Школьная суббота: профориентационная мастерская «Путешествие в мир профессий»

- 12:08Журнал "Народная асвета", Новости, Шестой день

Важная составляющая концепции организации шестого школьного дня в нашей школе – привлечение родителей к участию в воспитательных мероприятиях. Создание таким образом единой воспитывающей среды способствует оптимизации детско-родительских отношений, приобщению пап и мам к творческому, интеллектуально наполненному взаимодействию со своими детьми.

Н. Д. СМАРЦЕЛОВА,
директор СШ № 10 г. Жлобина

Традиционно в канун Дня матери проводятся день здоровья под девизом «Мы с мамой на старте!» и праздничный концерт. В День отца организуются спортивный праздник «Вместе за здоровый образ жизни» и конкурсная программа «Самый лучший папа на свете». Среди учеников начальной школы и их родителей очень популярен спортивный праздник «Зимние забавы». На школьном стадионе родители соревнуются в быстром и безопасном катании детей на санках и беге на лыжах, вместе с детьми строят снежные крепости.

В рамках еженедельного проекта «Субботний вечер» проводятся турниры по настольному теннису, футболу, баскетболу, волейболу между командами классов.

Педагоги школы активно используют субботние встречи с родителями для проведения мероприятий профориентационной направленности. Ребята из первых уст получают достоверную и понятную информацию о разных профессиях, имеют возможность задать любые уточняющие вопросы профессионалам.

Предлагаем вашему вниманию профориентационную мастерскую «Путешествие в мир профессий» для учащихся 9 класса.

Н. С. ЛЕБЕДЕВА,
учитель белорусского языка и литературы
высшей квалификационной категории
СШ № 10 г. Жлобина

Цель: мотивация школьников на осознанный и обоснованный выбор профессии.

Задачи:

  • способствовать расширению знаний подростков о мире профессий, осознанию социальной значимости профессиональной деятельности;
  • содействовать профессиональному самоопределению учащихся;
  • воспитывать ценностное отношение к труду.

Ход мастерской

  1. I. Вступительный этап

Звучит «Марш монтажников» (муз. Р. Щедрина, сл. В. Кобова) из художественного фильма «Высота». На фоне музыки проходит презентация, которая представляет участникам различные профессии.

Ведущий (классный руководитель). Вы уже догадались, какой теме посвящена наша встреча? (Выбор профессии.)

А почему на нее мы пригласили ваших родителей? (Выбор ребенком профессии – дело семейное.)

II. Основной этап

Прием «Облако слов»

На экране появляется «облако» из слов «профессия», «должность», «квалификация», «специальность», «труд», «трудовая деятельность». Ведущий предлагает участникам выбрать из него термины, подходящие к определениям.

  • Необходимая для общества область приложения физических и духовных сил человека, дающая взамен затраченного труда возможность существования и развития. (Профессия.)
  • Место, занимаемое человеком в организации, производственной структуре. (Должность.)
  • Уровень профессионального мастерства. (Квалификация.)
  • Вид занятий в рамках одной профессии. (Специальность.)
  • Личностная потребность, условие развития человека и сохранения им собственного достоинства, возможность самореализации. (Труд.)
  • Работа, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально значимых качеств личности. (Трудовая деятельность.)

Прием «Сгруппируйте по содержанию»

Ведущий предлагает участникам изучить перечень профессий и распределить их по типам в зависимости от предмета труда: «человек – техника», «человек – человек», «человек – природа», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ».

Вариант предлагаемого перечня: ветеринар, водитель, экономист, скульптор, врач, агроном, учитель, лингвист, парикмахер, слесарь, мелиоратор, фотограф, зоотехник, дизайнер, официант, математик, машинист, продавец, бухгалтер, кинолог, художник, актер, программист, электрик, строитель.

Далее ведущий просит участников перечислить конкретные качества, которыми должен обладать человек, выбравший профессию каждого из типов.

«Человек – техника»: точность, внимательность, дисциплина, аккуратность.

«Человек – человек»: терпение, тактичность, общительность, эмпатия, хорошая память.

«Человек – природа»: интерес к животному и растительному миру, дальновидность, самостоятельность, инициативность.

«Человек – знаковая система»: сосредоточенность, устойчивость, усидчивость.

«Человек – художественный образ»: творческое воображение, образное мышление, художественный вкус, трудолюбие.

Игра «Угадай профессию»

На середину помещения выносятся 5 черных ящиков. Родители по очереди достают из них предметы, представляющие собой атрибуты определенной профессии. (Например: врач – хирургические перчатки, медицинская карточка пациента, тонометр, стетоскоп, шприц; экономист – калькулятор, бланк трудового договора, пачка бумаги; кинолог – поводок, книга-детектив, учебник «Анатомия животных», намордник; машинист – служебное удостоверение, сигнальный жилет, солнцезащитные очки, фонарь; фотограф – фотоаппарат, флешка, несколько фотоснимков.)

Задача школьников – угадать профессию по ее атрибутам.

Упражнение «Портрет профессии»

Участники делятся на 5 групп. Каждой по жеребьевке достается одна из профессий. Под руководством родителей, которые работают в этой сфере, и на основании предложенного плана члены группы составляют «портрет» профессии.

План представления профессии

  1. Характеристика процесса труда. (Чем занимаются люди этой профессии? Какие обязанности выполняют?)
  2. Сфера деятельности. (В каких учреждениях, организациях, на каких предприятиях работают представители этой профессии?)
  3. Требования, которым должен отвечать человек, избравший эту профессию. (Какими способностями, чертами характера, личностными качествами он должен обладать?)
  4. Медицинские противопоказания. (Какие физические или психические особенности человека могут препятствовать получению данной профессии?)
  5. Профессиональная подготовка. (В каком учебном заведении можно получить данную профессию?)

Варианты текстов, содержащих информацию для представления профессии, доступны через QR-код.

Упражнение «Прочитай комикс»

Ведущий предлагает участникам ознакомиться с тематическим комиксом и на основании его сформулировать причины, приводящие к ошибке при выборе профессии.

III. Заключительный этап

Совместная работа в группах. Ведущий предлагает участникам прочитать и обсудить в группах ряд утверждений.

Варианты утверждений

  1. Узнай больше о профессии. 2. Изучи спрос на профессию в городе, области, стране. 3. Выбирай профессию сам. 4. Прислушивайся при выборе профессии к мнению друзей. 5. Изучи требования профессии к человеку. 6. Разберись в своих личностных качествах. 7. Учитывай медицинские противопоказания. 8. Руководствуйся правилом: «могу – надо – хочу». 9. Отождествляй любимый школьный предмет с профессией. 10. Выбирай для себя профессии успешных людей. 11. Помни, что профессия – путь развития личности. 12. Учитывай, что профессия должна быть модной. 13. Не забывай, что профессия должна продолжить семейную трудовую династию. 14. Помни, что профессия –
    средство материального благополучия. 15. Выбирай для учебы престижное учебное заведение.

Организуется обсуждение. На основе общих выводов составляется памятка «Выбирая профессию».

Литература

  1. В лабиринте профессий / ред.-сост. Л. И. Жук. – Минск: Красико-Принт, 2010. – 128 с.
  2. Прощицкая, Е. Н. Мое профессиональное будущее: учеб. пособие для 10-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. языком обучения с 12-летним сроком обучения (базовый уровень) / Е. Н. Прощицкая. – Минск: НИО, 2007. – 232 с.
  3. Шостайло, Н. И. Классный час «Профессии и МЫ» (9 класс) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.n-asveta.by/dadatki/eshb/2018/shostailo.pdf. – Дата доступа: 31.03.2024.

Фото на превью из архива редакции, носит иллюстративный характер