Учитель — профессия нравственная

- 11:12Акцэнты, Аўтарскія калонкі

Ведущая рубрики
Екатерина ДУБИНСКАЯ 

 

 

 

 

 

 

Эти очень правильные слова директор столичной гимназии № 1 имени Ф.Скорины Наталия Бушная повторила не раз, обращаясь к коллегам-директорам во время педагогического форума Ленинского района столицы. Знаю, что и при проведении других секций районной конференции гово­рили о высочайшей духовной роли наставника. И эта же тема была одной из главных на всех областных, городских и районных педагогических конференциях страны. А как может быть по-другому, если уже аксиомой звучат слова: “Мало учить детей, открыть все возможности для развития их потенциала. Не менее, а может, и более важно — взращивать в них добрые начинания, воспитать из них людей, любящих родную страну, способных творить и созидать во имя своего Отечества”. По-настоящему же воспитать может только тот, кто одухотворен и нравственен сам, кто любит детей, кто имеет силу характера и твердые жизненные принципы.  Впору вспомнить и емкое сравнение школы с храмом, которое прозвучало на Республиканском педагогическом совете из уст нашего Президента… 

Символично, что в день проведения в стране многих педагогических конференций в тиражной и статусной российской газете “Вечерняя Москва” был опубликован материал под знаковым названием “Уроки совести и долга: поче­му белорусский опыт воспитания духовности стоит взять на заметку”. В статье говорится о важности нравственных ориентиров, национальной идентичности, наследии предков, родных корнях и сопричастности каждого к тому, что происходит вокруг, а также о том, что в России понятие “воспитание патриотизма” вновь обрело актуальность и потому в новом учебном году в российских школах стартуют клас­сные часы “Разговоры о важном”. И вот тут — посыл к нашему опыту, к введенному в прошлом году в учебную программу факультативу “Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма”. Особо подчеркнуто: пособие для учащихся 5—6-х классов “Духовность и патриотизм” было создано при взаимодействии синодального отдела Белорусской Православной Церкви по сотрудничеству со светскими учреждениями образования и Министерства образования. На каких принципах строятся занятия факультатива и как научить своих детей главным человеческим ценностям, осно­ванным на многовековых духовных и культурных традициях, — подробно. Как и о том, что занятия в белорусских школах ведут учителя, прошедшие специальную подготовку на курсах повышения квалификации в Академии последипломного образования. По мнению члена рабочей группы по созданию белорусского пособия для детей и методического пособия для педагогов Людмилы Кушнеревой, в школах действуют методом проб и ошибок, но дорогу осилит идущий и думающий: “Именно такого ученика нам, педагогам, и хочется воспитать”. 

К слову, сама Людмила Алексеевна трудится учителем русского языка и литературы в 1-й гимназии Ленинского района столицы, с которого и начался сегодняшний разговор, на деле воплощая написанное ею в пособии… В районе чтят традиции, очень ценят учительский труд — неудивительно, что на августовском форуме за добросовестную работу наградили 150 педагогов, а 20 учреждений получили благодарственные письма главы администрации. А еще в Ленинском умеют удивлять — вот и нынешнюю конференцию провели в новом формате: с возложения молодыми педагогами цветов к обелиску павших воинов в Лошице, с торжественной линейки для педагогов, исполнения гимна Беларуси, напутственных слов гостей и широкой выставки образовательных достижений района. Среди заявленных принципов воспитательной работы начальник управления образования Ленинского района Наталья Кучинская одним из главных отметила “Я — патриот: за честь школы!”.

Много поздравлений звучало и продолжает звучать в эти первые дни нового учебного года. Мне же запомнилось то из них, в котором наставникам желают сохранить в глазах детей искренний огонек желания узнавать мир и быть полезными народу и своей стране. Учитель — профессия нравственная.