Статус учителя, целевая подготовка, ЦЭ и льготы абитуриентам: мнения белорусов узнали в результате социсследования

- 15:25Новости

Институт социологии НАН Беларуси в июле — августе 2024 г. проводил социологическое исследование, посвященное изучению отношения населения к системе общего среднего образования. В нем приняло участие 900 респондентов, из них половина имеет детей или внуков школьного возраста, сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты» со ссылкой на сайт института.

Респондентов попросили высказаться о работе системы школьного образования в стране, у них спросили о статусе учителя в белорусском обществе, от чего зависит качество образования ребенка. Граждане давали оценку различным параметрам нашей системы школьного образования (степени разных видов нагрузки на школьника). Несколько вопросов было посвящено посещению учащимися репетиторов и подготовке к ЦЭ и ЦТ, а также особенностям организации и проведения централизованного экзамена. Кроме того, у респондентов интересовались мнением о введении обязательной школьной формы, о льготах для абитуриентов при поступлении в вузы, о качестве государственной системы поддержки одаренных детей, об увеличении количества мест для целевой подготовки будущих специалистов.

В целом население позитивно говорит о социальном статусе учителя. 40,9 % считают, что он высокий, а 44,7 % называют его средним. Большинство (72,9 %) положительно высказалось о системе школьного образования в Беларуси. Каждый пятый дал нейтральную оценку, и лишь 4,6 % респондентов видят в ней больше отрицательных моментов.

Согласно результатам, залогом получения качественного образования является единство усилий ребенка, педагогов и родителей. Так, 78,8 % главным условием успеха в обучении считают желание самого ребенка учиться, 53,2 % отмечают важность профессионализма педагогов, а 45,4 % — значимость стремления родителей дать своим сыновьям и дочерям образование. Чуть более трети опрошенных важным для успешного обучения считает врожденные способности ребенка, практически четверть говорит о благоприятной для развития способностей среде и возможностях бесплатно посещать кружки и занятия по выбору. Меньше всего на качество образования детей, по мнению опрошенных, влияет уровень образования родителей и уровень материального благополучия семьи.

Современные школьники испытывают умеренно высокую нагрузку в рамках реализации образовательного процесса, считают респонденты. Давалась средняя оценка загруженности обучающихся по 5-балльной шкале. Во время школьных занятий и в период выполнения домашних заданий она составила 4,0 балла, а во внешкольной деятельности (занятости в факультативных и культурно-массовых мероприятиях) — 3,5 балла.

В отношении введения обязательной школьной формы 67,2 % считают это хорошей идеей, а 30,9 % относятся отрицательно.

Более половины респондентов (58,6 %), воспитывающих детей школьного возраста, сказали, что их ребенок никогда не посещал репетиторов. Необходимость в таких дополнительных учебных занятиях видит 41,2 % ответивших. Главной целью дополнительных занятий с репетитором большинство родителей считает общую подготовку ребенка, то есть успешное освоение им школьной программы.

Немногим более трети опрошенных считают, что для успешной сдачи ЦТ (ЦЭ) необходимо начинать подготовку до 9-го класса. Треть убеждена, что лучше это делать с 9-го класса, 17,0 % думают, что можно начать с 10-го, и лишь 3,2 % уверены, что можно успешно подготовиться к экзаменам за один год в 11-м.

В отношении расчета итоговых оценок за ЦЭ опрошенные преимущественно придерживаются мнения о необходимости фиксированного количества баллов за каждое задание — таких почти половина (48,9 %). Практически каждый пятый считает, что будет справедливо переводить первичные баллы в тестовые, учитывая «стоимость» вопроса, в зависимости от того, как много экзаменуемых ответили на него (правильно или неправильно). Почти у трети опрошенных этот вопрос вызвал затруднения.

Что касается предоставления льгот при поступлении в вузы, то опрошенные считают справедливым помогать наиболее уязвимым социальным слоям, нежели поощрять наиболее сильных и талантливых. Среди главных претендентов на льготы называют детей-сирот, детей из многодетных семей, ребят с инвалидностью. Далее называют победителей областных, республиканских и международных олимпиад и конкурсов, золотых медалистов, отличников, обучающихся с хорошей успеваемостью. Также респонденты отмечают в качестве претендентов на льготы при поступлении детей из неполных семей (11,2 %), детей из малообеспеченных семей (9,2 %), выпускников сельских школ (6,9 %) и детей из Чернобыльской зоны (2,7 %). При этом каждый десятый высказался против каких-либо льгот при поступлении.

Существующую систему государственной поддержки одаренных детей большинство опрошенных оценивают положительно. Почти единогласно поддержана идея увеличения количества мест для целевой подготовки будущих специалистов.

Надежда ТЕРЕХОВА
Фото из архива редакции носит иллюстративный характер