Умная теплица, биостельки, асфальтоукладчик — выпускники детского технопарка представили свои разработки

- 10:32Репортаж

Более 130 проектов презентовали выпускники Национального детского технопарка членам наблюдательного совета учреждения. Подробности узнала корреспондент «Настаўніцкай газеты».

У выпускников НДТ появилось еще больше шансов поступить в вуз без экзаменов, потому что перечень специальностей для их поступления значительно расширен. Однако, чтобы воспользоваться данной возможностью, ребятам необходимо получить рекомендации наблюдательного совета учреждения.

— В прошлом году мы рассматривали чуть менее 60 заявок, а сейчас — 132. Это говорит о том, что у одаренных ребят траектория обучения в детском технопарке и использование ее для поступления в вуз востребована, — подчеркнул министр образования Андрей Иванец. — Сегодня детский технопарк является фактически кузницей кадров для высокотехнологичных отраслей экономики, и мы для этого проводим целый ряд комплексных мероприятий. Так, тематику проектов согласовываем с профильными министерствами, ведомствами и организациями — заказчиками кадров, чтобы ребята понимали: та проблема и научная задача, которую они решают, сегодня действительно актуальна, полезна и востребована в реальном секторе экономики.

На выставке-презентации учащиеся продемонстрировали свои лучшие изобретения по 15 образовательным направлениям, например, асфальтоукладчик, принтер со шрифтом Брайля, робота-собаку Smol, тренажер для настольного тенниса.

Так, 11-классник лицея Новополоцка Семен Шахновский представил умную теплицу. Будучи ребенком, он не раз наблюдал за тщетными попытками родителей уберечь дачную рассаду от заморозков, которые на Витебщине нередки.

— Моя теплица работает автоматически. Сначала высаживаем семена в грунт, а затем в приложении выбираем растение, которое выращиваем, и пору года — ранняя весна, поздняя весна или лето. Ведь у каждого свое время посадки и выращивания. В теплице установлен вентилятор. По закону физики мы знаем, что весь теплый воздух в любом помещении старается занять верхние позиции. Так и здесь. Но чтобы не использовать финансово-затратный обогреватель, будем использовать простую систему — вентилятор и трубку, с помощью которых теплый воздух загоняется вниз. Также в моей теплице используется капельный полив, помогающий сэкономить водный ресурс, — пояснил юноша.

По его словам, используя такие небольшие теплицы, можно заняться выращиванием сельскохозяйственных культур прямо в городах, например, на крышах домов. Семен планирует и дальше развивать свой проект, улучшать его, запустить пробную версию, а затем внедрить в производство.

А вот пинчане Александр Стасевич, ученик средней школы № 12, и Даниил Струц, учащийся гимназии № 2, создали роботизированную систему для спортивного тренинга по настольному теннису. Их прибор — своеобразная замена соперника — устанавливается на противоположную от игрока сторону теннисного стола.

— Чтобы создать такой тренажер, нам надо было разработать код, 3D-модель, физическую модель устройства, написать приложение для дистанционного управления и всё собрать воедино, — рассказал Даниил.

Юноши собираются поступать по льготной траектории как выпускники детского технопарка в БГУИР или БНТУ.

— Технопарк предоставляет хорошую возможность заниматься научно-практической деятельностью под руководством преподавателей лучших вузов страны. Они помогают нам раскрыть свои способности, выбрать специальность и подготовиться к защите проекта, — добавил Александр.

В секции «Биотехнологии» больше всего разработок представили ученицы детского технопарка. Один из проектов — биостельки с антимикробной пропиткой, помогающей бороться с микозом стоп.

— Стелька создана из конопли, а пропитка — это настойка из душицы, лаванды и змеевика. Мы протестировали ее и получили хороший результат. Кроме того, сделали настойку из липы, женьшеня, барбариса и календулы и также протестировали на различных штаммах. Такие стельки имеют хорошие антимикробные свойства, они могут очень помочь людям, — убеждена их создательница — ученица 11-го класса гимназии № 4 Минска Варвара Василевская. К слову, девушка планирует поступать на биологический факультет БГУ как выпускница НДТ.

Экстракты из различных растений в качестве активатора дрожжей изучала 11-классница гимназии Щучина Полина Ивановская.

— Чтобы активировать дрожжи и улучшить процесс их роста, использовала розмарин, душицу, укроп, шпинат и голубику. Настойки добавила в приготовление опары. Оценку вкусовых качеств провела с помощью дегустационного листа с показателями запаха, вкуса, структуры и цвета. Больше всего баллов (300) получил образец с добавлением экстракта голубики. Эти настойки улучшают не только подъемность дрожжей, но и их вкусовые качества. В дальнейшем изучение данной сферы может вывести производство на новый уровень и улучшить хлебобулочные изделия, — считает Полина. И хотя она обучалась в НДТ по направлению «Биотехнологии», однако поступать будет в БГПУ на специальность «Математика и информатика».

Алина Вершина, учащаяся гимназии № 30 Минска, презентовала архитектурно-дизайнерскую концепцию жилого малогабаритного объемно-пространственного модуля для туристической среды:

— Сегодня активно идет развитие сферы эко- и агротуризма в Беларуси. Мой объект предназначен для создания экологичного, малогабаритного и бюджетного туристического объекта. Система капсульных или модульных домов сейчас набирает обороты. К тому же мой проект направлен на минимизацию отходов, потому что печатается в основном из пластобетона. Экологичность достигается за счет свайного фундамента, который затрагивает лишь верхние слои почвы, то есть меньше вредит экологии, и данный фундамент подходит для установки 3D-принтера. Кроме того, мой модуль легок в эксплуатации, его можно использовать для целей как туристических, так и коммерческих, например, офисных. Сегодня в ОАЭ уже строятся такие офисы.

Девушка нацелена на архитектурный факультет БНТУ, и кто знает, возможно, через несколько лет ее проект будет воплощен в жизнь.

— Я готовлюсь поступать и как выпускница детского технопарка, и на общих основаниях. Хочу сказать, что в НДТ помогают определиться с будущей специальностью и развить свои навыки, а также заложить фундамент для участия в различных конференциях, конкурсе «100 идей для Беларуси». Кроме того, здесь дают и целевые направления, — отметила Алина.

Министр образования подчеркнул, что отечественные предприятия уже подали более 60 заявок на целевую форму подготовки специалистов из числа выпускников НДТ:

— Важно, чтобы заказчики кадров уже со школьной парты знали тех ребят, которые в последующем могут прийти к ним на предприятия.

Напомним, в этом году перечень специальностей, при поступлении на которые выпускники детского технопарка зачисляются без вступительных испытаний, был расширен более чем на 170 пунктов. И теперь данный список включает свыше 270 специальностей.

— Причем в этот перечень вошли специальности не только инженерного и естественно-научного профиля, которые особенно востребованы экономикой нашей страны, но и педагогического. Мы с удовольствием ждем в наших университетах ребят — выпускников НДТ. К слову, по целому ряду популярных направлений технопарка конкурс достигает 11—12 человек на место. Это говорит о том, что мы только в начале длинного пути работы с одаренной молодежью, — резюмировал А. Иванец.

Ольга АНТОНЕНКОВА
Фота автора