Каким должен быть урок литературы? Этот вопрос задает себе каждый учитель, готовясь к уроку. Ведь урок литературы должен быть направлен на формирование личности, на нем нужно научить детей любить книгу, нужно выработать навык “читать между строк”. И как воспитать ребенка с таким уровнем совести, чтобы, идя к цели, не переступал через других, не расталкивал всех локтями, чтобы не был безразличен к самому себе, родным и окружающим?
Много лет назад найти ответы на эти и другие вопросы помогли мне книги известного учителя-филолога Е.Н.Ильина. Суть методики Е.Н.Ильина в том, что урок литературы должен быть направлен на формирование личности каждого ученика.
Сегодня вам предлагается участие в мастер-классе, мы с вами найдем оптимальные приемы работы на уроках литературы, поделимся опытом организации деятельности детей на уроке. Рассмотреть все этапы урока не позволяет время, поэтому мы остановимся на отдельных приемах и методах работы. Тема мастер-класса — “Урок литературы: путь к совершенству”. Наш разговор будет о путях совершенствования урока литературы, личности ученика, о профессиональном росте учителя.
Учителю необходимо создать на каждом уроке атмосферу открытости, доброжелательности, разбудить личную заинтересованность каждого ученика. Урок литературы — это тот музыкальный инструмент, с которым мы идем к детям. На любом музыкальном инструменте можно просто играть гамму, а можно извлекать такие звуки, которые тронут за душу, заставят каждого ребенка задуматься о себе самом, об окружающих.
Е.Н.Ильин писал: “Урок литературы… Это таинство сообщения Добра и становления личности. Это непростое искусство книгой соединить человека с жизнью, сдружить человека с человеком, примирить человека с самим собой, нравственно устроить его в современном мире. Чтобы всякий ахнул от огромности мира и собственной значимости в нем, чтобы у каждого, прошедшего сквозь фильтр жизни, в осадке была чистота, а не пустота, книгу необходимо сделать инструментом познания Жизни и своего места в ней. Книга и Жизнь! Жизнь и Книга! — вот полный разворот урока на уровне Современного и Своевременного”.
I. Знакомство. Поскольку урок литературы требует от учителя умения философствовать, давайте пофилософствуем. Ваше отношение к высказываниям писателей: “Трудное — то, что может быть сделано немедленно, невозможное — то, что потребует чуть больше времени” (Л.Н.Толстой), “Человек подобен дроби, где числитель — это то, что он действительно собой представляет, а знаменатель — то, что он о себе воображает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь; если знаменатель — бесконечность, дробь равна нулю” (Л.Н.Толстой), “Человек имеет право взглянуть на другого сверху вниз лишь для того, чтобы помочь ему встать на ноги” (Г.Маркес), “Если ты не умеешь использовать минуту, ты зря потеряешь и час, и день, и всю жизнь” (А.И.Солженицын “Раковый корпус”).
Мне очень нравятся слова Акутагава Рюносекэ: “Чтобы сделать жизнь счастливой, нужно любить повседневные мелочи. Сияние облаков, шелест бамбука, чириканье стайки воробьев, лица прохожих — во всех этих повседневных мелочах нужно находить высшее наслаждение”. Мы и правда забываем просто радоваться жизни, каждому прожитому дню, не успеваем услышать пение птиц, шелест листвы, увидеть первую зелень в погоне за какими-то материальными благами.
Основная задача словесника — помочь детям научиться читать художественные произведения, находить в книге разнообразный мир человеческих чувств, взаимоотношений, дать ребенку возможность почувствовать “вкус” слова. “Читают все, но далеко не все умеют читать!”, — так писал Ф.Варан. Еще одна задача словесника — прибавить к читательскому восприятию элементы профессионального видения текста. Прибавить, а не заменить и тем более не стереть одно другим. Незнание разницы между ямбом и хореем, мне кажется, никак не помешает ребенку вырасти настоящим Человеком.
Чтение — это коммуникативный процесс. Психологи выделяют 3 фазы этого процесса: предкоммуникативная — то, что предшествует чтению, побуждает к чтению; коммуникативная — это сам процесс чтения: восприятие и понимание прочитанного, усвоение содержания произведения; посткоммуникативная — результат чтения, оценка и анализ прочитанного.
Говоря проще, фазы чтения можно рассматривать как готовность к чтению — активность (сам процесс чтения) — результат чтения.
Как видим, наш урок литературы — это третья фаза чтения, когда ученик приходит на урок, прочитав произведение (а чаще — нет!). Мне кажется, мы упускаем очень важную стадию — предкоммуникативную. Кто и что должно побудить ребенка к чтению?! Как сделать, чтобы дети хотели читать, чтобы от чтения получали удовлетворение?
Один из путей описан в книгах Евгения Ильина. Это “Закон “трех О”: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем.
II. Работа в группах: педагоги вытягивают геометрические фигуры, распределяются по группам.
Каким должно быть начало урока, чтобы зародить у детей желание прочитать произведение. Как увлечь детей произведением, писателем? Слово “должен” уже не работает.
Задание: в группе обсудить предложения по началу урока. Поделитесь опытом, как вы представляете писателя и произведение. Как, по-вашему, можно увлечь детей книгой? Как сделать, чтобы дети читали?
Ответы представителей групп (отвечает тот, у кого ближайший день рождения).
Хочу поделиться красивым началом урока по феерии А.Грина “Алые паруса”: “Если вам придется быть в Крыму, спуститесь к берегу моря, подойдите к воде так, чтобы волны чуть-чуть касались ваших ног, и вглядитесь в горизонт, безгранично и спокойно расстилающийся перед вами.
И тогда, если вы очень захотите, вы увидите, как в далекой дымке скользит по поверхности моря стройный красавец-корабль с алыми парусами, вы услышите тихую музыку, доносящуюся с корабля, звуки команды, увидите бесстрашных матросов, капитана, стоящего на мостике.
Что это за корабль? Счастливы люди на корабле? Что нужно сделать, чтобы стать счастливым?”
III. Работа с художественной деталью. Уроку литературы нужны контрасты, сопоставления — резкие, яркие. Для этого можно использовать реплику, эпизод, слово. Поэтому урок строю на основе яркой детали, трудного нравственного вопроса, творческого приема.
Деталь помогает включить воображение, благодаря которому объект изучения предстает перед учеником “крупным планом”, овладевает его вниманием, а значит, легче поддается изучению. Путь к целому от деталей заставляет работать образное мышление. Деталь не иллюстрация мысли, а сама мысль. Художественная деталь учит ребенка быть внимательным к мелочам, а ведь жизнь состоит из мелочей. Часто деталь указывает на отношение автора к герою или событию.
Словарь литературоведческих терминов:
Художественная деталь — одно из средств создания художественного образа, помогающее представить изображаемое автором явление в неповторимой индивидуальности. Может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки, переживания или поступка.
В большинстве произведений есть много деталей поведения и психологических нюансов, которые расширяют представления ребенка о человеческом характере, взаимоотношениях людей. При этом они ясно и четко обозначены конкретными изобразительными и эмоциональными словами. Поэтому текст всегда нужно комментировать, выделяя и разъясняя психологически наполненные детали. Например, рассказ А.И.Куприна “Тапер”. Ирина Алексеевна Руднева — “отпрыск знаменитого и богатого рода”, “…общество ее мужа и детей слишком “мескинно” (пошло) и “брютально” (грубо), и поэтому “иньорировала” (игнорировала) его”.
Задание группам: как вы работаете с художественной деталью? Поделитесь опытом. (отвечает тот, у кого самый большой стаж).
IV. Постановка вопроса на уроке
Эффективный педагог на уроке в большей степени занят совместным с учениками добыванием информации, а не выдачей советов и готовых решений.
Заканчивая урок, спрашиваем, есть ли вопросы. И очень довольны, когда их нет, т.е. все всем понятно. А это правильно? Разучиваясь спрашивать, ребята перестают и отвечать. Вопрос — это кусочек ответа, который надо углубить, проверить.
Грамотно поставленный вопрос позволяет обнаружить причинно-следственные связи явлений и объяснить их, раскрыть проблематику произведения и авторскую позицию, увидеть отношение героя к себе, другим героям и ситуациям. Цель достигается постановкой аналитических вопросов: почему? В чем причина такого поступка или высказывания? Какие слова подтверждают… Как автор относится к своему герою, как его оценивает? Что произойдет, если… Грамотно поставленные вопросы позволяют детям увидеть проблематику произведения.
Обратимся к литературоведческому словарю:
Проблема — (греч. problema — “нечто, брошенное вперед”) основной вопрос, который исследуется писателем в произведении. Проблемы бывают нравственные, социально-политические, философские. Проблематика — круг проблем, затронутых в произведении, основные вопросы, волнующие автора.
Задание группам. Какими вопросами поможете ребенку понять суть произведения, заставите ребенка подумать о самом себе… (Работа в группах.)
Ответы учителей (отвечает тот, чье имя первое по алфавиту).
На уроках литературы мы с учениками ищем ответы на такие вопросы:
— Может ли настоящая любовь “пойти на убыль”? (Л.Н.Толстой “После бала”.)
— Кого внимательнее и дольше всех (не перебивая) слушает властная, надменная Кабаниха?
— Прав ли был директор, уволив Лидию Михайловну? (В.Распутин “Уроки французского”.)
— Почему Николай Сергеевич признается Машеньке: “Век бы сидел и на ваше негодующее лицо глядел”? (А.А.Чехов “Переполох”.)
— Единственная книга в подвале-ночлежке (Максим Горький “На дне”) в руках женщины. Почему?
— Почему Варвара с такой охотой дает Катерине ключи от калитки для свидания с Борисом (“Гроза”), зная, что ни скрыть, ни утаить Катерина не может?
Педагогическая профессия включает умение учителя делать интересным для других то, что он считает интересным для себя.
В погоне за информативностью мы забываем воспитывать любовь к художественному слову, не формируем у ребенка эстетическое наслаждение от звука. Слуховое восприятие всегда сильнее, чем чтение про себя, поэтому чтение вслух должно быть красивым. М.А.Рыбникова в книге “Очерки по методике литературного чтения” пишет: “Выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор произведения и является ключом к пониманию его содержания. Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подытоживает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения”. Можно не согласиться со словом “разбор”, ведь мы не разбираем текст, мы его анализируем, стремимся прочувствовать слово, увидеть роль этого слова в тексте. И тем не менее как важно, чтобы в начале работы над художественным текстом и в конце красиво звучало слово, чтобы, слушая чтение своих одноклассников наизусть, учащиеся не потеряли интерес к этому произведению, чтобы не возникло желание быстрее распрощаться с изученным автором. Уместным считаю чтение отрывков из произведений под музыку: “Лунная соната” и повесть И.С.Тургенева “Ася” или полет Маргариты (роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита”); музыка Э.Мориконе и “Алые паруса” А.Грина (появление корабля).
V. В ходе посещения уроков выявляются проблемы в преподавании литературы: мало звучит текст произведения, недостаточно монологов учащихся, преобладание фронтальных форм работы, мало раздаточного материала, редко используются современные педагогические технологии, неправильно организована работа с проблематикой произведения, неэффективно используется тетрадь, организация контрольно-оценочной деятельности и т.д.
Задание группам: вам предлагается проблема, необходимо найти пути совершенствования урока. Ответ строится по схеме: проблема — отношение учащихся — предложения по совершенствованию урока (отвечает тот, у кого самый маленький стаж).
Задача учителя — самому подняться в духовном развитии хотя бы на одну ступеньку и поднять своих воспитанников. Сегодня учитель литературы — воспитатель человеческих душ, это человек, который беспокоится о разумности поступков своих воспитанников, чистоте их чувств. Слово учителя воспитывает и оставляет в сознании ребенка свой след. А современный урок — это поиск, открытие и осмысление истины в процессе работы над произведением, это поиск себя, это совершенствование себя.
Урок литературы для меня — это урок совместной работы учителя и ученика, т.к. литература — это вид искусства, то и урок литературы должен быть выстроен по законам искусства. Красивое, увлекающее начало, постановка или поиск проблемы, кульминация урока, грамотное завершение урока, где каждый может и должен осознать свой вклад в урок, свое видение произведения, видение самого себя. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников — одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, глубокое исследование текста, нестандартный подход к уже известному. Урок литературы — это урок формирования личности. Как важно сегодня научить ребенка не осуждать, а понимать; не ненавидеть, а любить; не завидовать, а сочувствовать. Ведь настоящий друг не тот, кто разделит твое горе, а тот, кто способен разделить твою радость. Б.Брехт писал: “Все виды искусства служат величайшему из искусств — искусству жить на земле”. Вот и урок литературы, как мне кажется, должен учить искусству жить среди людей.
VI. Рефлексия: метод “Шесть шляп мышления”.
Галина СТАНКЕВИЧ,
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Полецкишской средней школы Вороновского района Гродненской области.
Фото Натальи КОЛЯДИЧ.