Большая часть детей, оказывающихся волей судьбы в детских домах и приютах, в процессе становления имели опыт материнской депривации. У кого-то ситуация депривации произошла внезапно вследствие смерти или тяжелой болезни матери, а кто-то с рождения находился в состоянии отвержения собственной матерью. Безусловно, чем старше ребенок, столкнувшийся с этим феноменом, тем меньше последствий. Но так или иначе последствия есть. И они имеют влияние на всю оставшуюся жизнь человека.
Термин “материнская депривация” означает полный или частичный разрыв эмоциональных отношений между матерью и ребенком. Но не всегда депривация связана с физическим отсутствием близкого человека. Часто бывает так, что физически мать есть, но в силу личных причин она не способна дать ребенку эмоциональное тепло, любовь и заботу.
Чем раньше ребенок оказался в ситуации депривации, тем тяжелее последствия. И если когнитивные последствия материнской депривации (задержка речи, трудности в формировании невербального интеллекта, сложности в развитии крупной и мелкой моторики, проприоцепции (мышечное чувство, ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве), нарушения функций восприятия и внимания) проявляются сразу и часто поддаются коррекции, то последствия для эмоционально-волевой сферы замечаются спустя долгие годы, и зачастую их относят к особенностям характера и, соответственно, не корректируют. К примеру, недоверие к миру, высокий уровень тревоги, виктимное поведение, ощущение безнадежности, собственной никчемности часто бывают следствием депривации в младенческом возрасте. Зависимость от “социальных поглаживаний”, высокая чувствительность в отношении критических замечаний, импульсивность могут быть следствием материнской депривации в раннем детстве. Дошкольный возраст, сопровождающийся эмоциональным отвержением матери, неизменно приведет к страху порицания, ведомости, высокому чувству вины буквально за всё, к желанию идти за более сильными и авторитетными сверстниками, к навязчивости и приторности в общении со взрослыми. В школьном возрасте, в котором должно формироваться трудолюбие, уровень самооценки, предприимчивость, при наличии материнской депривации формируется чувство собственной неполноценности и инертность. Но самое страшное — дети с подобным опытом, вступая во взрослую жизнь, не умеют формировать длительные отношения, не испытывают потребности в теплой эмоциональной привязанности к другим, не способны испытать чувство вины и чувство стыда, из-за чего часто склонны к девиантным формам поведения.

Семьи, воспитывающие детей, зачастую опасаются заводить домашнего питомца, ожидают, когда ребенок созреет до ответственного ухаживания за четвероногим другом. Откладывая решение о приобретении питомца или вовсе отказывая ребенку в реализации желания завести домашнее животное, взрослые, сами того не понимая, отказываются от тех прекрасных возможностей развития ребенка, которые предлагает пет-терапия.
Пет-терапия — это метод, в основе которого лежит взаимодействие с животными. Он только набирает популярность на территории постсоветского пространства, однако исследований, проводимых учеными, уже достаточно, чтобы говорить об огромной пользе его применения в самых разных областях.
Относительно нашей темы — снижение последствий материнской депривации у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — возможности пет-терапии огромны. Я расскажу о самых популярных животных и о той пользе, которую они могут принести детям.
Собака. Согласно историческим сведениям, собака — это первое прирученное человеком животное. Конечно, в те далекие времена собака нужна была для выживания человека. Получая ласку и питание, она беззаветно служила человеку, защищая его от диких зверей и принося добычу на охоте. Времена изменились. Сегодня собаки чаще выполняют декоративную роль или роль компаньона. Собака (исключая некоторые породы) — это пример безусловной любви и принятия, которого остро не хватало ребенку, оказавшемуся в ситуации материнской депривации. Кроме того, собаки помогают дисциплинировать ребенка, выстроить его режим, повысить уровень физической активности (с собакой нужно гулять на улице в определенное время). Для застенчивых детей, имеющих трудности в коммуникации со сверстниками, собака становится тем самым мостиком в общении.

Для детей с опытом сиротства наиболее рекомендованы сенбернары, золотистые ретриверы, лабрадоры, ризеншнауцеры. Эти породы (конечно, при правильном воспитании) обладают спокойным, дружелюбным характером, способны дать тепло и любовь, которых так не доставало ребенку раньше. Важной особенностью является размер этих собак. Благодаря ему ребенок с низкой самооценкой будет чувствовать себя более значительным. А объятие такой большой мохнатой собаки подарит те самые ощущения принятия и тепла, которые в свое время не смогла дать ребенку мама.
Не забывайте и о дворняжках. Правильно воспитанная дворняжка — это отличный друг и компаньон. Забота о дворняжке научит ребенка важному принципу “не встречать по одежке”, а ориентироваться на личностные качества. И, конечно, если случилось так, что ребенок принес откуда-то щенка, очень важно не отказываться от него, а возложить на ребенка ответственность и заботу о воспитании или помочь ребенку пристроить его в надежные руки. Возможно, именно благодаря этому поступку вы сможете воспитать отзывчивого человека, который не бросит в беде другого.
Кошки. В отличие от собак, которые любят хозяина искренней безусловной любовью, хорошее отношение кошки нужно заслужить. Кошка прекрасно учит детей эмпатии, развивает их эмоциональный интеллект, избавляет от эгоцентризма, помогает ребенку понимать, что необходимо считаться с потребностями других. Кошка не потерпит плохого отношения к себе, но тот, кто сможет добиться ее благосклонности, получит намного больше. Ученые доказали, что кошки выстраивают с любимым хозяином отношения, похожие на детско-родительские. Кошки любят спать вместе с хозяином, лежать у него на коленях, ласкаться, выпрашивать вкусную еду. Благодаря заботе о кошке ребенок учится заботиться о других. А для детей с опытом материнской депривации это особенно важно. Ведь у них не было примера заботы, который можно было бы применить к себе.
Как и в случае с собаками, есть породы кошек, не очень подходящие детям, имеющим опыт сиротства. К таким породам относятся сиамские и персидские кошки. А вот из самых дружелюбных пород следует отметить сибирскую кошку, невскую маскарадную и канадского сфинкса. Не забывайте и о беспородных кошках. Опыт спасения бездомного котенка, выкармливание и выхаживание его создаст для ребенка ощущение значимости, важности, поможет формированию ответственности за судьбу другого.

Грызуны. Часто, чтобы не заводить кошку или собаку по просьбе ребенка, родители решают ограничиться грызуном: хомяком, домашней крысой, морской свинкой и другими. Результатом такого выбора впоследствии не удовлетворены ни родители, ни ребенок. Если кошку можно приучить к лотку, а собаку регулярно выгуливать, то грызуны — это постоянная уборка места их обитания. Стоит немного просрочить уборку — и “прекрасный” запах может стать причиной конфликта на почве выяснения, кто виноват и что делать. Кроме того, большинство грызунов имеет небольшой срок жизни, а для ребенка, имеющего опыт утраты, это либо еще одна травматизация, либо появление состояния брони, эмоциональной закрытости (“Я не позволяю себе чувствовать, чтобы не чувствовать боль”). Грызуна можно покупать только по просьбе самого ребенка. Если вы всё же решили приобрести именно грызуна, остановите выбор на морской свинке. Эти животные плохо переносят одиночество, с удовольствием разрешают себя гладить, а значит, какой-то позитивный опыт от взаимодействия с животным ребенок всё же получит.
Декоративные птицы. Сейчас продается множество птиц, предназначенных для содержания в домашних условиях: попугаи, канарейки, амадины, чижи. Изначально дети с восторгом принимают решение о том, чтобы завести птичку в клетке. Но в процессе энтузиазм от покупки, желание ухаживать и взаимодействовать с ней может значительно снизиться. Это обусловлено тем, что не многие птицы способны на формирование длительных привязанностей. Их отношение с человеком в большинстве случаев не переходят за грань удовлетворения биологических потребностей. И если для ребенка, не имеющего травмирующего опыта, взаимодействие с птицей может стать одним из методов формирования ответственности, дисциплинированности, организованности, то для ребенка с опытом материнской депривации это будет восприниматься как избыточная нагрузка.
Рыбки. Содержание аквариумов очень рекомендовано детям с избыточной импульсивностью, имеющим завышенный уровень тревожности, склонным к депрессиям и имеющим невротические проявления. Рыбы, конечно, не будут напрямую взаимодействовать с хозяином, но процесс наблюдения за ними, кормление, уход за аквариумом — это успокаивающие, снижающие эмоциональную нагрузку действия. Если, запланировав аквариум у себя дома, вы преследуете именно эти цели, то рекомендую не экономить на размерах. Чем больше по размеру рыбы, которых вы сможете завести, тем больший релаксационный эффект от такого приобретения. Из пород, рекомендованных для детей, имеющих негативный жизненный опыт, лучше всего подходят цихлиды. У этих рыб достаточно высокий интеллект и они могут даже играть с хозяином. Стоит подставить к стеклу аквариума палец, и цихлида будет открывать рот и гоняться за пальцем. Этот процесс надолго увлекает детей, способствует избавлению от внутреннего напряжения и, конечно, веселит. Кроме того, цихлиды обладают ярким окрасом. Аквариум с ними хорошо смотрится в любых интерьерах.

Черепахи. Еще недавно в домашних условиях можно было держать два вида черепах: среднеазиатскую сухопутную и красноухую водоплавающую. Однако согласно постановлению № 34 Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 июня 2022 года содержание и разведение красноухих черепах запрещено. Конечно, если у вас до постановления уже была такая черепаха, никто ее не изымет, но приобретать новую нельзя. Дело в том, что, покупая на рынке маленьких красноухих черепашек, люди не были готовы к тому, что они вырастают довольно-таки большими. И многие, чтобы не тратиться на большой аквариум, просто выпускали черепах в водоемы. Для белорусской природы красноухая черепаха является инвазивным видом, который вытесняет местные виды животных и растений (в том числе и белорусскую болотную черепаху — единственный вид черепах, обитающий в Беларуси и занесенный в Красную книгу). Поэтому, если захотите завести ребенку черепашку, единственным выбором остается сухопутная среднеазиатская черепаха. Это животное очень хорошо для детей спокойных, застенчивых, меланхоличных. Оно неприхотливо в уходе. И даже если хозяин забудет о нем на несколько недель, оно выживет. Соответственно, такого питомца можно заводить детям, не боясь, что ребенок не справится с уходом и содержанием.
Экзотические животные (змеи, ящерицы, пауки, тараканы и прочие). К выбору таких видов питомцев в основном склонны дети, имеющие или демонстративную, или шизоидную акцентуацию характера. В любом случае просьба ребенка о появлении подобного питомца требует пристального внимания родителя. Это не всегда следует трактовать плохо. Но разобраться в причинах, почему ребенок решил выбрать такой необычный вид домашнего питомца, всё же стоит. Возможно, к такому выбору его подталкивает сильный интерес к биологии и зоологии (но тогда в вашем доме будут и другие признаки научных интересов ребенка). Может быть, ему хочется с помощью такого питомца привлечь внимание потенциальных друзей, похвастаться (и тогда следует обратить внимание на уровень его самооценки, коммуникативные навыки), а может, ребенок увлекся нестандартными и вредными видами досуга (эзотерика, магия, сатанизм). Чтобы избежать негативных последствий, лучше до приобретения животного обратиться за диагностическим обследованием ребенка к психологу.
Сельскохозяйственные животные. Как правило, эти питомцы не появляются по просьбе ребенка. Некоторые из них (свиньи, куры, индоутки и прочие) никак не зарекомендовали себя в пет-терапии. Но есть среди сельскохозяйственных животных настоящие звезды. Это козы и лошади. С козами и лошадьми полезно дружить детям, имеющим задержку речи, когнитивные нарушения, ДЦП, синдром Дауна. Эти животные оказывают терапевтическую помощь детям, имеющим негативный жизненный опыт. Однако важно помнить, что они способны, испугавшись, нанести травму ребенку, поэтому его взаимодействие с животным необходимо организовывать только под контролем взрослого — хозяина животного или специально обученного специалиста.
Отдельно хочется сказать о том самом обстоятельстве, которое надолго может травмировать ребенка. Если вы держите сельскохозяйственных животных для получения мяса, то процесс умерщвления животного должен происходить без детей. Понятно, что их не нужно обманывать, говоря, что “свинка убежала в лес”, но наблюдение за убийством животного может иметь плачевные последствия для неокрепшей детской психики. Учитывая обстоятельство, что для детей, имеющих нарушения привязанности, любовь к животному может оказаться сильнее любви к родителю, данный факт может сказаться особенно негативно на психологическом состоянии ребенка и на качестве детско-родительских отношений.
Общение с животными важно и нужно любому ребенку. Но особенную роль оно играет для детей, пострадавших от материнской депривации. Эмоциональный отклик от животного, получаемый в процессе общения с ним, иногда становится одним из самых теплых воспоминаний детства.
Многие дети, выполняя диагностическую методику “Рисунок семьи”, включают в нее и изображение своего питомца. Это тоже свидетельствует о важности для ребенка эмоциональных связей с братьями нашими меньшими.
Пока писала статью, в нашем центре проходили групповые занятия для детей. Иногда ребята подбегали и заглядывали мне через плечо, спрашивая, что же я такое пишу. Узнав, что пишу о пользе общения с животными для детей, каждый рассказал по несколько историй на данную тему. Кого-то “успокоила моя собака, когда я получил плохую оценку в школе и боялся, что меня будут ругать родители. Она своим языком вытерла мои слезы, и я успокоился”. Кто-то рассказал, как “родители ушли гулять, и мне было немного страшно оставаться дома одному. Я взял кота и лежал вместе с ним. Мне стало очень спокойно”. Таких историй было много, но все они, по сути, об одном — животное может утешить, успокоить, поддержать, избавить от иррациональных страхов и развеселить. Решив завести домашнего питомца, обязательно взвесьте все за и против и примите верное решение. При правильном выборе питомца, я уверена, результат превзойдет все ваши ожидания!
Юлия САПРИКОВА,
кризисный психолог, директор ООО “Центр инновационной психологии “Одари”





