Школа, семья, потенциальные работодатели — кто и как может помочь ученику с выбором будущей профессии

- 9:00Актуально

Во время очередной встречи на “Экспертной площадке”, которая прошла в Издательском доме “Педагогическая пресса”, обсудили актуальные аспекты профориентации.

В заседании приняли участие:

  • Елена Васильевна ЖУРАВЛЕВА, член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, директор Несвижского государственного колледжа имени Якуба Коласа;
  • Владимир Владимирович ПИСКИЖЕВ, заместитель генерального директора МТЗ по идеологической работе и социальному развитию;
  • Светлана Викторовна КАПОЧЕНЯ, начальник управления по образованию, спорту и туризму Стародорожского райисполкома;
  • Светлана Леонидовна ШАРКЕВИЧ, преподаватель кафедры психологии и инклюзивного образования, начальник центра дополнительного образования “Наставник” МГИРО;
  • Екатерина Петровна ПЕТРУША, директор гимназии № 12 Минска;
  • Сергей Андреевич НОВИКОВ, директор Деревнянской средней школы Столбцовского района;
  • Оксана Михайловна МЫТЬКО, редактор отдела социальной работы “Настаўніцкай газеты”.

Делу время

— С какого возраста целесообразно начинать проф­ориентацию? Какие формы работы хорошо зарекомендовали себя? В чем недорабатываем или, наоборот, излишне усердствуем?

Елена Журавлева:

— На мой взгляд, раньше родители больше разговаривали с детьми о выборе будущей профессии, причем с малых лет. Вспоминая собственные школьные годы, могу сказать, что к старшим классам большинство ребят уже точно знали, кем хотят стать, и действительно мечтали о той или иной профессии. Сегодня, когда значительную часть свободного времени и дети, и взрослые проводят в гаджетах, об этом говорят гораздо меньше. Только когда ребенок приходит в 9 класс, многие родители всерьез задумываются, что делать дальше. Поэтому от школы в плане профориентации, конечно, зависит многое. 

В целом система работы в этом направлении в наших учрежде­ниях образования выстроена. Игровые формы в детском саду плавно переходят в различные форматы в начальной школе, в средних и старших классах. Тем не менее, считаю, 5—9 классы несколько выпадают из обоймы, в них профориентационную работу нужно усиливать.   

Светлана Шаркевич:

— Нет единого научного подхода к вопросу, с какого возраста нужно приступать к профориентации, теории разные. Тем не менее о том, что и в дошкольном, и младшем школьном, и подростковом возрасте должны проходить мероприятия, направленные на знакомство с профессиями, говорят все исследователи. Поэтому очень правильно, что ранняя профориентация ведется уже в детсадах — через ознакомление с различными видами деятельности, профессиями членов семьи, ролевые игры.

Что касается начальной школы, то активнее всего профориентация идет через выбор разных направлений дополнительного образования. Так, согласно статистике, в Минске самыми активными посетителями кружков являются учащиеся младших классов. С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается: проводятся школьные мероприя­тия, экскурсии на предприятия, в различные учреждения, и эти формы хорошо себя зарекомендовали. В среднем звене есть еще потенциал для профориентационной работы, и здесь я с Еленой Василь­евной согласна. В старших классах эта работа, считаю, выстраи­вается на достойном уровне.

Хорошим подспорьем является профориентационное тестирование, которое на сегодняшний день проводят и психологи в школах, и специалисты в ряде вне­школьных центров. Общедоступны тесты на онлайн-платформах, например, созданный в РИПО “ПрофиТест”. Работают со школьниками и службы занятости. Профориентационное тестирование рекомендуется проводить с 14 лет. Как показывает практика, отношение к нему родителей варьируется от “Тест все покажет” до “Ничего этот тест не дает”. Правда, как всегда, где-то посередине. Важно, чтобы результаты тестов были понятны и старшекласснику, и его родителям, поэтому диагностику стоит дополнить консультацией психолога или профориентолога.

Светлана Капоченя:

— Профориентационная диаг­ностика — хорошая практика. Если родитель или учащийся обращается с конкретным запросом, школьный педагог-психолог проводит ее в полном объеме. Но таких обращений не так и много. Как правило, родители уверены, что знают возможности своего ребенка лучше любого психолога.

Не могу согласиться с коллегами, что у нас западает профориентация на второй ступени школьного образования. В средних классах также проводится достаточно мероприятий. А в 9 классе представители колледжей вообще очень частые гости. Возможно, для детей, которые уже определились с выбором будущей профессии, это даже излишне. 

Екатерина Петруша:

— Согласна с Еленой Василь­евной. Сегодня для подрастающего поколения менее, чем прежде, свойственно мечтать о какой-то профессии с детства. Многие до последнего не знают, кем хотят быть, и в итоге за них решают родители. Поэтому важно своевременно работать над мотивацией детей. Очень правильно, что Министерство образования ввело с 8 класса допрофессиональную подготовку. В подростковом возрасте появляется устойчивый интерес к каким-то определенным учебным предметам, сферам деятельности. И его нужно всячески развивать за счет факультативов, а также объединений по интересам. Честно скажу, я очень спрашиваю за это с наших учителей, и работа у нас ведется на должном уровне.

Формы профориентации самые различные. Наряду с теми, что традиционно применяются во многих учреждениях образования, есть и одна по-своему уникальная. Возможно, кто-то из коллег тоже возьмет ее на заметку. Более 20 лет в гимназии работает музей истории образования. И ко дню рождения учреждения классам дается поручение — провести поисковую работу, выяснить, кем стали выпускники разных лет. Благодаря этому, ребята в том числе знакомятся с широким спектром профессий.

Сергей Новиков:

— Считаю, одна из самых интересных для детей форм — это экскурсионная деятельность. Приятно отметить, что все предприятия в районе для нас открыты. Знакомим ребят с работой сельского хозяйства, лесничества, мелиорационной организации, системы электросетей, филиала моторного завода… Доезжаем и до Минска, к примеру, незабываемые впечатления оставило посещение Минского тракторного завода. По опыту могу сказать, что больше всего детям важна возможность посмот­реть, как работают механизмы, самому что-то включить, в чем-то поучаствовать. Тогда эмоции переполняют, закладываются основы для выбора будущей профессии.  

Екатерина Петровна правильно отметила: очень важно использовать пример бывших выпускников, которые состоялись в той или иной профессии. Мы приглашаем их в школу или организовываем встречи по месту работы. Также большой потенциал у профориентации в условиях летнего оздоровления. На базе нашей школы уже более 10 лет проводится круглосуточный лагерь “Профодиссея”. В его программе очень много мероприятий, направленных на выявление способностей учащихся, знакомство с миром профессий. Так что дети отдыхают с пользой для своего будущего.   

Владимир Пискижев:

В профориентационной работе Минского тракторного завода я бы выделил несколько направлений. С одной стороны, мы понимаем, что прежде всего на завод придут дети наших сотрудников. Хороший работник у нас получает нормальную зарплату, плюс соцпакет, и он будет рекомендовать своему ребенку пойти по его стопам. Поэтому мы начинаем профориентационную работу прямо с рождения ребенка — дарим его родителям комплект новорожденного с логотипом Минского тракторного завода. И в дальнейшем продолжаем ее в различных форматах.

С другой стороны, активно проводим на заводе экскурсии для учащейся молодежи со всех регионов страны. Из более 16 тысяч человек, которые в течение года посещают наши цеха, 80% — школьники и студенты. Причем стараемся, чтобы это было интересно, познавательно, пробуждало интерес к освоению рабочих профессий. 

Немаловажен и формат семейных мероприятий. Мы первые в стране начали проводить на предприятии день открытых дверей. Готовим интерактивную программу с экскурсиями, катанием на тракторах. Мероприятие очень популярно, в этом году его посетило около 20 тысяч человек. Приходят в том числе родители с детьми, дедушки и бабушки с внуками. Уверен, у каждого ребенка день, проведенный с семьей на заводе, оставит самые позитивные воспоминания.

Профиль в анфас

— Последние годы в 10—11 классах активно развивается профильное обучение. Дает ли это ожидаемый результат?

Екатерина Петруша:

В этом году появился еще один хороший стимул в развитии профилизации старших классов. Я имею в виду решение, согласно которому выпускники пяти профилей могут при определенных условиях поступать в университеты без экзаменов. Это будет мотивировать ребят, а также уменьшит число поступающих в зарубежные вузы.

В нашей гимназии начало профильному обучению было положено 32 года назад, когда мы еще были школой. После аварии на ЧАЭС пострадавшим регионам очень требовались врачи. Было решено, что 25 детей из Гомельской области нужно подготовить на базе нашей школы к поступлению в мединститут, после окончания которого они бы вернулись работать домой. Уроки физики, химии, биологии для этого класса проводили преподавали мединститута, жили дети в его общежитиях. Выпускники успешно поступили в вуз. А мы до сегодняшнего дня продолжаем с Белорусским государственным медицинским университетом плодотворное сотрудничество. У нас много лет функционировали классы химико-биологического профиля, которые с этого года официально стали медицинскими. Результаты говорят сами за себя: за эти годы свыше 800 наших выпускников связали свою жизнь с медициной.

В прошлом году мы открыли инженерный класс. Могу сказать, что в столице возможности для его функционирования прос­то отличные. Факультативный курс для школьников, выбравших это направление, проводит преподаватель БНТУ. Ребята посещают современные предприятия, которые выбирают сами вместе с педагогами. На городском фестивале инженерных профессий наши учащиеся взяли диплом I степени среди 17 учреждений образования столицы, в которых на тот момент были созданы инженерные классы. 

Светлана Шаркевич:

— Что касается инженерного профиля, то интересен в этом плане опыт России. Приезжавшие к нам в МГИРО представители нижегородского лицея № 82 рассказывали, что в городском ресурсном центре по инженерному образованию и сопровождению работы образовательно-производственного кластера, который функционирует на их базе, дети с дошкольного возраста делают первые шаги по формированию инженерного мышления и знакомству с производством. Также есть опыт открытия инженерных классов начиная с 5 класса. И это информация к размышлению.

Владимир Пискижев:

— Как производственник скажу, что появление в школах инженерных классов можно только приветствовать. Толковые инженеры на производстве очень востребованы. Главное, чтобы в этих классах преподавали учителя, которые действительно смогут дать более углубленное знание профильных предметов.

Светлана Капоченя:

— Лично мое мнение, что инженерные классы должны пере­расти в инженерно-педагогические. В школах не хватает учителей физики и математики, поэтому готовить их нужно более целенаправленно. Владимир Владимирович правильно поставил вопрос о профильных педагогах для инженерных классов. К сожалению, здесь не без сложностей. Как правило, опытные учителя уже имеют в школах большую нагрузку, а молодых специалистов в профильный класс отправить нельзя, потому что у них нет ни первой, ни тем более высшей квалификационной категории.

Что касается агроклассов, то по опыту нашего района могу сказать: они всегда дают выпускников, которые выбирают аграрный профиль. Но и те ребята, которые заканчивают непрофильные классы, также выбирают это направление. И это хорошо, поскольку говорит о том, что наша система профориентации имеет широкий охват учащихся.

Педагогические классы и группы — это серьезное подспорье для нашей системы образования. На Стародорожчине педагогические специальности выбирают порядка 30% выпускников этого профиля и непрофильных классов. Практически все они идут по целевому направлению и к нам возвращаются. Считаю, педклассы — своеобразный барьер для того, чтобы в педагогику не пришли случайные люди. Некоторые ребята к моменту выпуска однозначно понимают, что работа с детьми не для них. А другие, наоборот, убеждаются, что именно она их призвание.

Елена Журавлева:

— Согласна, идея педагогических классов конструктивная. Хотя в какой-то мере для нас, педагогических колледжей, это конкуренты. На мой взгляд, такую профилизацию надо начинать раньше — после 7 класса. Тогда учащийся после 9 класса будет более осознанно выбирать — идти в педагогический колледж или в педкласс. И неготовых к работе с детьми можно будет отсеивать также до уровня колледжа. В целом считаю, что мы могли бы более эффективно сотрудничать в цепочке “школа — колледж — вуз” и не тянуть одеяло каждый на себя. К примеру, когда-то была хорошая практика: на выпускном экзамене в колле­джах присутствовали представители педуниверситетов и давали лучшим выпускникам рекомендации на поступление в вуз. 

Этим летом наш колледж впервые опробовал новую форму работы — на его базе работал оздоровительный лагерь для учащихся педклассов. Приехало 90 человек из разных школ Минщины. На протяжении 9 дней они жили в наших общежитиях, участвовали в различных мероприятиях, посещали мастер-классы педагогов. Все понравилось, уезжали со слезами на глазах. Считаю, эта форма работы дает положительный эффект.  

Сергей Новиков:

— Светлана Викторовна верно отметила эффективность агрогрупп. У нас в школе они функ­ционируют с 2018 года, и каждый год есть выпускники, которые поступают на аграрные специальности. Так, в 2022/2023 учебном году их было 5 из 7 выпускников. В прошлом учебном году мы выпустили 14 человек, и все поступили в университеты. Из них 3 — в аграрные, остальные — военного, медицинского, педагогического и других профилей.

Условия для функционирования агрогрупп полностью предоставлены. Есть хорошие учителя, база, навыки. Рядом сельхозпредприятие ОАО “Деревное”, которое открыто для любого конструктивного сотрудничества. Профилизации в этом направлении способствует также профессиональная подготовка старшеклассников по профессии овощевода.

Профориентация для мам и пап

— Все родители хотят, чтобы их дети получили хорошие профессии, которые позволят им самореализоваться, обеспечат стабильный доход. В должной ли мере выстроено в этом вопросе взаимодействие с семьями? Какие стереотипы мам и пап нужно развенчивать?    

Екатерина Петруша:

— Профориентационная работа без родителей — это не работа. Должны быть задействованы дети, родители и педагоги — только в этом треугольнике мы можем эффективно решать вопрос выбора будущего профессионального пути. 

Когда наши психологи, беседуя с первоклассниками, спрашивают, кем работают их папа и мама, большая часть детей ответа не знает. Это не может не удивлять. Поэтому уделяем особое внимание знакомству с профессиями родителей, некоторых приглашаем в школу выступить перед детьми. По-прежнему актуален потенциал трудовых династий. Когда в семье гордятся династией и школа со своей стороны также поддерживает у ребенка этот интерес — мы получаем искренне мотивированного к продолжению семейного дела выпускника. Таких примеров у нас немало.

Сергей Новиков:

— Сельские школы в этом плане имеют свои преимущества. Так, 85% учителей нашей школы — это ее выпускники. Кто-то из них учил родителей сегодняшних учеников, кто-то с ними учился. Они хорошо знают, чем живут семьи, как к кому найти подход, чтобы вместе направить ребенка, когда он на распутье выбора профессионального пути. Благодаря такому вовлеченному подходу учителей, в особенности классных руководителей, немало наших выпускников нашли себя.

Светлана Капоченя:

— Работать с родителями нужно как можно активнее. Расскажу случай из практики. Мы привезли детей на экскурсию в один из колледжей. Им очень понравилось, глазки горят, готовы хоть завтра стать его учащимися. Вернулись домой, на следующий день пришли в школу — и никто туда уже не поступает. Родители отгово­рили.

Поэтому мы начали несколько по-другому выстраивать свою работу. Договариваемся о доставке в колледжи не только детей, но и их родителей. Увидев современную материальную базу этих учреждений образования, больше узнав о перспективах трудо­устройства по полученным здесь профессиям, папы и мамы избавляются от устаревших стереотипов. И сразу цифры поступления растут.

Елена Журавлева:

— Согласна, не менее активно, чем детей, в профориента­ционные поездки надо настойчиво приглашать и родителей. Зачастую они мыслят старыми стереотипами, плохо осведомлены о том, в каких современных условиях трудятся сегодня специалисты. Родителям учащихся 5—8 классов необходимо посещать ресурсные центры наших профессиональных колледжей, оснащенные по последнему слову техники. Это поможет им лучше понять, что представляет собой сегодня та же агрономия, ветеринария. Ведь недобор по аграрным специальностям, с которым мы столкнулись, частично объясняется и тем, что папы и мамы не советуют детям идти в эту сферу. Из-за недостатка знаний о современном сельском хозяйстве направляют ребят по совсем другим профес­сиональным траек­ториям.

Владимир Пискижев:

Очень важно сегодня развенчивать стереотипы, повышать авторитет человека труда, используя для этого самые разные форматы. Недавно на нашем заводе прошел индустриальный пленэр белорусских и российских художников. Они писали картины с натуры в различных цехах, включая литейный, кузнечный, прессовый. Планируем сделать выставку этих работ, которые на понятном каж­дому языке искусства покажут красоту труда.  

Светлана Шаркевич:

— Действительно, современные форматы работы весьма разнообразны. Так, очень хорошие отзывы со стороны родителей получил семейный фестиваль “Детский город профессий Букидс”, который прошел летом в столичном ботаническом саду. Центр “Нас­тавник” МГИРО также принимал участие в его проведении. Дети смогли в интерактивной форме ознакомиться с разными профессиями и даже заработать условную денежку. Жаль, не была представлена профессия педагога, но в следующем году мы постараемся это исправить!

Оксана МЫТЬКО
Фото Игоря ГРЕЧКО