Внедрение инклюзивной практики в учреждениях образования: тематический семинар

- 16:25Журнал "Народная асвета", Новости

Создание условий для обучения и развития детей с учетом принципа инклюзии сегодня может считаться одной из актуальных задач системы образования Республики Беларусь. Особое значение в этой связи приобретает формирование у педагогов инклюзивной культуры, которая заключается в принятии учителем ценности инклюзивного образования и в овладении им соответствующей компетентностью.

 И. В. Омелящик, директор Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Пинского района; Т.М.Вронская, заместитель директора по основной деятельности Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Пинского района

На формирование у педагогов позитивного отношения к детям с ОПФР направлены проводимые на базе центра тренинговые занятия, конкурсы, а также методические и инклюзивные фестивали, семинары. В качестве примера предлагаем проблемный семинар «Инклюзивная культура – основа толерантного общества», в котором принимали участие педагоги учреждений образования различных типов.

Цель: формирование инклюзивной культуры у педагогов учреждений образования.

Задачи: развивать у учителей толерантность и инклюзивную компетентность, формировать позитивное отношение к детям с ОПФР или инвалидностью.

Оборудование: мультимедийная система, ручки, листы формата А4 и А5, массажные мячи, детские мячи, рубашки на пуговицах, варежки, очки, скотч, плотная повязка на глаза, картон, ножницы, вата, большие наушники, 1 белая прищепка, 15 прищепок 4-х цветов.

Ход семинара

І. Организационно-мотивационный этап

Ведущий приветствует участников, знакомит их с темой и целью встречи.

Упражнение «Геометрические фигуры». Участникам на слайде демонстрируются пять геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, зигзаг. Каждый выбирает две фигуры: одну, в отношении которой может сказать: «Это – я!», а другую – «Это моя полная противоположность». Затем педагоги знакомятся с «характеристиками» фигур (материалы доступны через QR-код).

Вопросы для обсуждения

  1. Как вы думаете, с какой целью вам было предложено выполнить данное упражнение?
  2. Легко ли было выбирать фигуры?
  3. Соответствуют ли характеристики вашему представлению о себе?
  4. Каким бы был коллектив, состоящий из одних «треугольников» или «кругов» и т.д.?
  5. Готовы ли вы безусловно принять инаковость другого?

Вывод. Каждый человек ценен своей неповторимостью. Однако одна из проблем современного общества заключается в психологической неготовности некоторых лиц принять другого, в отсутствии толерантного отношения к проявлению любой инаковости, то есть в недостаточной сформированности инклюзивной культуры.

Ведущий. Инклюзивная культура условно имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Внешняя сторона инклюзивной культуры – это инклюзивные классы в школе, где обучаются обычные дети и дети с ОПФР, это доступная среда, адаптированные образовательные программы, специальные технические средства. Внутренняя сторона инклюзивной культуры выражена в невербальной коммуникации, в правилах поведения и социальных нормах, которым следуют педагоги, учащиеся и родители. Очевидно, что именно в учреждениях образования необходимо формировать у воспитанников позитивное отношение, навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками с ограниченными возможностями посредством включения в занятия специальных упражнений и приемов на развитие инклюзивной культуры.

ІІ. Основной этап

Упражнение «Детективы». Участникам предлагается разделиться на 3 команды, изучить предложенные им наборы вещей из 5–7 предметов (например, планшет для рисования, несколько конфет, билет в театр, футляр для очков, игрушка из киндер-сюрприза, ручка, записная книжка и т.д.) и определить, кому эти вещи могут принадлежать (пол, возраст, род занятий человека). Затем ведущий демонстрирует интервью с хозяевами вещей (учащийся с ОПФР, взрослый человек с инвалидностью, нормотипичный ребенок или взрослый).

Вопросы для обсуждения

  • На основании чего составлялись портреты обладателей вещей?
  • Почему ваши представления о них были необъективными?
  • Чего недоставало для создания полной характеристики этих людей?

Вывод. Человек часто ошибается, поспешно формируя свое мнение о том или ином индивиде по несущественным признакам. Это касается в первую очередь детей с ОПФР.

Упражнение «Белая ворона». Все участники становятся в круг спиной к центру. Ведущий заходит в круг и крепит на спины прищепки нескольких цветов, а одному игроку – прищепку белого цвета. Затем участники образуют группы согласно цвету прищепок. Человек с белой прищепкой остается один.

Вопросы для обсуждения

  • Что вы почувствовали, когда поняли, что остались в одиночестве из-за того, что вы «не такой, как все»?
  • Попадал ли кто-либо из вас в подобную ситуацию?
  • Какие чувства вы тогда испытывали?
  • Опишите ваши ощущения, когда вы нашли «подобных себе» и сформировали группу?
  • Хотелось бы вам оказаться на месте того, кто остался один? Почему?
  • Появилось ли желание пригласить его в свою группу?

Вывод. Люди с особенностями развития часто оказываются отвергнутыми или вынужденно изолированными от общества, поэтому так важно создать условия для интеграции их в социуме.

Упражнение «Почувствовать, чтобы понять». Ведущий предлагает участникам выполнить задания, чтобы почувствовать и понять, с какими трудностями сталкиваются люди с особенностями психофизического развития.

Задание 1. Двум участникам необходимо положить массажные мячики под колени, а руку заложить за спину. В таком положении дойти до стола, достать из-под него мяч, принести ведущему, параллельно отвечая на вопросы: «Почему трава зеленая?», «Что стоит посередине Земли?», «Какое дерево «плачет»?».

Задание 2. Разделиться на пары. Один человек в варежках должен за 45 секунд застегнуть пуговицу на рубашке второго человека. Затем участники меняются ролями.

Задание 3. Двум участникам необходимо закрыть уши ватой, надеть наушники и просидеть так в течение некоторого времени.

Задание 4. Один из участников надевает на глаза повязку и пробует нарисовать солнышко; второй надевает очки, заклеенные скотчем, вырезает квадрат.

Вопросы для обсуждения

  • Легко ли было выполнять задания?
  • Какие чувства вы испытывали?
  • Возникло ли желание отказаться от участия?
  • Хотелось ли попросить о помощи?
  • Возникало ли желание помочь тем, кто выполнял задания?

Вывод. Людям с особенностями иногда необходима наша помощь (как вербальная, так и невербальная), чтобы они могли проявить свои способности или заявить о своих потребностях.

Упражнение «Давайте обсудим…». Участникам предлагается поделиться опытом взаимодействия с детьми с особенностями психофизического развития, а затем разработать правила общения с ними.

После презентации полученных результатов ведущий знакомит педагогов с правилами этикета, составленными людьми с инвалидностью.

Правила общения с особенными людьми

  1. В разговоре с человеком с инвалидностью обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или переводчику на язык жестов.
  2. При разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он не закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли.
  3. При общении с человеком с нарушениями зрения обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, то не забывайте пояснять, к кому в данный момент вы обращаетесь. Обязательно предупреждайте вслух, когда отходите в сторону, даже если отлучаетесь ненадолго.
  4. Не спешите оказывать помощь человеку с инвалидностью, если вас не попросили об этом. Вначале спросите, необходима ли ваша помощь. Если да, то уточните, что и как делать, и только после этого действуйте.
  5. При знакомстве с человеком с инвалидностью вполне естественно пожать руку (при необходимости левую) даже тому, кому трудно двигать рукой или у кого протез.
  6. При беседе с человеком на инвалидной коляске или человеком небольшого роста расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне.
  7. Передавая что-либо в руки незрячему, не говорите «Пощупайте это», а говорите «Посмотрите на это». Люди с инвалидностью по слуху или по зрению пользуются теми же словами, потому что они тоже слышат и видят, просто по-другому.
  8. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко. Но не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам, поэтому воспользуйтесь бумагой и ручкой.
  9. Обращайтесь к детям и подросткам с инвалидностью по имени, ко взрослым – по имени и отчеству (точно так же как и к нормотипичным людям).

Вывод. Правила общения, предложенные людьми с особенностями развития или инвалидностью, более конкретные.

III. Рефлексия. Подведение итогов

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…» Педагоги выстраиваются в два круга – внутренний и внешний – лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники из внешнего круга говорят своим партнерам: «Мы с тобой похожи тем, что…». Участники из внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…». Затем по команде ведущего внутренний круг передвигается по часовой стрелке. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник  из внутреннего круга не повстречается с каждым участником из внешнего.

Ведущий благодарит педагогов за участие и просит ответить на вопросы.

  • Считаете ли вы, что ваше участие в семинаре-практикуме было продуктивным?
  • Будете ли вы использовать предложенные упражнения в работе с детьми и родителями?

 ЛИТЕРАТУРА

1. Культура общения с людьми с инвалидностью. Язык и этикет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://perspektiva-inva.ru/language-etiquette/. – Дата доступа: 15.04.2024.

2. Полянский, А. И. Инклюзивная культура в образовательных организациях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnaya-kultura-v-obrazovatelnoy-organizatsii/viewer. – Дата доступа: 15.07.2024.

3. Формирование инклюзивной культуры у участников образовательного процесса: пособие для педагогических работников учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования / О. C. Хруль [и др.]; под ред. О. С. Хруль. – Минск: Национальный институт образования, 2022. – 240 с.

4. Хитрюк, В. В. Инклюзивное образование: тренинги в работе с родителями: учебно-методическое пособие / В. В. Хитрюк. – Минск: БГПУ, 2018. – 112 с.

Фото на превью из архива редакции, используется в качестве иллюстрации