Заслуженная «десятка»: об инновациях и о школьных традициях поговорили с директором СШ № 10 Минска Аллой Насевич

- 9:00Главная, Духовность и патриотизм, Образование

Сохранить и повысить престиж учебного заведения, известного своими сильными традициями и высоким качеством образования, — основная задача директора средней школы № 10 Минска Аллы Насевич. Подробнее об этом в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.

— Нашу десятку, расположенную в историческом центре Минска, в уютном Броневом переулке, хорошо знают по всей республике как кузницу победителей олимпиад, школу, где работают сильные педагоги, — говорит Алла Насевич. — Кроме того, китайский язык у нас преподается как основной иностранный, недавно открылся ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию. Второй год подряд мы успешно реализуем инновационный проект “Спорт без опасности”. Все учебные кабинеты оснащены современным оборудованием, классы физики, химии, биологии поставлены нам в рамках рес­публиканского проекта по оснащению учебных кабинетов. А сколько еще всего в планах! Стараемся идти в ногу со временем, при этом сохраняя многолетние традиции. Один из моих жизненных принципов звучит так: “Ни одно хорошее дело не должно быть зарыто в землю”.

— Вот уже 14 лет вы руководите школой, у которой свой характер, устои, особый дух…

— Вы правы: у нее особый дух. И его чувствую не только я, но и все, кто заходит в эти стены. Здесь мое место силы. Бывает, очень устаю, а прихожу сюда — и сразу оживаю. Школа у нас небольшая, можно сказать, камерная, и она словно притягивает к себе. Несколько лет назад у нас собирались выпускники, представьте себе, 1958 года! Несмотря на тяжелый ковидный год, отговорить от встречи их было невозможно — так они скучали по своей школе. То поколение наших выпускников — это, в основном, дети военных, которые освобож­дали Минск в Великую Отечес­твенную, или специалистов, направленных сюда поднимать послевоенную экономику. Словом, дети сильных духом людей учились здесь, в Броневом переулке. Кстати, само его название еще довоенное и было позаимствовано, как говорят, из известного “Марша танкистов”: “Броня крепка, и танки наши быстры”.

— Знаменитая десятка уже более века учит детей именно под этим счастливым номером.

— Да, хотя названия самого учреждения менялись и располагалось оно изначально в районе Верхнего города. В это здание школа переехала только в 1954 году. В советское время школа была известна как сильная математическая, учиться здесь было очень престижно. Эту высокую планку мы держим и сегодня. Десятка славится своими педагогами, некоторые работают здесь по 30—40 лет. В их числе, например, учительница начальных классов Елена Александровна Можайская, которая, кстати, выпускница нашей школы. Она уже на пенсии, но с учреждением образования и детьми не расстается. А какие здесь всегда были директора!

Александр Евгеньевич Балакин руководил 10-й школой почти 30 лет. А Олимпиада Романовна Пушкарева, ветеран Великой Отечественной войны, личным примером воспитывала в детях патриотизм, любовь к Родине.

Она буквально жила школой, и квартира ее была рядом, в Броневом переулке. Ушла из жизни в 97 лет и до последних дней поддерживала с десяткой связь.

— Упор на патриотическое воспитание, знаю, всегда был одной из традиций школы.

— Уже много лет мы являемся подшефной школой Академии национальной безопасности. Ежегодно проводим игру “Зарница”, наши ребята выезжают в Раубичи на мероприятия по спортивному ориентированию, соревнования по стрельбе. В планах на этот год — создать на базе школы патриотический отряд при поддержке сотрудников академии. Стараемся именно воспитывать в детях патрио­тизм, потому как навязать его невозможно. Помню, когда я была школьницей, на День Победы мы ходили по домам поз­дравлять ветеранов. И это право нужно было еще заслужить! Очередь из детей выстраивалась — решалось, кто этого больше достоин.

Лучшее из возможного

— Китайский язык в школе зазвучал еще в далеком 2006-м. Неужели уже тогда в учебном заведении предвидели, насколько это перспективно?

Вполне может быть, ведь преподавать китайский здесь сразу начали как основной иностранный. За два десятка лет, что прошли с тех пор, мы невероятно углубились в эту тему, наладили отношения с Посольством КНР, совместно реализовали множес­тво проектов. В школе работает лингафонный кабинет, сотрудники китайского посольства приходят на встречи с детьми. Организуем показы китайских кинофильмов, проводим массу образовательных и развлекательных мероприятий. И результат есть: в прошлом году наш ученик Антон Рудый, будучи девятиклассником, получил диплом II степени на Республиканской олимпиаде по китайскому языку для 10—11 классов. Это достижение. Наша выпускница Варвара Сапрыкина уже окончила университет в Китае, сейчас работает в Беларуси — в индустриальном парке “Великий камень”. Продолжают обучение в университетах КНР наши выпускники Лидия Анд­рюшенкова (победитель заключительного этапа республиканской олимпиады в 2020 году) и Анна Пармон. К слову, в этом году мы ожидаем как минимум два диплома на олимпиаде республиканского уровня: есть кандидаты на победу.

В школе сильные учителя китайского — выпускники МГЛУ и БГУ. Кроме того, на постоянной основе у нас работают два волонтера — носители языка из Посольства КНР.

— Сами уже выучили основные фразы по-китайски?

Увы, язык мне не очень-то дается, зато я прониклась богатой историей и культурой Китая. В школе постоянно проходят чайные церемонии, различные мас­тер-классы, Дни китайской культуры. Вообще, китайский язык очень сложный. И хотя его популярность среди родителей уче­ников велика и они с радостью отдают детей на китайский, порой классу к пятому они сталкиваются с проблемой невозможности, например, помочь ребенку с домашним заданием. Как одно из решений мы даже рассматривали создание для родителей группы по изучению основ китайского, возможно, когда-нибудь это реализуем. Наши частые гости — директора минских гимназий № 23 и № 12, где китайский также изучают как основной иностранный. Делимся опытом, наработками, планами. Только недавно заключили договор о сотрудничестве с Институтом Конфуция в МГЛУ. Стараемся дать детям лучшее из возможного не только в образовании, но и в воспитании.

На фото рядом с директором слева направо: заместитель директора по воспитательной работе Ирина Журкевич, заместитель директора по учебной работе Наталья Синдеева

— В 2022 году в школе открылся ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию…

— На его открытии присутствовал Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Замечу, что традиция сотрудничества с православной церковью в школе существует уже многие годы, в частности, с храмом Святого Благоверного князя Александра Невского, который у нас поблизости. Воскресная школа при храме размещена на базе нашей школы. Мы отмечаем все православные праздники, а этой весной, уже будучи ресурсным центром, на праздник Воскресения Христова приглашали к себе гостей из других подобных ресурсных центров города. На духовные беседы со старшеклассниками к нам приходят студенты-семинаристы, священнослужители. Например, протоиерей Димитрий Хорошко из Александро-Невского храма так полюбился учащимся, что на беседах с ним всегда аншлаг. Дети могут задавать ему абсолютно любые вопросы и всегда получают добрый совет.

Всю жизнь учиться

По образованию вы учитель черчения, магистр технических наук. Во всем любите точность?

— Я человек очень ответственный: прежде чем принять решение, много раз все взвешу. Все время работаю над собой и всю жизнь учусь. Даже сейчас я студентка магистратуры Московского психолого-педагогического университета. Считаю, чтобы учить, педагог должен сам постоянно учиться.

А еще я все время в движении, мне физически необходимо что-то творить, организовывать. За годы, что я здесь, многое в школе преобразилось: отремонтированы классы, коридоры, построен современный стадион, в учебных кабинетах созданы условия для качественной работы педагогов. Во всем мне очень помогает наш педколлектив — профессионалы, знатоки своего дела. С заместителем директора по учебной работе Натальей Синдеевой я работаю в команде с первого дня. Радует, что и молодые специалисты охотно выбирают нашу школу. В этом году к нам пришли два педагога китайского языка, учитель трудового обучения, библиотекарь. Из гродненского университета распределилась педагог-психолог. Также у нас будет новый педагог-организатор, а новый учитель начальной школы Полина Кривецкая, которая только что взяла свой первый в жизни класс, — наша выпускница.

— Как педагог и психолог поделитесь, как оптимально выстроить отношения “директор — дети”?

— Только постоянно находясь в диалоге с детьми. Я всегда на связи: есть номер телефона, по которому они могут мне звонить. Стараюсь всех выслушать, во всем разобраться. Выстроить с детьми доверительные отношения в наше непростое время — это необходимость. При этом важно оставаться для школьников авторитетом. Таким, каким когда-то для меня была директор моей марьиногорской школы № 2 Вера Григорьевна Иванова, ветеран Великой Отечественной войны, заслуженный учитель. Дисциплина и порядок всегда были для нее на первом месте. Мы, ученики, бесконечно ее уважали: когда она входила в класс, все замирали. Конечно, к современным детям, наверное, нужен более мягкий, деликатный подход…

Важную роль играет и контакт с родителями. Только работая с ними в команде, мы можем воспитать гармоничную личность.

— Эмблема школы — красивый белый лебедь. Куда он поплывет в ближайшем будущем?

— Наш девиз: “Красота души, верность традициям, чистота помыслов”. Плыть мы будет только в этом направлении, а значит, и у школы, и у наших учеников все будет очень хорошо.

Елизавета МИЦКЕВИЧ
Фото Олега ИГНАТОВИЧА