Работу по развитию связной речи воспитанников я начала с создания предметно-пространственной развивающей среды, которая ориентирована на зону ближайшего развития каждого воспитанника и предоставляет каждому возможность выбирать деятельность.
Так в нашей группе появился уголок театрализованной деятельности с ширмой для показа спектаклей, фланелеграфом и разными видами театра: пальчиковый театр (“Колобок”, “Репка”), театр на варежках (“Теремок”, “Курочка Ряба”), резиновые куклы (“Три медведя”, “Маша и медведь”), настольный театр (“Курочка Ряба”, “Золотое яичко”), куклы бибабо, теневой театр (“Дзедава рукавiчка”, “Муха-пяюха”, “Коцiк Петрык i мышка”), театр на магнитах (“Теремок”, “Колобок”, “Золотое яичко”), на фланелеграфе (“Три поросенка”, “Зимовье зверей”). Нашли свое место в уголке режиссерские игры, художественная литература, ткани, костюмы, юбки, бусы, шляпы, платки для ряженья.
С детьми среднего дошкольного возраста я провела специальные занятия по составлению рассказов. Вначале им трудно было описывать игрушки и предметы. Малыши использовали для этого 2—3 простых предложения. Поэтому главной моей задачей было помочь ребенку осознать, что описание проводится по определенному плану. Потом мы приступали к составлению небольших рассказов по картине, собственным рисункам, явлениям природы, о людях и животных. Для описания главных героев сказки после ее прочтения я предлагала детям двух главных героев (лису и зайца) из русской народной сказки “Лиса, заяц и петух”. Рассказывала об одном герое (петухе), а дети, следуя образцу, давали описание другого (лисы). Использовала и прием совместного рассказывания или построения коротких высказываний, когда я начинала фразу, а дети ее заканчивали.
У воспитанников среднего дошкольного возраста я формировала умения для пересказа литературного текста. В начале занятия готовила их к восприятию текста (краткая вступительная беседа, показ картинки, напоминание о наблюдениях, загадка). Затем предлагала послушать произведение, сообщала его название, автора. После этого проводила беседу по содержанию прочитанного произведения. Чтобы помочь детям осмыслить содержание произведения, проникнуть во внутренние связи, которые они еще не могут раскрыть сами, проводила беседу. Так я смогла сформировать у детей навыки выразительного пересказа. Использовала модели и схемы, которые помогали малышам вспомнить последовательность событий. Выборочно зачитывала тот или иной отрывок, предоставляла детям возможность еще раз вслушаться в образную авторскую речь.
На начальном этапе предлагала пересказывать хорошо знакомые сказки (“Кот, петух и лиса”, “Курочка Ряба”, “Зайкава хатка”, “Рукавичка”), а на последующих — новые, только что прослушанные тексты.
После ознакомления с литературным произведением на занятии выставляла в книжный уголок книгу с данной сказкой, чтобы дети в любое время могли рассмотреть иллюстрации, еще раз вспомнить ее и пересказать.
Театрализованную деятельность начинала с настольного театра. Его оказалось легче показывать, потому что фигуры можно поставить, а потом говорить и драматизировать. Малыши учились подражать повадкам героя, меняли тональность голоса (мышка или медведь, лиса или волк). Вместе продумывали сцены, поступки и характер героев. Театрализацию сказки начинали с небольших и хорошо знакомых сказок “Колобок”, “Заюшкина избушка”.
На занятиях по обучению рассказыванию (пересказ, описание игрушек, предметов, сюжетных картин и картинок, рассказывание из опыта, творческое рассказывание) формировала у детей умения рассказывать логично и последовательно, выражать мысль грамматически правильно, точно, образно. Сначала малыши составляли подробные и интересные рассказы-описания, руководствуясь помощью взрослого. Особое внимание уделяла умению рассказывать без повторов и длинных пауз.
Старших дошкольников учила составлять рассказы на темы коллективного и индивидуального опыта. Потом возникла идея составления коллективных писем об экскурсии к природным и социальным объектам ближайшего окружения и идея о переписке со сверстниками из других районов. Мы решили написать письмо воспитанникам из Несвижского района о достопримечательностях нашего города. Каждый из воспитанников придумал свое предложение, и получился коллективный рассказ.
Я воспитывала у старших дошкольников умение свободно, последовательно, выразительно передавать содержание сказок и рассказов без помощи вопросов взрослого (русская народная сказка “Петушок и бобовое зернышко”, “Зимовье”, Ш.Перро “Красная Шапочка”).
В качестве плана для пересказа больших художественных произведений использовала модель для запоминания прочитанного. Если произведения велики по объему, то дети пересказывали их по частям по очереди. Произведения, в которых есть диалог, пересказывали по ролям, инсценировали.
Большая предварительная работа проходила по постановке сказки. В самом начале я знакомила детей со сказкой. Выразительно читала, обсуждала сюжет и действия персонажей, интонационно проговаривала некоторые реплики. Особое место отводила показу образа героев, например, лисы: хитрая, красивая, говорит ласково, ходит плавно, не спеша. И так каждый персонаж мы показывали и проговаривали. Такая предварительная работа позволила накопить малышам опыт о характере, образе героя (волка, зайца, медведя). Затем начиналось разучивание ролей (текста). При неоднократном повторении текста с разной интонацией происходит быстрое произвольное запоминание. Заученный монолог отрабатывался индивидуально или в паре. К концу старшего возраста дети научились не только составлять рассказы, пересказывать литературные произведения, но и сами сочиняли сказки и рассказы.
Также акцент был сделан на драматизацию, в том числе сказок на белорусском языке, так как именно в ней происходит совершенствование монологов, освоение выразительности речи. Поделив воспитанников по их желанию, с одной подгруппой подготовили и показали инсценировку по сказке “Як курачка пеўніка ратавала” для воспитанников средней группы, со второй подгруппой для воспитанников младшей группы показали игру-драматизацию по сказке “Теремок”. Это дало толчок к постановке спектаклей.
Мной были использованы разнообразные формы работы с родителями: круглый стол, где родители принимали на себя роль воспитанников и описывали характер героев сказки; родительское собрание в виде тренинга “Развитие связной речи”; знакомство с наглядно-информационным материалом.
Родители стали активными помощниками в организации театрализованной деятельности, включились в процесс разучивания ролей с детьми, изготовления атрибутов, костюмов для сказок, подготовки и проведения конкурсов и выставок, оказали помощь в создании и насыщении предметно-развивающей среды группы. Они увидели, как с помощью театра можно познакомить детей со сказкой, обогатить их словарь, способствовать развитию связной монологической речи и творческой личности. Всегда информирую родителей о том, чем мы с детьми занимаемся, даю рекомендации, памятки по исполнению понравившихся ролей в домашних условиях, организовываю показ спектаклей. Многие мне потом рассказывают, что дети дома разыгрывают небольшие сценки на семейных праздниках, репетируют роли перед зеркалом, при этом очень выразительно передают характеры персонажей. Они стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию текста. Также благодаря театрализации у детей развилась эмоциональная сфера, расширился и обогатился опыт сотрудничества как в реальных, так и в воображаемых ситуациях.
Ольга АНТОНОВИЧ,
воспитатель клецкого детского сада № 1
Мінскай вобласці