«Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей», – призывал нас известный педагог-гуманист Василий Александрович Сухомлинский. Решать эту ответственную задачу творчески и эффективно помогает участие в республиканском проекте «Родительский университет».
Педагоги нашей школы не боятся выбирать самые острые, самые «неудобные» для разговора с родителями темы. Ведь только таким образом можно честно, своевременно, профессионально отвечать на вызовы, которые ставит наше непростое время перед семьей и школой.

Педагоги-психологи первой квалификационной категории СШ № 2 г. Березы Н. В. Хутко и Н. В. Ворожбицкая, заместитель директора по воспитательной работе СШ № 2 г. Березы Ж. А. Михнюк
Предлагаем вашему вниманию час общения с элементами тренинга «Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних».
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах полового воспитания подростков.
Задачи:
- разъяснить понятие «половая неприкосновенность»;
- информировать о признаках сексуального насилия у детей и подростков;
- рассмотреть рекомендации по профилактике насильственных действий в отношении несовершеннолетних.
Целевая группа: родители учащихся 7–8 классов.
Ход часа общения
I. Вступительная часть
Ведущий приветствует участников и объявляет тему часа общения.
- Игра «Конверт отношений»
Ведущий предлагает каждому из участников вытянуть одну карточку из конверта и продолжить написанное на ней предложение.
- Мой ребенок радуется, когда…
- Мой ребенок злится, когда…
- В общении с другими детьми мой ребенок…
- Ребенок вместе с папой…
- Ребенку вместе со мной нравится…
- Я отдыхаю, когда…
- Меня больше всего расстраивает, если…
- Мой ребенок плачет, когда…
- Если у меня плохое настроение…
- Мой ребенок…
- Меня беспокоит, что мой ребенок…
- Упражнение «Доска ожиданий»
Ведущий просит участников написать на цветных стикерах свои ожидания от занятия, а также свои опасения по поводу предстоящей работы. Все стикеры прикрепляются к доске.
II. Основная часть
Мини-лекция
Половое преступление в отношении ребенка грубо искажает его представление о мире и о себе, нарушает взаимоотношения с другими людьми. Насилие оставляет жестокий след на психическом и физическом здоровье юного человека – у него вырабатывается комплекс вины, появляются замкнутость, пугливость, иногда агрессивность, он считает себя хуже своих сверстников. Таким детям необходима помощь профессионалов.
Под сексуальным насилием над несовершеннолетним понимается взаимодействие с ним человека старше его по возрасту, в процессе которого ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Половая свобода и половая неприкосновенность – важная составная часть конституционно-правового статуса личности. Они гарантируются Конституцией Республики Беларусь. К преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы личности относятся: изнасилование (ст.166 УК), насильственные действия сексуального характера (ст.167 УК), половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст.168 УК), развратные действия (ст.169 УК), принуждение к действиям сексуального характера (ст.170 УК) и др.
Уголовным законодательством Республики Беларусь предусматривается ответственность за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, причем и в тех случаях, когда они совершены без подавления свободы воли потерпевшего путем физического или психического насилия и без использования беспомощного состояния подростка, т.е. с добровольного согласия потерпевшей (потерпевшего).
Таким образом, совершение указанных действий даже по обоюдному согласию является уголовно наказуемым деянием для того, кто уже достиг 18-летнего возраста. Степень половой зрелости, предшествующее поведение, наличие сексуальных контактов в прошлом и другие подобные обстоятельства, характеризующие потерпевшую (потерпевшего), не имеют значения для квалификации содеянного по ст. 168 УК Беларуси. Санкция указанной статьи предусматривает два вида наказания виновного – ограничение свободы на срок от двух до четырех лет или лишение свободы на срок от двух до пяти лет.
Проблема половых посягательств в отношении несовершеннолетних признана одной из серьезнейших проблем современного общества. В последнее время, несмотря на ужесточение мер ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, наблюдается тенденция к увеличению подобных посягательств. Причем, к сожалению, в ряде уголовных дел в качестве обвиняемых выступают близкие люди потерпевших (мать, отец, отчим, дед). Добавим, что сложность ведения статистики по половым преступлениям в отношении несовершеннолетних обусловлена тем, что очень часто как родители, так и дети скрывают подобные преступления.
- Дискуссия с комментариями специалиста
Ведущий предлагает участникам для обсуждения следующие вопросы.
Вопрос 1. По каким причинам и при каких условиях совершаются преступления против половой неприкосновенности в отношении несовершеннолетних? (Обсуждение.)
Комментарий специалиста. Информация по фактам совершенных преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних и анализ причин и условий их совершения показывают прямую зависимость между фактом таких преступлений и бесконтрольностью со стороны родителей потерпевших подростков в отношении поведения своих детей, между ослаблением детско-родительских связей в их семьях и неосведомленностью этих ребят в вопросах права, морали, психологии. Для преступлений рассматриваемой категории характерна высокая латентность, которая тормозит своевременное оказание помощи пострадавшим и тем самым снижает ее эффективность. Малолетние же жертвы в силу своего возраста, естественной психосексуальной незрелости, ограниченности жизненного опыта не осознают характер и значение совершаемых в отношении их действий и, как правило, сопротивления не оказывают.
Вопрос 2. Существуют ли группы риска, которым опасность стать жертвой преступлений против половой неприкосновенности грозит в большей, чем другим детям и подросткам, степени? (Обсуждение.)
Комментарий специалиста. Психологи выделяют ряд особенностей личности и условий воспитания детей и подростков, при которых создается риск совершения в отношении их преступлений сексуального характера.
Послушные дети. Избыточно строгие родители внушают своему ребенку веру в «законное» превосходство взрослого («Старшие всегда правы», «Ты еще мал, чтобы иметь собственное мнение», «Главное для тебя – слушаться взрослых»). Такие дети не способны отказаться от предложения педофила пойти с ним, выполняют все его требования.
Доверчивые дети. Они охотно откликаются на призыв вместе поискать убежавшего котенка, «поиграть у дяди дома в новую компьютерную игру».
Замкнутые, одинокие дети. Это не обязательно мальчики и девочки из неблагополучных семей. К этой категории относятся и дети, чьи родители заняты преимущественно зарабатыванием денег, не заботятся о формировании теплых, откровенных отношений с сыном (дочерью). И если чужой взрослый человек оказывает такому ребенку внимание или проявляет заботу, то получает безграничную власть над ним.
Дети, стремящиеся казаться взрослыми. Девочка, которая красит губы, носит сережки, рано становится на каблуки; мальчик с дорогими часами или престижным мобильным телефоном – своего рода приманка для педофила. Преступник воспринимает эти внешние проявления взрослости как послание: «Хочу испытать то же, что и взрослые».
Дети родителей-ханжей. Вместо того чтобы помочь подростку справиться с пробуждающейся сексуальностью (предложить специальную научно-популярную литературу, записать в спортивную секцию, творческую студию, откровенно поговорить «о сокровенном»), они осуждают и наказывают его. Взрослый, который поможет взрослеющему человеку сбросить гормональное напряжение, становится «лучшим другом».
- Работа в парах
Ведущий предлагает участникам разделиться на пары и, посовещавшись, выписать на лист бумаги признаки проявления сексуального насилия над ребенком, которые должны стать для родителей сигналом для беспокойства и поводом для выяснения причины их происхождения. После завершения работы в группах все листы прикрепляются на доску.
- Инфоминутка «Признаки сексуального насилия над детьми»
Физические признаки: следы побоев, истязания, боли и зуд в области гениталий, мочеиспускательных путей, недержание мочи, герпес на лице, губах, в ротовой полости, отказ от еды (анорексия), переедание (булимия) и др.
Выражение ребенком своей сексуальности: не соответствующие возрасту знания о сексе, повышенный интерес к играм сексуального содержания, сексуальные действия с другими детьми, соблазняющее поведение по отношению к сверстникам и взрослым, проявление сексуальной активности (сексуальное использование младших детей, мастурбация и др.).
Изменения в эмоциональном состоянии и характере общения: трудности при контактах с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от отношений с прежними друзьями, внезапная замкнутость, подавленность, уход в себя, депрессивные настроения, нежелание принимать участие в подвижных играх, появление в речи непристойных выражений, не свойственных ранее, склонность к скандалам и истерикам, терроризирование младших детей и сверстников, чрезмерная податливость, навязчивая зависимость, отчуждение от братьев и сестер, рассказы о «странной» истории, произошедшей с кем-то («Я знаю одну девочку…»); утрата гигиенических навыков (у малышей), равнодушие к своей внешности (у подростков) либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться») и т.д.
Изменения в социальном поведении: прогуливание школьных занятий, внезапное изменение успеваемости (значительное ухудшение или значительное улучшение); неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»), неспособность защитить себя, непротивление издевательствам над собой, пренебрежение традициями своей семьи, отрицание своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков) и т.д.
Изменения самосознания ребенка: снижение самооценки, гипертрофированное выражение чувств собственной вины, стыда, своей испорченности, недоверия к людям, саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, подверженность разного рода несчастным случаям), разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки и т.д.
Появление невротических и психосоматических симптомов: беспокойство при нахождении рядом с определенным человеком, боязнь оставаться в помещении наедине с ним, сопротивление прикосновениям, нежелание телесного контакта, объятий, поцелуев, боязнь раздеваться (например, отказ переодеваться к уроку физкультуры или снять нижнее белье во время медицинского осмотра), головные боли, боли в области желудка и сердца, навязчивые страхи, расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).
- Блиц-опрос «Как уберечь несовершеннолетних от ситуации сексуального насилия»
Ведущий предлагает участникам по кругу ответить на вопрос «Как можно уберечь несовершеннолетнего от ситуации сексуального насилия?» Все полученные ответы записываются на доске. Организуется обсуждение.
Комментарий специалиста. Чтобы уберечь несовершеннолетнего от сексуального насилия, родителям следует:
- стать для ребенка товарищем, с которым он всегда может поделиться своими переживаниями;
- поддерживать отношения с друзьями сына (дочери) и их родителями;
- не отпускать ребенка на улицу одного (когда ребенок гуляет с друзьями, возможность совершения преступления в отношении его снижается);
- знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору (чтобы исключить просмотр фильмов с сексуальными сценами и сценами насилия), на какие сайты в интернете чаще всего заходит (чтобы исключить возможность общения с педофилом в социальных сетях);
- научить ребенка «Правилу пяти «нельзя»:
- Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
- Нельзя заходить с незнакомцами вместе в подъезд и в лифт.
- Нельзя садиться в чужую машину.
- Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
- Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.
Если вы заметили изменения в поведении своего ребенка, непременно поговорите с ним о том, что его беспокоит (разговор с мальчиком лучше вести отцу, без присутствия матери).
- Упражнение «Запрещено – разрешено»
Ведущий раздает участникам листы бумаги красного и зеленого цветов. На красных необходимо записать то, чего нельзя делать родителям в ситуации, когда им стало известно о факте насилия над ребенком, на зеленом –
то, как нужно поступить. Организуется обсуждение.
- Инфоминутка «Как вести себя с ребенком, рассказавшим вам о насилии над ним»
– Отнеситесь к тому, о чем рассказал вам ребенок, серьезно – он не станет лгать о пережитом издевательстве.
– Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, если увидит, что это болезненно для вас.
– Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что, рассказав вам о случившемся, он сможет быстрее забыть о нем. Убедите ребенка, что вы понимаете его и ни в чем не обвиняете («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
– Дайте ребенку возможность полностью выплеснуть свои эмоции.
– Употребляйте те же слова, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за непристойные выражения, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
– Будьте честны с ребенком, объясните ему, что собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с вашими намерениями («Мне надо сказать педагогу-психологу (педагогу социальному), сотруднику органов внутренних дел о том, что случилось. Он захочет задать тебе несколько вопросов и поможет сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности»). Объясните ребенку, что вы понимаете его чувства, но не можете оставить плохой поступок «того человека» безнаказанным («Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо»).
– Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит насильника или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи (родителем, опекуном). Терпеливо отвечайте на вопросы ребенка.
Ведущий рекомендует участникам совместно посмотреть и обсудить дома с детьми видеоролик «Я – ребенок, ко мне пристают. Что делать?» Ссылка на него, а также вопросы для обсуждения будут отправлены в родительский чат (https://www.youtube.com/watch?v=RovgOCbJuFU).
III. Заключительная часть. Рефлексия
Ведущий предлагает участникам по очереди ответить на вопросы: «Оправдались ли ваши ожидания от встречи? Получили ли вы ответы на вопросы, размещенные на доске ожиданий?»

Ведущий благодарит участников за совместную работу и раздает памятки «Насилие не терпит молчания» (доступны через QR-код).
Литература
- Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. – СПб.: Питер, 2003.
- Казанская, В. Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей / В. Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.
- Козлова, Г. Л. Ранняя профилактика домашнего насилия: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Г. Л. Козлова. – Минск: Четыре четверти, 2015. – 64 с.
- Ляпина, Е. Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений / Е. Ю. Ляпина. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. – 319 с.
- Осложненное поведение подростков. Причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: справочные материалы / авт.-сост. Т. А. Шишковец. – М.: 5 за знания, 2006. – 192 с.
Фото на превью с сайта pixabay.com





