Школа молодого журналиста: рассказываем о волонтерском проекте БГУ

- 12:17Журнал "Народная асвета", Новости

Сегодня медиаобразование является приоритетным направлением педагогики, а информационный фактор – ведущим в процессе обучения. В условиях стремительного развития цифровых технологий молодые люди сталкиваются с необходимостью фильтрации, анализа и грамотного использования информационных потоков, но зачастую не обладают достаточными компетенциями для эффективного взаимодействия со СМИ, создания качественного медиаконтента и самостоятельного выражения своей гражданской позиции в публичном пространстве. Поэтому они оказываются не готовыми анализировать и выявлять манипулятивные воздействия медиа, не способными ориентироваться в информационном потоке современного общества, интегрироваться в мировое информационное пространство и творчески в нем самореализоваться.

А. И. БАСОВА,
профессор кафедры технологий коммуникации
и связей с общественностью БГУ,
заместитель декана на общественных началах
по профориентационной деятельности,
кандидат филологических наук, доцент

Социализация учащегося напрямую связана с его умением перерабатывать информацию, что особенно актуально в эпоху информационного взрыва. Поэтому эффективным форматом медиаобразования школьников, повышения их творческого потенциала является проведение факультативных занятий «Введение в профессию журналиста» (8–9 класс, учебная программа утверждена постановлением Министерства образования от 22 октября 2024 года № 129). Цель курса – познакомить с журналистикой как особым видом информационно-коммуникационной деятельности, раскрыть ее основные компоненты и сформировать представление о практической деятельности журналиста. В ходе обучения школьники изучат как основные положения законов о СМИ, о рекламе, об авторском праве, так и кодекса профессиональной этики журналиста, узнают о жанрах журналистики, правах и обязанностях журналиста, специфике подачи аудиовизуальной и текстовой информации, о функционировании редакций ведущих СМИ Беларуси, правилах деловой коммуникации в профессиональном сообществе. Подростки научатся работать с информацией (находить, отбирать, делать критический анализ, проверять ее достоверность), с текстом; готовить публикации для СМИ, опираясь на целевую аудиторию.

Журналистика в школе – особая, уникальная форма деятельности, позволяющая учащемуся проявить себя, раскрыть свою индивидуальность, реализовать творческие возможности в предпрофессиональной деятельности, определиться с выбором профессии. Необходимость поиска «своего» абитуриента, выявления способных к журналистской работе школьников, их творческого развития в свое время привела к созданию на факультете журналистики БГУ волонтерского проекта «Школа молодого журналиста». Данный формат предпрофессиональной подготовки сохраняет традиционные принципы школы журналистики: установка на практические занятия и тренинги, мастер-классы, активная связь со СМИ, организация акций, разработка образовательных программ и т. д. Если полагать, что базовые программы факультативных курсов на школьном уровне предусматривают знакомство с типологией СМИ, особенностями их деятельности, развитие навыков создания медиатекстов, то в ходе предпрофессиональной подготовки необходимо, во-первых, корректировать и развивать эти навыки, во-вторых, готовить абитуриентов к творческому конкурсу (публикации для портфолио, экзамен по дисциплине «Творчество», который включает творческое сочинение и творческое собеседование). В значительной мере это пропедевтический курс. Как отмечает И. А. Фатеева, «медиаобразовательный проект может решать еще целый комплекс задач: быть средством профориентации молодежи, склонной к медиапрофессиям, и местом накопления работ для портфолио; способствовать развитию коммуникативных навыков участников и умения работать в команде; совершенствовать проективные, научно-исследовательские навыки на медиаматериале; создавать условия для социализации участников, обогащения их жизненного опыта; развивать медиаграмотность и т. д. Эффективность технологии медиаобразовательного проекта <…> чрезвычайно высока, благодаря этому мы считаем ее ведущей и даже системообразующей для всех видов современного медиаобразования <…>» [1, с. 50–51].

Таким образом, актуальность проекта заключается в создании условий для развития информационно-коммуникационной культуры молодежи, вовлечения молодых людей в профессиональное журналистское сообщество и поощрения талантливых юных журналистов, а его цель – в создании профессионально ориентированной и творческой среды, способствующей реализации молодежи в сфере журналистики, развитию коммуникативной культуры и социальной компетентности. Среди задач проекта следует отметить следующие:

  • подготовка абитуриентов к поступлению на факультет журналистики (включая создание творческого портфолио);
  • формирование гражданско-патриотической и духовно-нравственной позиции участников проекта путем вовлечения их в общественные, творческие и культурные инициативы;
  • выявление и поощрение талантливых молодых журналистов, создание платформы для обмена опытом и идеями между абитуриентами и студентами;
  • вовлечение молодежи в профессиональное сообщество журналистов, развитие юнкоровского движения в Республике Беларусь;
  • повышение уровня научно-познавательной мотивации через организацию участия абитуриентов в научных конференциях;
  • формирование положительного имиджа факультета и университета.

В рамках проекта преподавателями и студентами факультета журналистки БГУ проводятся групповые и индивидуальные беседы, дни открытых дверей, выставки СМИ, мастер-классы (в том числе для педагогов и родителей). Школьники посещают лекции и практические занятия в университете, знакомятся с работой Белтелерадиокомпании, республиканских медиахолдингов. Преподаватели и студенты (участники такого направления проекта, как «Курс на журфак») ежегодно с профориентационной программой посещают школы, гимназии, лицеи республики. Мы также организуем конкурсы творческих работ учащихся.

Проект проходит в формате «студент – абитуриенту» (работа направлена на взаимодействие студентов-волонтеров и учащихся в школе молодого журналиста и в социальных сетях) и в формате «студент – абитуриент – преподаватель» (организация исследовательской деятельности школьников в области журналистики). В роли консультантов выступают студенты-волонтеры 1–3 курсов, в роли научных руководителей – преподаватели. Опыт такой совместной работы позволяет абитуриентам погрузиться в творческую, учебную и научную жизнь факультета, а преподавателям и студентам эффективно готовить школьников к будущей профессиональной деятельности, формировать их мировоззренческую и гражданскую позицию. Целью данных мероприятий также является установление творческой и эмоциональной связи между преподавателями, студентами и потенциальными абитуриентами.

Помимо решения социальных задач профориентационного плана, проект предусматривает командную работу, инновационную деятельность. Кроме того, «во время этой работы происходит творческий процесс генерации идей, непосредственное общение студентов друг с другом и с преподавателями. <…> Метод проектов дает возможность развивать творчество, помогает решать проблемы коммуникативного характера, направляет студентов на ситуацию успеха, что может в будущем стать отправной точкой осознанного профессионального роста, самообразования и самореализации, а также способствует развитию организаторских навыков, инициативы, самостоятельности» [2, с. 215–216].

Отдельное направление проекта – работа с учреждениями среднего образования, кружками, клубами, студиями юных журналистов. Для их членов организуются онлайн-вебинары, мастер-классы, образовательные программы, акции (как выездные, так и на базе факультета журналистики БГУ), проводятся экскурсии, конкурсы.

Фото из архива БелТА

В БГУ разработаны перспективный и текущие планы профориентационной работы, комплексно-целевые программы по основным направлениям профориентационной работы. В 2021 году начал работу центр профориентации, студенческого администрирования и трудоустройства. Считаем целесообразным школам, где работают факультативы по журналистике, кружкам, студиям юных журналистов, наладить постоянное взаимодействие с факультетом журналистики БГУ, инициировать проведение на базе факультета обучающих семинаров для педагогов с целью координации совместной системной методической работы; управлениям по образованию – оказывать содействие в налаживании взаимодействия школ, кружков, клубов юных журналистов и факультета журналистики БГУ.

Инновационное развитие страны, постепенный переход к опережающему образованию и системной профориентационной деятельности требуют создания особой творческой профессиональной среды, обеспечивающей самореализацию талантливых школьников и студентов, развитие их социальной компетентности, гражданственности, что приведет к повышению качества подготовки будущих специалистов.

Литература

  1. Фатеева, И. А. Актуальные проблемы медиаобразования: учеб. пособие / И. А. Фатеева. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015. – 129 с.
  2. Шурыгина, О. А. Формирование лидерской компетенции на занятиях по иностранному языку в вузе / О. А. Шурыгина. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-liderskoy-kompetentsii-na-zanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku-v-vuze/viewer (дата обращения: 06.02.2025).
  3. Лебедева, С. В. К проблеме компетентности руководителей современных школьных изданий / С. В. Лебедева // Межкультурные коммуникации в современном мире: роль СМИ: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 17–18 апр. 2014 г. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – С. 190–193.
  4. Ковалевич, М. С. Профориентационная деятельность в Брестском государственном университете имени А. С. Пушкина: методология и технология осуществления / М. С. Ковалевич // Правильный профессиональный выбор – уверенное будущее молодого поколения!: сб. материалов Панорамы педагогического опыта XVII Республиканской выставки научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи. – Минск: РИВШ, 2017. – С. 21–25. – URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/183143 (дата обращения: 05.02.2025).