Сегодня в средствах массовой информации много и часто говорят о новом тренде для всех современных школьников, даже для учащихся начальной школы, — наличии репетитора. Но наш разговор не об этом. Уверена, что качество национального образования позволяет ученикам успешно усваивать содержание образовательной программы и без репетиторов, а при наличии сложностей в изучении того или иного учебного предмета каждый учитель окажет учащемуся необходимую консультативную помощь.
Прежде всего необходимо отметить, что в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, субъектами образовательных отношений являются участники образовательного процесса, учреждения образования, организации, реализующие образовательные программы научно-ориентированного образования, организации, участвующие в реализации образовательных программ посредством сетевой формы взаимодействия, а также иные организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.
Как мы видим, указанный перечень не содержит в качестве субъектов образовательных отношений ни репетитора, ни лицо, которому репетитор оказывает консультационные услуги, соответственно, указанные лица не являются субъектами образовательных отношений и их деятельность не регулируется Кодексом об образовании. С 1 октября 2024 года вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2024 года № 457 “О видах индивидуальной предпринимательской деятельности”, которое утвердило Перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности, а также Перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2024 года № 457 репетиторство как вид деятельности разрешен для осуществления только в качестве самостоятельной профессиональной деятельности и не включен в перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления индивидуальным предпринимателем.
При этом данным постановлением (подстрочное примечание 8 к пункту 71 Перечня видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности) дается определение, что понимается под репетиторством в качестве самостоятельной профессиональной деятельности: консультативные услуги, оказываемые обучающимся при получении ими основного образования, по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к централизованному тестированию. Таким образом, репетиторство как вид деятельности направлено на оказание консультативных услуг обучающимся при получении ими основного образования по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), образовательным областям, темам.
В случае, если деятельность репетитора направлена на приобретение новых знаний, умений, навыков по учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), образовательным областям, темам либо на обучение новым учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), образовательным областям, темам, то такая деятельность шире консультативных услуг и является образовательной деятельностью, которая осуществляется в ходе реализации соответствующих образовательных программ и регламентируется Кодексом об образовании и иными нормативными правовыми актами.
Примечание 8 к пункту 71 Перечня видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности, четко определяет, что понимается под репетиторством как видом деятельности, разрешенным для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности, и каким обучающимся репетитор может оказывать консультативные услуги. Понятие основного образования дано в пункте 1 статьи 11 Кодекса об образовании, а перечень уровней образования, включенных в основное образование, — в пункте 2 статьи 11 Кодекса об образовании. Так, основное образование в Республике Беларусь включает в себя следующие уровни: дошкольное образование, общее среднее образование, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, научно-ориентированное образование.
Оказание консультативных услуг лицам, не обучающимся на уровне основного образования, не относится к репетиторству и может осуществляться индивидуальным предпринимателем или иной организацией только в рамках реализации соответствующих образовательных программ в установленном законодательством порядке.
Репетитор самостоятельно выбирает педагогически обоснованные формы и методы оказания консультативных услуг. При этом содержание консультативных услуг при репетиторстве (перечень учебных предметов (предметов), учебных дисциплин (дисциплин), образовательных областей, тем) должно соответствовать учебно-программной документации определенной образовательной программы. Так, для уровня общего среднего образования, согласно пункту 8 статьи 163 Кодекса об образовании, учебная программа по учебному предмету определяет цели и задачи изучения учебного предмета, его содержание, время на изучение отдельных тем, основные требования к результатам учебной деятельности учащихся, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания, иные требования, установленные соответствующим образовательным стандартом общего среднего образования.
Необходимо напомнить педагогическим работникам учреждений образования о наличии прямого запрета на оказание платных консультативных услуг по отдельным учебным предметам, модулям, учебным дисциплинам, образовательным областям, темам, в том числе на помощь в подготовке к вступительным испытаниям (репетиторство) обучающимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
Необходимо акцентировать внимание на следующем.
Конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им педагогической деятельности возникает заинтересованность в получении имущества или иной выгоды и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся (подпункт 1.12 пункта 1 статьи 1 Кодекса об образовании).
К возникновению конфликта интересов педагогического работника в рамках рассматриваемой темы могут привести ситуации, когда педагогический работник занимается обучением одних и тех же обучающихся по учебным предметам, модулям, учебным дисциплинам при осуществлении педагогической деятельности и при оказании платных консультативных услуг по этим же учебным предметам, модулям, учебным дисциплинам; осуществляет репетиторство обучающихся класса, в котором он осуществляет педагогическую деятельность; получает подарки и услуги от участников образовательных отношений; совершает иные действия, которые приводят к возникновению противоречия между личной заинтересованностью педагогического работника и интересами обучающихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся.
Новая редакция Кодекса об образовании, вступившая в силу с 1 сентября 2022 года, предоставила руководителям учреждений общего среднего образования мощный инструмент разрешения конфликта интересов педагогического работника — организацию работы комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника. Такая комиссия создается в каждом учреждении образования в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений в случае возникновения конфликта интересов педагогического работника. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по разрешению конфликта интересов педагогического работника и их исполнения установлены Положением о комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 23 августа 2022 года № 281 (далее — Положение о комиссии).
Необходимо обратить внимание руководителей учреждений общего среднего образования на следующие типичные нарушения в создании и организации работы комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника:
не создана комиссия по разрешению конфликта интересов педагогического работника — обязанность ее создания в учреждении образования определена пунктом 1 статьи 35 Кодекса об образовании;
разрабатывается отдельное Положение о комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника — согласно пункту 6 Положения о комиссии, комиссия, созданная в конкретном учреждении образования, в своей деятельности руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства и Положением.
Разработка и утверждение на уровне учреждения образования отдельного Положения о комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника не требуется.
Руководителем не определяется численный состав комиссии до ее избирания на общем собрании коллектива работников учреждения образования — необходимо до избрания состава комиссии локальным актом руководителя определить ее численный состав (не менее пяти человек), пункт 7 Положения о комиссии;
в состав комиссии не включается представитель профсоюза (при его наличии в учреждении образования) — пункт 8 Положения о комиссии обязывает включать представителя профсоюза в состав комиссии;
председателем (членом) комиссии назначается (избирается) руководитель учреждения образования — в части 2 пункта 8 Положения о комиссии установлен прямой запрет на включение в число членов комиссии руководителя учреждения образования;
председатель, заместитель председателя, секретарь назначаются приказом руководителя учреждения образования без их избрания на первом заседании комиссии — пункт 10 Положения о комиссии устанавливает, что председатель, заместитель председателя, секретарь избираются на заседании комиссии;
в номенклатуру учреждения образования не включается дело с материалами работы комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника.
В текущем году мы начинаем серию публикаций, основанных на анализе типичных несоответствий образовательной деятельности учреждений общего среднего образования законодательству об образовании, порядке их устранения, а самое главное, предупреждения и профилактики. В дальнейших выпусках “Школы управления” мы остановимся на организационно-правовых основах деятельности учреждения общего среднего образования, где детально разберем, какие локальные правовые акты должны быть разработаны в учреждении общего среднего образования, на утверждение каких актов у руководителя учреждения общего среднего образования отсутствует компетенция и как регулировать деятельность в этом случае.
Ольга РЫБАКЛЮЧЕВА,
директор Департамента контроля качества образования
Министерства образования, кандидат юридических наук, доцент
Фото Олега ИГНАТОВИЧА