнь.

Подростковые страхи могут иметь достаточно серьезные последствия: способствовать снижению самооценки и уверенности в себе, вызывать трудности в процессе социальной адаптации, стимулировать появление тревожности и депрессивного состояния, приводить к изоляции в коллективе и отказу от деятельности, а в самых крайних случаях порождать суицидальные мысли.

Психологи подчеркивают: наличие устойчивых страхов у подростков всегда свидетельствует об отсутствии понимания и грамотной психологической поддержки со стороны ближайшего окружения.

Ведущий предлагает познакомиться с некоторыми техниками для преодоления страха, которым можно обучить детей [4].

  • Упражнение «Белая комната»

Цель: дистанцирование от тревожных мыслей.

Способ выполнения: подумайте о своем страхе или о том, что вас сейчас тревожит. Закройте глаза, представьте комнату с двумя дверями. Наблюдайте, как в нее входят и из нее выходят мысли, поначалу не оценивая их. Затем постарайтесь классифицировать мысли на оценочные и нейтральные.

Ожидаемый результат: снижение эмоциональной реакции на тревогу.

Научное обоснование: техника основана на особенностях когнитивной диффузии, что позволяет уменьшить влияние негативных мыслей на поведение и эмоции.

  • Упражнение «Черный список»

Цель: замена негативных установок на позитивные.

Способ выполнения: запишите два-три своих страха (например: «Я провалюсь на собеседовании»), затем напротив каждого напишите антитезис (например: «Раньше я проходил собеседование успешно»). Перечитывайте этот список ежедневно.

Ожидаемый результат: снижение катастрофизации ситуации, повышение уверенности в себе.

Научное обоснование: когнитивная реструктуризация меняет нейронные пути в префронтальной коре головного мозга.

Справка: когнитивная реструктуризация, или перестройка мышления, – это психологический метод, направленный на изменение негативных или иррациональных мыслей, убеждений и моделей мышления на более позитивные и адаптивные.

  • Упражнение «Антикатастрофа»

Цель: противодействие катастрофизации ситуации.

Способ выполнения: задайте себе вопрос: «Что самое худшее может случиться в этой ситуации?». После этого спрогнозируйте (проговорите) все реалистичные последствия и пути разрешения проблемной ситуации.

Ожидаемый результат: снижение иррационального страха.

Научное обоснование: когнитивная терапия уменьшает активность амигдалы.

Справка: амигдала (миндалевидное тело, миндалина) – участок головного мозга, играющий центральную роль в формировании эмоций. Эта небольшая парная структура заставляет нас испытывать страх, тревогу, концентрировать внимание на самых значимых стимулах окружающей среды, запоминать насыщенные эмоциями моменты.

  • Упражнение «Маленькие шаги»

Цель: постепенное преодоление страхов.

Способ выполнения: разбейте конечную цель на микрошаги (например: звонок другу а встреча а обсуждение вопроса), фиксируйте успех каждого шага.

Ожидаемый результат: повышение самоэффективности.

Научное обоснование: принцип постепенной экспозиции.

Справка: постепенная экспозиция – метод поведенческой терапии, который заключается в постепенном и контролируемом увеличении контакта с объектом или ситуацией, вызывающей страх до тех пор, пока тревога не снизится и человек не привыкнет к стимулу. 

  • Упражнение «Супер-Я»

Цель: укрепление уверенности в себе через визуализацию.

Способ выполнения: представьте себя в ситуации успеха (например, публичное выступление, поступление в университет), а затем проживите эмоции этой победы в деталях (можно записать).

Ожидаемые результаты: снижение социальной тревожности.

Научное обоснование: ментальная репетиция улучшает нейропластичность мозга.

  • Упражнение «Альтернативные факты»

Цель: замена негативных убеждений на позитивные.

Способ выполнения: сформулируйте и запишите свой страх (например: «Боюсь, что я никому не нужен»). Найдите три доказательства обратного.

Ожидаемые результаты: снижение когнитивных искажений.

Научное обоснование: когнитивная реструктуризация.

Справка: когнитивная реструктуризация – метод, ставший ключевым в когнитивной психотерапии, разработанной профессором Пенсильванского университета Аароном Беком. Назначение метода – изменение негативных и неадаптивных мыслей, влияющих на эмоции и поведение человека (человек учится выявлять, оценивать и изменять свои негативные автоматические мысли, заменяя их более реалистичными и адаптивными).

Ведущий. Кроме обучения этим техникам, можно предложить подростку вести «Дневник достижений», где он будет записывать свои ежедневные успехи и позитивные моменты, что помогает конструктивно проживать положительные эмоции и стирать разрушительные («Я не справлюсь», «У меня недостаточно знаний») установки.

Родители не могут оградить своего ребенка от всех внешних и внутренних конфликтов, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно, но могут создать поддерживающую среду, где он почувствует внимание, участие, понимание, ободрение, обретет уверенность в себе, научится преодолевать жизненные трудности и управлять своим состоянием.

III. Заключительный этап. Рефлексия

Ведущий предлагает участникам поделиться впечатлениями от мероприятия и раздает распечатки с перечнем названий фильмов и книг, которые помогут лучше понять внутренний мир подростка.

Литература

1. Материалы VI Национального конгресса с международным участием «Здоровые дети – будущее страны. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-strahov-sovremennyh-podrostkov/viewer (дата обращения: 29.06.2025).
2. Психология страха: техники для работы со страхами. – URL: https://www.b17.ru/article/329653/ (дата обращения: 29.06.2025).
3. Захаров, А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха / А. И. Захаров. – СПб.: Гиппократ, 1995. – 125 с.
4. Сенников, Д. С. Стратегии психологической помощи в кризисных ситуациях: метод. разработка / Д. С. Сенников. – Минск, 2025.

Фото на превью pixabay.com, носит иллюстративный характер