Учитель физической культуры и здоровья средней школы № 61 Гомеля, главный судья областных, республиканских спортивно-массовых мероприятий, тренер областной команды учащихся на Республиканской предметной олимпиаде по физической культуре и здоровью рассказал о нюансах преподавания самого динамичного предмета в школьном расписании.

Девиз жизни: «Только со спортом!»
Гомельский учитель физкультуры с детства со спортом на ты, активно занимался баскетболом. Максима Медведева можно было услышать и в эфире региональной FM- радиостанции. Теперь его опыт диджея — узнаваемый голос, отменная дикция и коммуникативные навыки — помогают находить общий язык с современными школьниками и лучше понимать их. Он растит юных спортсменов с 1-го класса и знает, как увлечь олимпиадным движением, как мотивировать и вселить уверенность в детей, которые все громче заявляют о себе на престижных соревнованиях.
— Любовь к спорту закладывается с самого детства?
— Конечно! Например, у меня было насыщенное спортивное детство. С тех пор мой девиз жизни: «Только со спортом!» Мне посчастливилось заниматься у тренера с большой буквы. В 3-м классе по-настоящему увлек баскетболом Владимир Владимирович Веремеенко. К слову, он воспитал многих талантливых ребят, в числе которых его дочь и сын Анастасия и Владимир — известные белорусские баскетболисты. Много лет назад Владимир Владимирович посмотрел на мои руки и сказал: «Давай будем что-то из тебя лепить». В 80-х годах я активно посещал секцию баскетбола. Этот вид спорта очень интересный и разносторонний, многогранный, однозначно динамичный, развивает хорошие физические качества. Благодаря тренеру началось мое становление как спортсмена, а позже — как учителя физической культуры и здоровья.
— Почему решили пойти в педагогику?
— Видел себя в этой профессии еще с юношеского возраста. Отучился в Гомельском государственном университете имени Ф. Скорины. И вот уже 27 лет в этой увлекательной профессии.
— Как мотивируете детей вести активный и здоровый образ жизни, не только заниматься спортом, но и участвовать в олимпиадном движении?
— Личным примером и совместной работой с учащимися, родителями. Стараюсь общаться с детьми, находить с подростками общий язык. Сегодня важно смотреть и замечать, чем они живут, интересоваться их деятельностью и активностью за стенами школы. Я могу научить двигательным умениям, развить физические качества, но важным является и то, какой стратегии придерживаются в семье, насколько там приветствуется инициатива занятий спортом. Поэтому не только работаю с ребятами, но и выстраиваю диалог с их родителями. В нашей школе налажена качественная система физического воспитания, в рамках которой обучаю детей с 1-го класса и веду их до 11-го. Знаю возможности каждого ребенка с 6–7-летнего возраста, слежу за их развитием, в том числе спортивными достижениями. Проживаем интересную и яркую школьную жизнь с ними вместе. А на пороге их взросления наблюдаю за траекторией поступления, в том числе за тренерской и педагогической карьерой.

— Физкультура — это не только полезно, но и весело. Какие методы используете на занятиях для детей разных возрастных групп? Есть ли место для челленджей?
— С ребятами начальных классов, конечно, знакомство со спортом происходит через элементы спортивных игр, игровые занятия, эстафеты. Кроме того, в школе устраиваем различные спортивные праздники. Кстати, во внеурочное время, как правило, участвуют в тематических спортивно-массовых мероприятиях как учащиеся, так и родители. Такая активность помогает взрослым понять, чем живут и интересуются их дети. И это здорово! А дальше иду от простого к сложному, постепенно привлекаю школьников к соревнованиям городского, районного, областного уровней. Дети в этой атмосфере спортивного праздника, личного успеха, который позволяет взойти на спортивный пьедестал, стремятся дальше развиваться, работать над достижением желаемого результата.
— Как выстраиваете диалог о спорте с теми учащимися, которые хотят отсидеться на скамейке запасных?
— Находить общий язык нужно с каждым ребенком, с каждым подростком. Возможно, учащийся, который сегодня не столь замотивирован, просто не знает о своем таланте, спортивном потенциале, а благодаря поддержке учителя все может измениться. «Все дети талантливы и щедро одарены природой» — девиз нашей школы, который я всецело поддерживаю. Нужно постараться рассмотреть в учащихся это, помочь, направить их в дальнейшем. И тогда все получится!
Часто наблюдаю, как дети, которые в определенный момент своего становления, особенно когда находятся на распутье при выборе профессиональной дороги, не решаются на тот или иной шаг. Если просят совета, всегда стараюсь во время беседы с ребенком и родителями направить в нужное русло, акцентируя внимание на сильных сторонах. Приятно, когда уже после осознанного выбора ребята благодарят и говорят: «Я поступил!», «Это все благодаря вам!» Значит, моя работа была проведена качественно.
Учебный процесс
— На занятиях есть место информационным технологиям и нейросети?
— Работа в этом направлении, конечно, приветствуется и выстраивается, опираясь в том числе на новые тенденции. Не всегда на уроках успеваешь воспользоваться возможностями искусственного интеллекта. Хотя я считаю, в этом направлении педагогам стоит работать, чтобы улучшать эффективность занятий, делать обучение более интересным и мотивирующим. В век информационных технологий нам так или иначе придется учиться самим, а потом внедрять умную новинку в обучающий процесс с детьми. Исследовав ИИ в физическом воспитании, можно продумать его потенциальное использование в спортивных приложениях и внести изменения в концепцию физвоспитания, обеспечив его визуализацию и повторяемость.
Тем не менее, несмотря на удобство в использовании чат-ботов, нейроплатформы, урок физической культуры — это прежде всего основа жизни каждого ребенка. И он остается традиционным уроком, направленным на всестороннее развитие детей, где формируется физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие. На уроках искусственный интеллект не заменит учителя, это всего лишь мощный инструмент улучшения обучения и поддержки для обучающихся. Педагог сам присутствует и вовлечен в процесс, он видит, что делает ребенок, его правильные или не совсем верные движения, помогает поставить определенного рода технику. Но никто не отменяет взаимодействие с ИИ, который может, например, подсказать школьнику, как правильно делать то или иное упражнение, движение.

— Школьнику на уроке физкультуры сложно получить десятку?
— Если ребенок старается, прилагает все усилия для достижения цели, а у него не получается, считаю, что хороший учитель не поставит низкую отметку. Здесь главное — желание ученика преодолевать трудности, заинтересованность учителя, который поможет всестороннему физическому развитию ребенка. В тандеме «ученик — учитель» все получится. И потом, какой бы путь ни выбрал ребенок после школы, спорт поможет пройти его легче и успешнее. На уроках, соревнованиях дети демонстрируют не только физическую подготовку, но и интеллектуальные способности: они продумывают стратегию победы, правильно планируют график физической активности, организовывают качественный отдых. Все это требует мыслительной работы.
— Есть ли место юмору на ваших уроках?
— Без юмора в нашей профессии никак. Смех продлевает жизнь! Урок физкультуры — самый активный: провести полноценные занятия, обучить, скажем, технике метания мяча и прыжкам в длину, отточить навык, указать на ошибки, принять норматив и при этом каждому учащемуся уделить внимание. Безусловно, минутка юмора разряжает обстановку, поддерживает положительную атмосферу в коллективе. Я, например, всегда открыт для детей, они доверяют мне. Уроки пролетают быстро, эмоционально и ярко. Учащиеся не спешат покинуть спортивный зал даже после звонка на перемену. И это главный показатель того, что им комфортно, интересно. По опыту скажу: когда дети вовлечены в образовательный процесс, тогда их успехи значительно возрастают.
— Какую мотивационную фразу ребята чаще могут от вас услышать?
— Не вижу препятствий!
— Как учитель назовите самые лучшие и худшие качества.
— Это, конечно, лучше спросить у детей или коллег. Думаю, я требовательный учитель, но отходчивый. Однозначно не злой. И такой эмоциональной окраски не должно быть в педагогике. Мне кажется, что современному учителю необходимо обладать всем тем, в чем нуждается ученик. Физическая культура — предмет, который нужен каждому ребенку, чтобы он вырос крепким, здоровым, закаленным. И я могу помочь укрепить их здоровье, объяснить, что сила внутри нас, надо только научиться пользоваться ей.
Работа учителя, наполненная энергией, высоким смыслом, приносит удовлетворение, а успехи учеников воспринимаются практически как собственные.
Стратегия успеха

— Много раз ваши воспитанники побеждали на престижных стартах, в том числе демонстрировали спортивные умения на республиканском этапе предметной олимпиады.
— Как только наш предмет включили в олимпиадное движение, я являюсь тренером Гомельской области по физической культуре и здоровью. Готовлю детей и отвечаю за их общефизическую подготовку. Сама олимпиада состоит из нескольких туров. Теоретический предполагает проверку уровня теоретических знаний. Практический — плавание. Каждый участник преодолевает дистанцию 50 м в бассейне вольным стилем. На третьем этапе олимпиадник выполняет комплексное задание, которое включает элементы игровых видов спорта: волейбола, баскетбола, футбола, гандбола. Тур общей физической подготовки дает возможность участникам показать свои физические качества. Юноши соревнуются в челночном беге, прыжках в длину с места, подтягивании, а девушки — в поднимании туловища из положения лежа на спине за 1 минуту. Как тренер отвечаю за их физическую подготовку. Мне важно, чтобы каждый ребенок успешно преодолел тур ОФП и на заключительном этапе все задания выполнил правильно и четко, качественно и результативно.
Успехи моих учеников — главная награда для меня! Когда выпускник школы уже во взрослой жизни продолжает придерживаться здорового образа жизни, собственным примером прививает любовь к спорту в своей семье — это достижение, и этим стоит гордиться. Когда энтузиазм педагога вдохновляет и позволяет формировать здоровые привычки у воспитанников на всю жизнь — это здорово!
— Гомельщина — лучшая среди регионов по количеству дипломов заключительного этапа республиканской олимпиады. Насколько результативно выступили наши ребята по физкультуре?
— Команду области на республиканском этапе олимпиады по предмету «Физическая культура и здоровье» представляли 10 человек, из них 6 награждены дипломами, один участник получил похвальный лист. Гомель, Жлобинский, Рогачевский, Мозырский, Светлогорский, Речицкий районы — в числе лучших. Здесь педагоги работают особенно эффективно, растят будущих чемпионов. В нынешнем году к борьбе за лидерство активно подключились коллеги из Калинковичей.
Однако это вовсе не говорит о том, что в остальных районах не стремятся к достижениям и завоеванию спортивного олимпа. Добиться успеха мешают различные факторы. Скажем, у кого-то есть желание продуктивно заниматься с детьми, но в школе, например, нет бассейна. И это большое препятствие в достижении цели.
Я считаю олимпиаду по физической культуре и здоровью одной из самых сложных. Здесь на самом деле не все так просто. У нас нет учебников, на которые можно опираться при подготовке ребят. Кроме того, в 99% случаев олимпиадники — это не действующие спортсмены, а обычные школьники, показывающие высокие результаты и выполняющие сложные задачи, которые под силу не каждому практикующему педагогу.
На заключительном этапе республиканской олимпиады по учебным предметам учащиеся школ, гимназий, лицеев Гомельской области завоевали 113 дипломов. Этот показатель выше только у столицы. Огромный вклад в общий успех внес учитель средней школы № 61 Гомеля Максим Медведев.
— Назовите самые значимые достижения ваших воспитанников.
— Каждая награда — диплом, медаль, кубок — в первую очередь для ребенка самая заветная и долгожданная. Здорово, когда со временем дети выбирают спорт и педагогику, продолжают профессионально развиваться в данном направлении. В числе самых ярких заслуг моих спортсменов — их великолепная игра за футбольный клуб «Гомель». Многие выпускники учатся в ГГУ имени Ф. Скорины, БГУФК и видят себя в роли учителей и тренеров. Стараюсь следить за тем, как складывается жизнь у моих учащихся, подающих спортивные надежды.
Личный интерес
— На соревнованиях держите кулачки за воспитанников? Вне стен школы за какую команду болеете?
— Сейчас вся страна следила и болела за наших хоккеистов. По итогам чемпионата Республики Беларусь по хоккею с шайбой сезона 2024/2025 3-е место занял клуб «Гомель». Подаренные болельщикам эмоции и завоеванные бронзовые медали — большая радость. К слову, 3/4 команды — воспитанники гомельской школы. Спортсмены — пример для подрастающего поколения хоккеистов. Молодежь смотрит, болеет и тоже стремится к высоким достижениям.
Также пристально слежу за всеми спортивными событиями и мероприятиями, которые проходят в городе над Сожем. В баскетбольном клубе играет моя ученица. Переживаю за нее и болею всей душой.
— Вы счастливый человек. В чем заключается счастье педагога?

— Счастье для меня — в семье, которая дарит поддержку и понимание, разделяет моменты радости, когда мы вместе отмечаем достижения и преодолеваем трудности. Совместный ужин, прогулки на свежем воздухе, разговоры по душам — эти моменты создают теплую атмосферу и еще больше укрепляют наши отношения. Думаю, для каждого человека главное — семья. С близкими людьми мы можем быть самими собой, они нас принимают любыми и любят.

К слову, моя дочь Ирина, сын Никита, внучка Алиса так же, как и я, увлекаются спортом. Дочка играла в волейбол, сын — в баскетбол. Внучка занимается фигурным катанием, подает большие надежды. В свои 9 лет имеет 2-й юношеский разряд. Умничка! Моя супруга Елена Васильевна — учитель физической культуры. С ней мы плечом к плечу работаем в 61-й школе. Убежден, что за каждым успешным мужчиной всегда стоит женщина.
Мне повезло совмещать любимое дело с работой. Трудиться в школе — счастье. А свободное время люблю проводить вдали от городской суеты. Приезжаю на дачу, которая находится на живописном берегу Сожа, и из физрука превращаюсь в заядлого рыбака. Всегда стараюсь находить возможности для активного отдыха. Семьей не сидим дома, мы не генералы диванных войск. Для нас неважно, за окном снег или ясное солнце. Когда есть возможность куда-то выехать, моя семья за любую активность.
— На финишной прямой нашего диалога расскажите о самых ярких воспоминаниях, связанных с преподаванием и со школой.
— Поделюсь замечательной школьной традицией, которой уже много лет. Каждый раз, когда первоклассники приходят на мои уроки, мы начинаем с разминки и различных упражнений. Я записываю фрагмент урока на телефон и храню этот файл на протяжении всех 11 лет. Ребята об этом не знают. И в самый торжественный для них день — на выпускном вечере — этот ролик, где малыши разминаются или стараются выполнить какое-то упражнение, демонстрируется на большом экране в актовом зале. И это такая крутая фишка! Такой эффектный сюрприз на выпускном становится самой милой частью мероприятия прощания со школой. Трогательно до слез…
А еще мои учащиеся в начальной школе пишут послания Деду Морозу и готовят рисунки на спортивную тематику. В 11-м классе я возвращаю ребятам их творческие работы и размышления о самых заветных детских желаниях.
В нашей школьной жизни много интересных моментов. Учитель физкультуры не просто человек, который подает мяч. Чтобы работать с детьми, нужно быть многогранной личностью и не только развивать у них физические навыки, но и формировать характер, прививать ценности командной работы и поддержки, мотивировать будущее поколение, подкреплять его интерес к занятиям спортом и вселять уверенность в своих возможностях. Все дети талантливы и щедро одарены природой, нужно только рассмотреть в них это, помочь и создать условия для их развития.
Елена КАСЬЯН-ПАВЛЕНКОВА
Фото из личного архива Максима Медведева





