Создание условий для обучения и развития детей с учетом принципа инклюзии сегодня может считаться одной из актуальных задач системы образования Республики Беларусь. Особое значение в этой связи приобретает формирование у педагогов инклюзивной культуры, которая заключается в принятии учителем ценности инклюзивного образования и в овладении им соответствующей компетентностью.
И. В. Омелящик, директор Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Пинского района; Т.М.Вронская, заместитель директора по основной деятельности Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Пинского района
На формирование у педагогов позитивного отношения к детям с ОПФР направлены проводимые на базе центра тренинговые занятия, конкурсы, а также методические и инклюзивные фестивали, семинары. В качестве примера предлагаем проблемный семинар «Инклюзивная культура – основа толерантного общества», в котором принимали участие педагоги учреждений образования различных типов.
Цель: формирование инклюзивной культуры у педагогов учреждений образования.
Задачи: развивать у учителей толерантность и инклюзивную компетентность, формировать позитивное отношение к детям с ОПФР или инвалидностью.
Оборудование: мультимедийная система, ручки, листы формата А4 и А5, массажные мячи, детские мячи, рубашки на пуговицах, варежки, очки, скотч, плотная повязка на глаза, картон, ножницы, вата, большие наушники, 1 белая прищепка, 15 прищепок 4-х цветов.
Ход семинара
І. Организационно-мотивационный этап
Ведущий приветствует участников, знакомит их с темой и целью встречи.
Упражнение «Геометрические фигуры». Участникам на слайде демонстрируются пять геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, зигзаг. Каждый выбирает две фигуры: одну, в отношении которой может сказать: «Это – я!», а другую – «Это моя полная противоположность». Затем педагоги знакомятся с «характеристиками» фигур (материалы доступны через QR-код).
Вопросы для обсуждения
- Как вы думаете, с какой целью вам было предложено выполнить данное упражнение?
- Легко ли было выбирать фигуры?
- Соответствуют ли характеристики вашему представлению о себе?
- Каким бы был коллектив, состоящий из одних «треугольников» или «кругов» и т.д.?
- Готовы ли вы безусловно принять инаковость другого?
Вывод. Каждый человек ценен своей неповторимостью. Однако одна из проблем современного общества заключается в психологической неготовности некоторых лиц принять другого, в отсутствии толерантного отношения к проявлению любой инаковости, то есть в недостаточной сформированности инклюзивной культуры.
Ведущий. Инклюзивная культура условно имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Внешняя сторона инклюзивной культуры – это инклюзивные классы в школе, где обучаются обычные дети и дети с ОПФР, это доступная среда, адаптированные образовательные программы, специальные технические средства. Внутренняя сторона инклюзивной культуры выражена в невербальной коммуникации, в правилах поведения и социальных нормах, которым следуют педагоги, учащиеся и родители. Очевидно, что именно в учреждениях образования необходимо формировать у воспитанников позитивное отношение, навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками с ограниченными возможностями посредством включения в занятия специальных упражнений и приемов на развитие инклюзивной культуры.
ІІ. Основной этап
Упражнение «Детективы». Участникам предлагается разделиться на 3 команды, изучить предложенные им наборы вещей из 5–7 предметов (например, планшет для рисования, несколько конфет, билет в театр, футляр для очков, игрушка из киндер-сюрприза, ручка, записная книжка и т.д.) и определить, кому эти вещи могут принадлежать (пол, возраст, род занятий человека). Затем ведущий демонстрирует интервью с хозяевами вещей (учащийся с ОПФР, взрослый человек с инвалидностью, нормотипичный ребенок или взрослый).
Вопросы для обсуждения
- На основании чего составлялись портреты обладателей вещей?
- Почему ваши представления о них были необъективными?
- Чего недоставало для создания полной характеристики этих людей?
Вывод. Человек часто ошибается, поспешно формируя свое мнение о том или ином индивиде по несущественным признакам. Это касается в первую очередь детей с ОПФР.
Упражнение «Белая ворона». Все участники становятся в круг спиной к центру. Ведущий заходит в круг и крепит на спины прищепки нескольких цветов, а одному игроку – прищепку белого цвета. Затем участники образуют группы согласно цвету прищепок. Человек с белой прищепкой остается один.
Вопросы для обсуждения
- Что вы почувствовали, когда поняли, что остались в одиночестве из-за того, что вы «не такой, как все»?
- Попадал ли кто-либо из вас в подобную ситуацию?
- Какие чувства вы тогда испытывали?
- Опишите ваши ощущения, когда вы нашли «подобных себе» и сформировали группу?
- Хотелось бы вам оказаться на месте того, кто остался один? Почему?
- Появилось ли желание пригласить его в свою группу?
Вывод. Люди с особенностями развития часто оказываются отвергнутыми или вынужденно изолированными от общества, поэтому так важно создать условия для интеграции их в социуме.
Упражнение «Почувствовать, чтобы понять». Ведущий предлагает участникам выполнить задания, чтобы почувствовать и понять, с какими трудностями сталкиваются люди с особенностями психофизического развития.
Задание 1. Двум участникам необходимо положить массажные мячики под колени, а руку заложить за спину. В таком положении дойти до стола, достать из-под него мяч, принести ведущему, параллельно отвечая на вопросы: «Почему трава зеленая?», «Что стоит посередине Земли?», «Какое дерево «плачет»?».
Задание 2. Разделиться на пары. Один человек в варежках должен за 45 секунд застегнуть пуговицу на рубашке второго человека. Затем участники меняются ролями.
Задание 3. Двум участникам необходимо закрыть уши ватой, надеть наушники и просидеть так в течение некоторого времени.
Задание 4. Один из участников надевает на глаза повязку и пробует нарисовать солнышко; второй надевает очки, заклеенные скотчем, вырезает квадрат.
Вопросы для обсуждения
- Легко ли было выполнять задания?
- Какие чувства вы испытывали?
- Возникло ли желание отказаться от участия?
- Хотелось ли попросить о помощи?
- Возникало ли желание помочь тем, кто выполнял задания?
Вывод. Людям с особенностями иногда необходима наша помощь (как вербальная, так и невербальная), чтобы они могли проявить свои способности или заявить о своих потребностях.
Упражнение «Давайте обсудим…». Участникам предлагается поделиться опытом взаимодействия с детьми с особенностями психофизического развития, а затем разработать правила общения с ними.
После презентации полученных результатов ведущий знакомит педагогов с правилами этикета, составленными людьми с инвалидностью.
Правила общения с особенными людьми
- В разговоре с человеком с инвалидностью обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или переводчику на язык жестов.
- При разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он не закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли.
- При общении с человеком с нарушениями зрения обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, то не забывайте пояснять, к кому в данный момент вы обращаетесь. Обязательно предупреждайте вслух, когда отходите в сторону, даже если отлучаетесь ненадолго.
- Не спешите оказывать помощь человеку с инвалидностью, если вас не попросили об этом. Вначале спросите, необходима ли ваша помощь. Если да, то уточните, что и как делать, и только после этого действуйте.
- При знакомстве с человеком с инвалидностью вполне естественно пожать руку (при необходимости левую) даже тому, кому трудно двигать рукой или у кого протез.
- При беседе с человеком на инвалидной коляске или человеком небольшого роста расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне.
- Передавая что-либо в руки незрячему, не говорите «Пощупайте это», а говорите «Посмотрите на это». Люди с инвалидностью по слуху или по зрению пользуются теми же словами, потому что они тоже слышат и видят, просто по-другому.
- Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко. Но не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам, поэтому воспользуйтесь бумагой и ручкой.
- Обращайтесь к детям и подросткам с инвалидностью по имени, ко взрослым – по имени и отчеству (точно так же как и к нормотипичным людям).
Вывод. Правила общения, предложенные людьми с особенностями развития или инвалидностью, более конкретные.
III. Рефлексия. Подведение итогов
Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…» Педагоги выстраиваются в два круга – внутренний и внешний – лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники из внешнего круга говорят своим партнерам: «Мы с тобой похожи тем, что…». Участники из внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…». Затем по команде ведущего внутренний круг передвигается по часовой стрелке. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник из внутреннего круга не повстречается с каждым участником из внешнего.
Ведущий благодарит педагогов за участие и просит ответить на вопросы.
- Считаете ли вы, что ваше участие в семинаре-практикуме было продуктивным?
- Будете ли вы использовать предложенные упражнения в работе с детьми и родителями?
ЛИТЕРАТУРА
1. Культура общения с людьми с инвалидностью. Язык и этикет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://perspektiva-inva.ru/language-etiquette/. – Дата доступа: 15.04.2024.
2. Полянский, А. И. Инклюзивная культура в образовательных организациях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnaya-kultura-v-obrazovatelnoy-organizatsii/viewer. – Дата доступа: 15.07.2024.
3. Формирование инклюзивной культуры у участников образовательного процесса: пособие для педагогических работников учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования / О. C. Хруль [и др.]; под ред. О. С. Хруль. – Минск: Национальный институт образования, 2022. – 240 с.
4. Хитрюк, В. В. Инклюзивное образование: тренинги в работе с родителями: учебно-методическое пособие / В. В. Хитрюк. – Минск: БГПУ, 2018. – 112 с.
Фото на превью из архива редакции, используется в качестве иллюстрации