Школа — территория здоровья: как создать в учреждениях образования здоровьесберегающую среду

- 15:24Новости

Какие новые направления по здоровьесбережению существуют в мире и как их можно применить в наших учреждениях образования, корреспонденту «Настаўніцкай газеты» рассказала доктор медицинских наук профессор кафедры гигиены и охраны здоровья детей с курсом повышения квалификации и переподготовки Белорусского государственного медицинского университета Елена Гузик.

 Елена Олеговна была одним из инициаторов присоединения нашей страны к европейской сети Школ здоровья в 2014 г., она национальный координатор проекта «Школа — территория здоровья» с 2016 г., член экспертной комиссии по проблемам гигиены, эпидемиологии и микробиологии при Министерстве здравоохранения Республики Беларусь.

Проводник новой информации

— Елена Олеговна, с чего всё начиналось? И почему именно европейская сеть Школ здоровья была выбрана вами как пример?

 — В 1986 г. была принята Оттавская хартия по укреплению здоровья, в которой определялось, что здоровье зависит не только от медицинской помощи, но и от среды, в которой человек существует, от того, как он сам заботится о своем самочувствии и т. д. И в 1991 г. была создана европейская сеть школ, содействующих укреплению здоровья. Россия, Молдова, Азербайджан уже участвовали в проекте, Республика Беларусь присоединилась к этому движению в 2014 г. Поскольку в отечественных учреждениях образования были созданы все условия для профилактики заболеваний, мы гармонично вписывались в критерии и принципы европейских Школ здоровья.

— Почему создание здоровьесберегающей среды в учреждениях образования так важно?

Ребенок находится в школе каждый день по 6—8 часов в течение 11 лет, а это период интенсивного роста и развития. И если ежедневно на растущий организм воздействуют неблагоприятные факторы даже в микродозах, то это формирует отклонения в состоянии здоровья. Поэтому так важно всё объяснять с раннего возраста, чтобы предотвратить негативные последствия.

С другой стороны, мероприятия, направленные на профилактику заболеваний, намного эффективнее проводить с детьми, нежели со взрослыми. Во всем мире считается, что именно школьники восприимчивы к просвещению и воздействию. Например, возьмем вопрос здорового питания: объясни детям, какие продукты являются вредными, какую тару и упаковку нужно брать, почему нельзя греть пищу в микроволновке в одноразовой полимерной таре, которая не предназначена для этого, и ребенок придет домой и научит родителей. И это будет надежный и наиболее эффективный проводник новой информации. В итоге мы не только подрастающему поколению привьем правильный стереотип поведения, но и грамотные дети обучат нас, взрослых, как быть здоровыми.

Питание питанию рознь

— Одна из причин, по которым вы заинтересовались этим проектом, — качество организации питания в школах. Что можете сказать о наших учреждениях образования?

— В белорусских школах очень много делается для организации рационального и сбалансированного питания. Я изучала международный опыт, примерно в 80 % стран есть такое понятие, как школьное питание. Однако питание питанию рознь! К примеру, в некоторых государствах детям дают всего лишь булочку и чай, и при этом такие учреждения называют себя Школами здоровья. И по контрасту у нас — первое, второе, третье, салат и компот, а мы не говорили о Школах здоровья. Обидно! А вопросы питания очень важны. Показательно, что за последние 15 лет стало меньше тех, кто страдает болезнями 12-перстной кишки, язвой желудка, в целом заболеваниями желудочно-кишечного тракта, но есть и другая общемировая тенденция — среди детей растет заболеваемость сахарным диабетом и ожирением. Поэтому очень важно наладить в школах полноценное питание, сформировать у детей правильные пищевые привычки. 

— Каким еще вопросам уделяется внимание в Школах здоровья?

— В наших учреждениях общего среднего образования проводятся мероприятия по созданию здоровьесберегающей среды. Например, закупается холодильное, технологическое оборудование, мебель, модернизируется освещение, ремонтируются санузлы, оборудуются душевые кабинки, полукабинки.

— Считается, что помимо создания среды в школе необходимо, чтобы и родители занимались здоровьем своего ребенка. Проводился ли анализ домашних условий пребывания детей?

В круг моих научных интересов входит социально гигиенический мониторинг, оценка риска здоровью детей и подростков, изучение фактического питания детей дошкольного и школьного возраста, оценка микроэлементного статуса. Я пришла к выводу, что Школы здоровья и их принципы нужно пропагандировать и среди родителей. Мои исследования были связаны с написанием докторской диссертации и проводились в 2010—2015 годах. В фокусе внимания находились 5-классники. Мы анкетировали родителей: сколько ребенок гуляет на улице, сколько он спит. Как оказалось, пятая часть детей в выходной день проводит на свежем воздухе меньше 2 часов, около 80 % ребят сидят за компьютером ежедневно, а 18 % тратит на это 3 часа и более. Около 20 % детей спят меньше 8 часов в сутки. Это 5-й класс! Сегодня, когда мы анкетировали 5—11-е классы, данные получили гораздо хуже. Примерно у 60 % одиннадцатиклассников в учебный день на сон приходится менее 7 часов в сутки — при норме 8,5—9 часов. В идеале дети должны ложиться в 10 вечера, причем и в выходные, и в будни в одно и то же время, тогда правильно будут настроены биоритмы сна и отдыха. Но, как показывает анализ, часто в выходные дети спят на 2—3 часа меньше нормы, а это неблагоприятно для здоровья.

Также мы выясняли, как часто в домашних условиях школьники едят те или иные продукты. Так, молоко они должны пить каждый день, тем не менее опрос показал, что некоторые ребята употребляют его лишь иногда. Из 400 г овощей и фруктов, которые необходимы ребенку ежедневно, около 15—20 % детей не едят или употребляют овощи и фрукты иногда. То же самое по рыбе, мясу. А ведь сбалансированное питание должно быть не только в школе и детском саду, но и дома.

Ждем единомышленников

— Принципы Школ здоровья на законодательном уровне, в рамках действующих госпрограмм, закреплены с 2016 г. Каковы результаты этой работы и что на повестке дня сегодня?

— Изначально мы думали, что возьмем несколько учреждений образования, оценим ситуацию, разработаем план мероприятий по профилактике заболеваний с учетом воздействия факторов. Когда стали проводить здоровьесберегающие мероприятия среди детей, то поняли, что нужны конкурсы, викторины, квесты, чтобы детям было интересно. Ведь нам важно вовлечь, а не просто информировать, чтобы не только ученики, но и педагоги, законные представители обучающихся — все понимали, что здоровье — это приоритет и надо его сохранять.

Как итог в Беларуси действует 2 инструкции: первая — как формировать здоровьесберегающую среду и вторая — как оценивать. Оба документа были разработаны по результатам научных исследований 2012—2015 гг. и на основе международного опыта и утверждены в 2016 г. В дальнейшем проект был поддержан на уровне Главы государства и включен в Государственную программу «Здоровье народа и демографическая безопасность на 2016—2020 годы» и в Государственную программу «Здоровье народа и демографическая безопасность на 2021—2025 годы». Очень хочется, чтобы к нашему большому и нужному делу присоединилось как можно больше участников и единомышленников!

Татьяна ЛОПАТИНА
Фото из личного архива Елены ГУЗИК и предоставлены СШ № 12 Витебска