Занятие «Эмоциональный интеллект: искусство понимать себя и других» — развиваем эмоциональную устойчивость

- 16:18Журнал "Народная асвета", Новости
Н. О. МИКУЦ, заместитель директора по учебной работе СШ № 3 г. Минска им. Героя Советского Союза К. А. Шабана

Эмоции человека в большой степени определяют его поведение, мысли, мотивацию. Важные инструменты, которые использует в работе учитель, – это, если вдуматься, именно эмоции и чувства, выраженные вербально и невербально.

Педагог может великолепно подобрать учебный и воспитательный материал к уроку, но, находясь в состоянии психологического дискомфорта, преподнести его настолько сухо и равнодушно, что у учащихся останется только ощущение беспросветной скуки. Или, наоборот, учитель не рассчитает баланс содержания и формы, не учтет особенности процессов восприятия, запоминания, усвоения и излишне пафосно и эмоционально будет рассуждать о том, о чем стоило бы высказаться сдержанно и аккуратно. И в том, и в другом случае учебный и воспитательный результаты будут значительно снижены.

Кому, как не учителю, важно быть поведенческим идеалом для своих учеников? Чтобы воспитать счастливых детей, педагог должен и сам как можно чаще переживать это чувство. Поэтому эмоциональную устойчивость, способности к саморегуляции и восстановлению можно считать его базовыми профессиональными способностями. Мы разработали для учителей нашей школы цикл занятий с элементами тренинга «Мой реальный EQ», цель которого – развитие умений понимать собственные эмоции и эмоции других людей, навыков контроля своих эмоций и эмоционального взаимодействия с окружающими.

Каждое занятие имеет определенную структуру. В ходе вводной части (10–15 мин.) используются игры, упражнения, стихотворения, направленные на создание положительного микроклимата в группе. При этом особое внимание уделяется установлению эмоционального фона, обеспечивающего позитивное межличностное взаимодействие участников. Основная часть (30–40 мин.) в соответствии с целью занятия включает ряд упражнений и элементы развивающих игр, которые помогают учителям определить собственные мотивы – сначала имеющие форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, а затем обобщенных намерений. Заключительная часть (20–25 мин.) предполагает снятие психоэмоционального напряжения, закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность. Участникам предлагается проигрывание этюдов, релаксация, упражнения на расслабление. В конце подводятся итоги.

Все занятия проходят согласно разработанной программе.

О. В. ШУТ, педагог-психолог СШ № 3 г. Минска им. Героя Советского Союза К. А. Шабана

Занятия 1, 2. Тема «Эмоциональный интеллект: искусство понимать себя и других». Знакомство с понятиями «эмоции», «чувства», «интеллект». Формирование представлений о природе эмоций, разно­образии проявлений в поведении и взаимодействии людей. Понятие «эмоциональный интеллект», его элементы и способы развития.

Занятия 3, 4. Тема «Я и мир вокруг». Развитие групповой перцепции. Формирование умений понимать и передавать собственное настроение, чувства, эмоции, а также способности распознавать эмоциональные состояния окружающих. Классификация средств общения. Вербальные и невербальные средства общения.

Занятия 5, 6. Тема «Я – эмоция – чувство». Знакомство с основными эмоциональными состояниями, эмоциями и чувствами человека. Теория Д. Гилберта. Виды страха. Анализ архетипических страхов. Развитие навыков саморегуляции в общении, вербализации эмоций во взаимодействии (групповом и межличностном). Рефлексия доминирующих и наиболее значимых эмоциональных переживаний.

Занятие 7. Тема «Я понимаю – я доверяю». Развитие аутентичности участников, навыков самопонимания и самоконтроля, чувства доверия. «Энергия эмоций» согласно концепции В. Бойко.

Занятие 8. Тема «Я знаю». Развитие эмоционального опыта и эмоциональной осведомленности. Формирование системного представления об эмоциональном взаимовлиянии. Знакомство с категориями «печаль», «горе», «депрессия», «стресс». Развитие навыков конструктивного разрешения трудных ситуаций.

Занятие 9. Тема «Я – настоящий». Раскрытие эмоционального потенциала участников. Развитие эмоциональной креативности и рефлексии собственных эмоций.

В качестве примера предлагаем вашему вниманию занятие с элементами тренинга «Эмоциональный интеллект: искусство понимать себя и других» (первое из цикла).

Цель занятия: развитие у педагогов коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.

Задачи: создать благоприятный психологический климат в коллективе, организовать эффективное взаимодействие участников, развивать умение работать в команде.

Ход занятия

І. Вводная часть

Психолог приветствует педагогов и предлагает начать занятие с осознания своих чувств, эмоций, мыслей. Присутствующие пишут на стикерах в нескольких словах то, что они чувствуют и что ожидают от работы, а затем прикрепляют стикеры на доску.

Упражнение «Приветствие». С целью снятия мышечного напряжения участники по сигналу психолога начинают двигаться хаотично и здороваться друг с другом следующим образом: один хлопок – нужно здороваться руками; два – плечами; три – спинами; четыре – коленками.

ІІ. Основная часть

  • Теоретический блок

Коэффициент умственного развития (IQ) характеризует то, как человек воспринимает информацию через анализ происходящего, решает задачи и принимает решения. Но развитого IQ недостаточно, чтобы конструктивно общаться с людьми и жить в гармонии с собой. Важно, чтобы у человека был развитый эмоциональный интеллект (EQ), который помогает ему достигать успеха.

Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения собеседника, его мотивацию и желания, а также использовать эти знания для решения жизненно важных задач.

Психолог Е. Мечетина выделяет четыре элемента эмоционального интеллекта: 1) осознание эмоций, или умение определить эмоцию и правильно ее назвать; 2) понимание эмоций других, которое строится на осознании собственных эмоций: «Я понимаю, что чувствует этот человек, ведь знаю, что в такой ситуации испытываю я сам»; 3) выражение эмоций, или умение экологично выражать свои чувства, при этом не скрывая их; 4) управление своими и чужими эмоциями [4].

Эмоциональный интеллект относится к гибким навыкам, которые можно и нужно «прокачивать» для эффективного взаимодействия с людьми. Термин «эмоциональный интеллект» получил широкую известность после публикации книги американского психолога и научного журналиста Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» [1]. В ней автор выделяет несколько способов развития EQ:

1) внутренний диалог: приучите себя анализировать свои эмоции и научитесь лучше себя понимать (что вас расстраивает, что радует), а затем говорить о своих эмоциях, не обижая при этом собеседника;

2) эмпатия: чтобы лучше понимать чужие эмоции, научитесь анализировать язык тела другого человека (например, если вы заметите, что собеседник принял напряженную позу и сжался, подумайте, в каких обстоятельствах вы сами принимали такую позу);

3) позитивное мышление: если вы хотите достигнуть цели, то гоните от себя плохие мысли.

  • Практический блок

Психолог предлагает участникам выполнить ряд упражнений, которые помогают тренировать устойчивость в стрессовых ситуациях.

Упражнение на дыхание. Сядьте на стул боком к спинке, выпрямите спину и расслабьте мышцы шеи. Руки свободно положите на колени, закройте глаза. Сконцентрируйтесь на дыхании. Дышите через нос, губы слегка сомкните, но не сжимайте. Проследите, чтобы во время вдоха и выдоха не включались вспомогательные дыхательные мышцы, особенно при вдохе не следует расправлять плечи. Глубокий вдох и продолжительный выдох повторите несколько раз.

Обсуждение. Получилось ли у вас стабилизировать свое эмоциональное состояние?

Упражнение «Корабль». Возьмите лист с изображением корабля. Учитель, как корабль, стремится вести детей вперед к знаниям, помочь им в достижении высот в учебной сфере. Однако как в море бывают айсберги, так и в работе педагога встречаются различные трудности. Нарисуйте под кораблем камни, а на них запишите свои трудности в профессиональной деятельности (например, при оценивании, контроле поведения детей, налаживании коммуникации и др.).

Обсуждение. Проводится анализ, желающие зачитывают свои записи.

Педагоги в группах получают листы формата А4, краски, карандаши, фломастеры, кисточки, ножницы, клей, линейки, разноцветную бумагу и ленты, вырезки из газет и журналов, пуговицы, нитки.

Арт-терапия «Лист удовольствий». Создайте проект, в котором отразите вашу идеальную жизнь. Условий и границ нет. Придумайте название тому продукту, который получился.

Обсуждение. Участники характеризуют проекты друг друга, делятся впечатлениями.

Каждый присутствующий получает стакан с водой, емкости с солью и перцем, горстку земли.

Упражнение-демонстрация «Влияние слова на человека». Возьмите стакан с водой. Представьте, что это человеческая душа – чистая, прозрачная. Соль – это грубость. Перец – жгучие и обидные слова. Ком земли – невнимательность, безразличие, игнорирование. Смешайте в стакане все. Так мы получим состояние обиженного человека. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? Стоит только легонько взболтать – и опять эмоции поднимаются на поверхность. А это приводит к стрессам и неврозам.

Обсуждение. Какие чувства возникли во время выполнения упражнения?

Вывод. Когда мы с кем-то ссоримся и говорим что-то неприятное, то вызываем у человека негативные эмоции. И не имеет значения, попросим ли мы потом прощения. Словесные раны причинят даже большую боль, чем физические. Поэтому свои эмоции мы должны проявлять спокойно, сдержанно, доброжелательно.

Участники разбиваются на группы по 5–6 человек. Каждый получает лист бумаги и ручку.

Упражнение «Комплимент». Обведите левую руку на листе бумаги. На изображенной ладошке напишите собственное имя. Поменяйтесь рисунками с соседом. На изображении одного из пальцев напишите привлекательное, на ваш взгляд, качество обладателя рисунка. Передайте лист следующему. Когда все надписи будут сделаны, получите свой рисунок и ознакомьтесь с комплиментами.

Обсуждение. Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей руке? Все ли ваши достоинства, которые обозначили окружающие, были вам известны?

III. Заключительная часть

Психолог предлагает прослушать притчу.

Притча о колодце

Однажды осел упал в колодец и стал громко кричать, призывая на помощь. Прибежал хозяин и увидел, что вытащить животное невозможно. Тогда он рассудил так: «Осел мой уже стар – ему недолго осталось. А я все равно хотел купить нового. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю». Недолго думая, мужчина пригласил соседей – все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что происходит, и стал кричать еще громче. Но люди не обращали на это внимания и молча продолжали свое дело. Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, то увидел, что каждый ком земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, ко всеобщему удивлению,  осел оказался наверху и выпрыгнул из колодца.

Психолог. Возможно, в вашей жизни происходили или сейчас происходят неприятные события. Но всякий раз, когда на вас упадет очередной «ком», помните: вы можете стряхнуть его и подняться выше. Примите пять простых правил. Освободите свое сердце от ненависти – простите всех, на кого вы были обижены. Освободите свою душу от волнений – большинство из них бесполезны. Радуйтесь жизни и цените то, что имеете. Отдавайте больше. Ожидайте меньше.

Каждый присутствующий получает памятку.

Памятка «Поводы для радости»

  1. В течение дня найдите десять поводов для радости и проследите, как изменяется ваше состояние в этот момент. По возможности, посмотрите в зеркало и постарайтесь запомнить свои ощущения.
  2. На следующий день найдите десять поводов для удивления и проследите, как меняется ваше состояние.
  3. По такой же схеме отработайте все эмоции, повышающие эффективность деятельности: принятие, доверие, интерес, восхищение.

Подводятся итоги. Организуется обсуждение.

  • Что было для вас новым и наиболее полезным?
  • Какие упражнения вам запомнились?
  • Как вы хотите попрактиковаться на следующих занятиях?

Участники возвращаются к своим ожиданиям и анализируют, все ли они оправдались.

Литература
1. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 544 с.
2. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2017. – 784 с.
3. Митина, Л. М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски / Л. М. Митина. – М.; СПб.: Нестор-История, 2018. – 456 с.
4. Мечетина, Е. Воспитание чувств / Е. Мечетина. – URL: https://coachcentrug.ru/blog/vospitanie-chuvstv-avt-elena-mechetina (дата обращения: 02.03.2025).

Фото на превью pixabay.com