С пользой для педагогов: как научиться использовать диафрагмально–реберное дыхание

- 13:20На здоровый лад, Новости

Что такое диафрагмально-реберное дыхание и какова его роль в постановке голоса? Корреспондент «Настаўніцкай газеты» разбиралась вместе с преподавателем-консультантом по технике речи Еленой Акулёнок.

Нередко на занятиях по технике речи занимающиеся слышат такие выражения: «Дышите животом! Он должен работать». Но какое отношение живот имеет к голосу и дыханию? Оказывается, прямое. Речь прежде всего идет о «мышце вдоха» — диафрагме. Фонационное дыхание, иначе говоря, управляемое дыхание — осознанное. Оно имеет огромное значение для звукообразования, развития голосовых возможностей и решения дикционных проблем.

— Фонационное дыхание отличается от физиологического, главная функция которого — снабжение легких кислородом, именно тем, что является опорой для голоса, его укрепления, раззвучивания, усиления без проблем для связок. Объясняя материал, педагоги, как правило, пытаются говорить так, чтобы было слышно даже сидящим за последней партой, выходя на голосовой посыл. Не подготовленный к такому звучанию речевой аппарат на протяжении нескольких учебных часов испытывает невероятный стресс. Чтобы облегчить голосовую нагрузку, нужно обязательно иметь опору звучания, то есть говорить, включая в работу диафрагму и используя диафрагмально-реберное дыхание, — подчеркнула Е. Акулёнок.

Физиологически люди устроены так, что так называемая мышца вдоха обеспечивает нам «голосовую подушку безопасности» и бережет нас от хронических лор-заболеваний, которые являются постоянными спутниками людей речевых профессий. Как же понять, дышите вы правильно или нет?

В положении лежа наш организм всегда работает парадоксально слаженно. Поэтому для выработки диафрагмально-реберного дыхания следует лечь на кровать или диван, расслабиться, успокоить дыхание. Одну руку или подушечку, нетяжелую книгу положить на солнечное сплетение, другую — на грудь и спокойно, ровно подышать. Вдох носом, выдох через нос. Внимательно прислушайтесь к себе. Вы ощутите, как рука (подушечка, книга) приподнимется, а грудь остается в полном покое. Это работает диафрагма. Так включается здоровый тип дыхания, как принято говорить во врачебной среде. Проделайте этот тест несколько раз и запомните движения диафрагмы. После встаньте и протестируйте себя стоя. Рука на животе — на диафрагме, вторая — на груди. Если движение руки на верхней части живота остается в покое, а рука именно на груди, подчеркиваю, приподнимается вверх, ключицы тоже совершают движение вверх, вы осложняете жизнь своему организму в целом. Страдает не только голос. Процесс правильного снабжения кислородом вашего организма неполноценен. Дышать желательно именно с участием диафрагмы, — акцентировала внимание преподаватель-консультант по технике речи.

Для овладения правильным дыханием необходимо поработать и над вдохом. Ведь он тоже имеет большое значение для звукообразования и голосового здоровья. Поэтому в положении лежа нужно положить одну руку на живот, вторую — на грудь. Бесшумно вдохнуть, как будто вдыхаем любимый аромат духов, на два счета носом и выдохнуть на четыре счета через «губную трубочку» на сочетании «пф». Повторить 6—8 раз.

Кроме того, стоит тренировать подвижность и управляемость диафрагмы.

— Представьте, что в воздухе летают легкие пушинки. Попытайтесь их сдуть, произнося сочетание «пф». Близко, далеко, нежно, дыхание добираем через нос. При этом следим за четкой работой диафрагмы (короткие толчки) и за выдохом на «пф» через трубочку губами. Выдох должен быть ровным, как прямая линия, выполняем 6, 8, 10 повторов, — пояснила Е. Акулёнок. — Когда уже сознательно зафиксировали работу диафрагмы, можно усложнять упражнения, но продолжать занятия в положении лежа. Например, включив фантазию, нарисовать яркую картину дыханием: облака, мелкий дождик, гром, дождь усиливается, дождь стеной, затихает дождь, солнце рисуем, траву. Все дыхательные вариации выполняем на звукосочетании «пф». После стоит расслабиться, потянуться и отдохнуть.

Затем навык, приобретенный в положении лежа, следует перенести в бытовые условия. При этом обязательно помнить, что диафрагмально-реберное дыхание отныне ваш верный друг и профессиональный помощник. Именно он бережет здоровье речевого аппарата и позволяет голосу быть звонким, приятным и без осиплости, которая чаще всего возникает из-за отсутствия технической подготовки. Попробуйте и вы данные упражнения и убедитесь в их пользе.

Справочно

Елена Акулёнок — доцент кафедры театрального творчества факультета художественной культуры БГУКИ, актриса театра и кино. Автор многочисленных образовательных программ: «Сценическая речь», «Культура речи», «Риторика». Разработала собственную авторскую методику преподавания по дисциплине «Техника речи», которую успешно использует, читает лекции и проводит мастер-классы на базе МОИРО, БГПУ, НДЦ «Зубренок». На протяжении многих лет является членом жюри различных международных и республиканских фестивалей и конкурсов.

Ольга АНТОНЕНКОВА