Что такое эмоциональный интеллект? Это сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания людей, собственные желания, а также управлять своими эмоциями и эмоциями людей в целях решения практических задач.

“Зачем развивать эмоциональный интеллект? Нас этому никто не учил. Что тут можно нового придумать и зачем?” — с такими высказываниями родителей нередко сталкиваются психологи. Все знают об интеллекте, связанном с познавательными процессами, и точно понимают, что его нужно развивать, а над понятием эмоционального интеллекта задумываются редко, — пишет педагог-псхолог Национального центра усыновления Анна Чубуркова. — Между тем, когда ребенок понимает свое настроение и отношение к происходящему, ему гораздо легче регулировать свое поведение. С развитием эмоционального интеллекта связана способность к сопереживанию и эмпатии. Дети, которые умеют распознавать эмоции и понимают их причину, обычно уверены в себе, устойчивы к стрессам, адаптивны к новым условиям. Если эмоциональный интеллект сформирован недостаточно, ребенок может быть склонен к излишней тревожности, неорганизованности, вспышкам гнева, эмоциональным всплескам. Дети с недостаточно развитым эмоциональным интеллектом не могут ответить на вопрос, что чувствуют в данный момент, испытывают трудности в общении из-за того, что не обращают внимания на чувства окружающих или неправильно интерпретируют свои или чужие эмоции”.
Отдельно в номере поднимается вопрос выражения чувств мальчиками. Елизавета Павлович, педагог-психолог социально-педагогического центра Ленинского района Гродно, пишет: “Ребята, растущие в среде, где эмоциональная открытость воспринимается как слабость, могут испытывать трудности в распознавании и выражении собственных чувств. Недостаток поддержки в проявлении уязвимости может привести к накоплению негативных эмоций, снижению уровня эмоционального интеллекта и проблемам в межличностных отношениях. Исследования показывают, что мальчики, чьи родители побуждают их открыто обсуждать свои чувства, становятся более эмоционально устойчивыми, им легче общаться и выстраивать отношения с окружающими”.
Такого же мнения придерживаются замещающие родители Дмитрий Алепко из Узды, Алла Краснобаева из Слонима, Людмила Шнитко из Лепеля и другие. Они призывают не отбирать у детей право на эмоции и давать им проговаривать свои тревоги и боль.
“Мальчики не плачут?! Как научить детей выражать эмоции и проявлять чувства” — тема августовского номера газеты “Домой!”.
“Я человек из поколения, в котором фразы вроде “мальчики не плачут”, “терпи, ты же мужчина”, “плакать — это для девчонок” считались неоспоримой истиной, — пишет Александр Голобородов, родитель-воспитатель детского дома семейного типа из Полоцкого района. — Эти установки сопровождали меня с детства, а служба в Афганистане только укрепила мысль о том, что чувства и эмоции — это слабость, которую нужно прятать за каменной маской. Но жизнь сложилась иначе. Сегодня мы с супругой воспитываем приемных детей — и мальчиков, и девочек. И я понял: прятать чувства — это не сила, а необходимость, продиктованная страхом. А вот говорить о них — это настоящий путь к силе, доверию и внутреннему освобождению”.
На нарушениях эмоциональной сферы у приемных детей акцентирует внимание читателей Анастасия Захожая, заведующая отделом Гомельского городского социально-педагогического центра.
О воспитании приемных детей с СДВГ рассказывает усыновитель, методист Минского городского института развития образования Наталья Благодарова.
Педагог-психолог Национального центра усыновления Виктория Гришукевич дает советы родителям по формированию жизнеутверждающего поведения у детей.
А в рубрике “Год благоустройства” знакомим читателей с цветочным раем детского дома семейного типа Елены и Алексея Цветковых из Шкловского района.
На первой полосе — родитель-воспитатель из Лепеля Людмила Шнитко с детьми. Почти 20 лет она является замещающим родителем и учит воспитанников с особой жизненной историей жить в гармонии с собой и своими чувствами.
Тема следующего номера — “Счастлив ли ребенок с одним родителем? (речь о замещающих родителях, не состоящих в браке)”. Ждем ваших писем!
Ольга БАРТАЛЕВИЧ,
главный редактор





