Зачем разговаривать с ребенком «про это»

- 9:10Газета "Домой!", Новости

Современные реалии практически никто не представляет без использования интернет-ресурсов. Однако безграничный доступ детей к запретным темам вызывает неоднозначные реакции в их сексуальном развитии, требует обсуждения с компетентным взрослым. К сожалению, немногие родители готовы обсуждать данную тему, спотыкаются на каждом слове, что порождает у ребенка недоверие, нежелание обсуждать сокровенное, побуждает искать ответы на интересующие вопросы в среде сверстников. Ханжество же в вопросах сексуального развития может повлечь непредсказуемые последствия для ребенка, привести к травматичному опыту и, кроме того, повышает риск сексуального насилия.

Сексуальное развитие — это закономерная часть общего развития человека на протяжении его жизни, которое проходит ряд этапов (периодов) онтогенеза сексуальности. Полное соответствие возрастных периодов и этапов сексуального развития характерно для гармоничного созревания сексуальности.

Парапубертатный период делится на две части: от рождения до года, от года до трех лет. Парапубертатный период соответствует первому этапу сексуального развития, на котором происходит формирование полового самосознания: осознание собственной половой принадлежности; возникновение любопытства, направленного на половые признаки.

Правильное представление о своей половой принадлежности формируется к 1,5—2 годам. К 3—4 годам постепенно складывается комплекс дифференциации людей по внешним признакам (одежде, длине волос, тембру голоса и т.д.). После 3—4 лет даже иронические попытки взрослых исказить половую принадлежность ребенка встречают с его стороны бурный эмоциональный протест и негодование. В этот период возникают первые вопросы, адресованные взрослым, о строении тела, деторождении, супружестве и пр.

Препубертатный период затрагивает возраст от 7 до 11 лет и характеризуется формированием стереотипа полоролевого поведения. Индивидуальный стереотип полоролевого поведения складывается под влиянием групповых ценностей микросоциального окружения. Именно оно оказывает влияние как посредством целенаправленного формирования взрослыми ожидаемых качеств мужественности или женственности, так и посредством наблюдаемых ребёнком стандартов мужественного или женственного поведения.

В начальной школе однородный коллектив детсадовской группы распадается на группировки девочек и мальчиков. Игровые межгрупповые понятия (“все мальчишки хулиганы и драчуны…”, “все девчонки плаксы и ябеды”) является типичным проявлением определения половых ролей, то есть групповым мнением о недопустимости поведения противоположного пола.

Во второй половине препубертатного периода отмечается всплеск привязанности к родителю своего пола. Ребенок часто утрированно пародирует мужской или женский стереотип поведения в кругу сверстников, чего никогда не наблюдается, если мальчик и девочка остаются вдвоем.

Мнение сверстников выступает в качестве важнейшего социализирующего фактора, формирующего фемининные стереотипы у мальчиков и маскулинные — у девочек.

Пубертатный период. Первый этап от 11 до 13, второй — от 15 до 18 лет. Пубертатным периодом развития (лат. pubertas — половая зрелость) принято обозначать возрастной период, на протяжении которого в организме происходит внутренняя завершающаяся перестройка. Она сопровождается изменениями физического облика и психической сферы.

Именно психика в пубертатном периоде наиболее ранима. Это определяется переходным характером ее развития; подросток внутренне уже не удовлетворяется пассивной ролью опекаемого ребенка, а внешнее окружение отрицает его право на принятие ответственных ролей взрослого, на каждом шагу давая ему почувствовать и его социальную незрелость, и экономическую зависимость. Именно в пубертатном периоде половое сознание должно совершить сложный переход от романтической стадии к сексуальной фазе.

На этом этапе подросткам очень важна поддержка родителей, определенная реакция на те или иные проявления ребенка, на особенности его отношения к детям другого пола. Также важное воспитательное значение имеет информация, которую ребенок получает от родителей как в ответ на его вопросы, так и по их собственной инициативе.

Сюда же относится и контроль за тем, что читает ребенок. Во-первых, родители должны считать законным правом ребенка задавать любые вопросы, какими бы неприличными они ни казались, и своим долгом отвечать на любой из таких вопросов. Во-вторых, им следует ценить тот факт, что ребенок с таким вопросом обращается именно к ним. В-третьих, необходимо использовать каждый свой ответ в интересах полового воспитания. Тот факт, что ребенок обращается с вопросом именно к родителям, — доказательство его доверия и сохранности детско-родительских отношений. Кроме того, если ребенок задает родителям неприличный вопрос, значит ничего неприличного в этом вопросе для него еще нет.

Дж.Локк утверждал, что неожиданные вопросы ребенка могут научить большему, чем разговоры взрослых, которые вращаются всегда в одном и том же круге идей и подчиняются заимствованным взглядам и предрассудкам воспитания. Чтобы в семье была выработана согласованная позиция всех взрослых как по отношению к вопросам ребенка, так и по характеру даваемых ответов, ответы должны быть по содержанию естественнонаучными, правдивыми, без попыток отрицать очевидное.

Вопрос, связанный с сексуальным воспитанием и половым просвещением подростков, многогранен и имеет множество проблем, решением которых необходимо заниматься своевременно, комплексно, с привлечением различного рода специалистов, а также семьи, которая играет немаловажную роль на данном этапе развития ребенка.

Яна МУЗЫЧЕНКО,
педагог-психолог
ГУО Гомельский районный
социально-педагогический центр
Фото с сайта plusmama.ru