Здесь дают путевку в большой спорт. Репортаж из ДЮСШ Лунинецкого райисполкома

- 14:20Журнал "Спорт time", Новости

Здесь учат детей быть здоровыми, сильными, ловкими, дают им путевку в большой спорт. Побывав в ДЮСШ Лунинецкого райисполкома, мы познакомились с наставниками, поговорили о буднях и узнали, в чем секреты тренерского успеха.

Атлеты и футболисты

Легкой атлетикой и футболом под руководством 12 тренеров занимаются 350 юных спортсменов в возрасте от 6 до 17 лет. Легкоатлетов большинство — 189 человек, а футболистов чуть меньше — 161. Занятия ведутся на уровне начальной подготовки и учебно-тренировочных групп, самых талантливых и перспективных воспитанников передают в высшее спортивное звено. Легкоатлеты из Лунинца на протяжении многих лет традиционно добиваются успехов на областных, республиканских и международных соревнованиях. И ныне в списочном составе национальной сборной Беларуси по легкой атлетике на 2025 год числятся четверо воспитанников ДЮСШ. Есть представитель школы и в футбольной команде страны.

— Из 12 тренеров пятеро ведут занятия по футболу, причем трое из них — совместители. Соответственно, семеро тренеров работают в отделении по легкой атлетике, — знакомит с особенностями работы школы ее директор Наталья Столярчук. — Занятия проходят не только на спортбазе в Лунинце, еще 2 группы по футболу тренируются в средних школах №№ 1 и 2 Микашевичей.  По 3 группы легкоатлетов сформированы в Лахвенской средней школе и в агрогородке Полесский. В последние годы нам удалось организовать приток молодых тренеров за счет своих же абитуриентов-целевиков, которые возвращаются работать в родную школу. Также в этом году должна выйти из отпуска по уходу за ребенком серебряный призер в беге на 100 м с барьерами на юношеском первенстве Европы в Тбилиси (2016 г.) Виктория Захарчук, вернется из армии молодой тренер по футболу Михаил Ковалевич.

Воспитанник Лунинецкой спортивной школы Александр Ермакович долгое время играл за футбольный клуб БАТЭ, был капитаном этой команды, пятикратным чемпионом страны. Став тренером, 5 раз приводил борисовчан к золоту чемпионата Беларуси. 

В феврале на Республиканской спартакиаде ДЮСШ по легкой атлетике в помещении среди юношей и девушек 2008–2009 годов рождения школа Лунинецкого райисполкома завоевала 3-е место.

Король королевы спорта

Тренер высшей квалификационной категории Валерий Жуковский — личность в спортивной жизни Лунинца легендарная. Его тренерский стаж — 45 лет, причем в течение 15 из них он руководил спортшколой. Из нынешних семерых тренеров-преподавателей школы пятеро — ее воспитанники, в том числе двое мастеров спорта. Заведующая сектором спорта и туризма Лунинецкого райисполкома Оксана Кулакевич, кандидат в мастера спорта по барьерному бегу, также его ученица, как и руководитель спортшколы и ее заместитель. Всего с легкой руки тренера, а также благодаря его меткому мотивирующему слову около 30 (!) учеников так или иначе связали жизнь со спортом. Не стали исключением и его собственные дети.

Сегодня под руководством Валерия Жуковского успехи в барьерном беге и многоборье делает его младшая дочь одиннадцатиклассница Юлия, которая в 13 лет стала чемпионкой республики в беге на 30 и 60 м с барьерами.

Вообще, среди воспитанников Валерия Петровича добрый десяток мастеров спорта, четверо мастеров спорта международного класса и трое участников Олимпийских игр: Ирина Хлюстова, Анастасия Шуляк и Эдуард Михан. А первой из его учеников на мировой пьедестал поднялась в 1986 году Светлана Лукашевич. На I чемпионате мира среди юниоров по легкой атлетике в Афинах она завоевала 2 бронзовые медали: в беге на 400 м с барьерами и в эстафете 4х400 м.

Рассказывая, как начиналось его увлечение спортом, Валерий Жуковский вспоминает:

Легкая атлетика в моей жизни появилась в 6-м классе. Моим тренером был Георгий Степанович Мусевич. Человек железной дисциплины и строгих правил. Насколько мы его боялись, настолько уважали и любили! Благодаря ему я стал в свое время чемпионом СССР по десятиборью. Он воспитывал в нас не только дисциплину, но и преданность спорту.

Трудиться в Лунинецкую ДЮСШ Валерий Петрович пришел в октябре 1979 года:

После окончания школы я устроился работать в депо в Лунинце и приходил каждый вечер заниматься на стадион. Однажды директор спортшколы пригласил меня попробовать себя в роли тренера, хотя профильного образования я не имел. Попробовал — получилось.  И уже в 1980 году я стал студентом факультета физкультуры нынешнего БрГУ имени А. С. Пушкина.

Секреты тренерского успеха

Будучи мастером спорта по десятиборью, Валерий Жуковский прекрасно знает все дисциплины легкой атлетики: бег на 100, 400, 1 500 и 110 м с барьерами, прыжок в длину, толкание ядра, прыжки в высоту и с шестом, метание диска и копья.

И, начиная работать с детьми, он много времени и сил уделяет общей физической подготовке, развитию у них быстроты, ловкости, координации, скоростно-силовых качеств, мышечной силы, прыгучести и т. д. В последние годы тренер работает с ребятами постарше, но всегда советует молодым наставникам включать в тренировочный процесс для детей младшего возраста игры и игровые элементы, ведь череда монотонных, скучных заданий отбивает интерес к спорту у многих новичков.    

— Я всегда учу своих подопечных, в том числе девочек, играть в волейбол, баскетбол, футбол, хоть это никак не связано с тем же многоборьем. И не надо бояться, что ребенок может сломать палец или получить вывих. Подвижные игры, помимо того что важны для общего физического развития, формируют интерес к спорту, — объясняет собеседник. — Детям важно осознание того, что они научились в спорте чему-то новому. Это дополнительный плюс для их самооценки. К тому же во время тренировочного процесса полезно переключаться с одного вида спорта на другой. Смена вида деятельности — это в некоторой степени отдых.

Среди воспитанников ДЮСШ Лунинецкого райисполкома — победители и призеры чемпионатов страны, мира и Европы, участники олимпиад.

На мой вопрос, как ему удалось найти и воспитать столько чемпионов и олимпийцев, тренер отвечает, что талантливых мальчишек и девчонок хватает в любом районе. Он уверен: эффективность повышения спортивного мастерства во многом зависит от рационального построения общей и специальной физической подготовки на всех этапах многолетних тренировок. Важно искать правильный подход к каждому ученику. Вначале важно заложить прочный фундамент общефизической подготовки, дать должную базу и не торопиться, чтобы на усиленных тренировках талантливые ребята быстро не сгорали.

Долгие годы Валерий Петрович применял еще один эффективный методический прием: на равных участвовал со своими воспитанниками в тренировке.

— А вы строгий тренер?

Не думаю. Но без дисциплины никуда. Это основа, которая помогает в спорте быть собранным, сконцентрированным, воспитывает в человеке упорство, внутренний стержень, характер, выносливость.

В чем формула тренерского успеха? Каждый ли может его достичь? 

— Не каждый спортсмен или даже олимпийский чемпион может быть тренером. Мало демонстрировать отличный результат в спорте. Нужно найти подход к ребенку, наладить с ним контакт, уметь доходчиво объяснять, мотивировать на долгий и упорный труд, вдохновлять и настраивать на победу, удерживая в спорте. Многим чаще всего не хватает терпения. Все хотят как можно быстрее видеть результат, а детский тренер — это работа на перспективу. Я и сам это в начале карьерного пути не понимал, допускал ошибки.

— Какому важному умению вы научились за годы работы? 

Умению признаваться ученику в своей неправоте, находить в себе смелость подойти и извиниться. Бывает, эмоции захлестывают: повысил голос, перегнул палку. А потом жалеешь, ведь не каждый ребенок воспринимает критику. Одного она подстегнет, а другой, наоборот, замкнется и потеряет всякую охоту тренироваться.

По стопам наставника

Среди учеников Виталия Петровича, которые теперь работают с ним рука об руку, мастер спорта в спринте 27-летний Павел Дырда. Окончив ГГУ имени Ф. Скорины, он 3 года назад расстался по состоянию здоровья с профессиональным спортом, в котором на дистанции 100 м установил свой личный рекорд в 10,67 секунды. Сегодня он работает с детьми 10–13 лет, старается давать им разнообразную нагрузку, постепенно выявляя сильную сторону каждого юного спортсмена, чтобы понимать, что у него лучше получается, а значит, в какое русло ученика стоит направить. Выделяя талантливых ребят, расписывает для них план индивидуальной работы. Рассказывая о своем тренере, молодой человек отмечает: 

— Валерий Петрович — замечательный тренер советской закалки. Он всем своим ученикам привил дисциплину, без которой не покажешь результата в спорте. Отличный тренер — это еще и хороший психолог, который в нужный момент поможет юному спортсмену собраться, настроиться на победу. На одних соревнованиях, помню, был момент, когда я очень перенервничал и не мог настроиться. Валерий Петрович подошел ко мне и спокойно, но с металлом в голосе сказал что-то вроде «соберись, у тебя все получится, и ты победишь, если не будешь размазней». И это помогло. Я хорошо выступил в финале. Возможно, мне как тренеру сейчас не хватает той самой строгости и жесткости, но я работаю над этим.

—  С тренером советуетесь?  — интересуюсь я. 

— Поскольку у меня в силу собственного опыта больше всего практических навыков в работе со спринтерами, я лишь в теории знаю, какая нагрузка лучше подойдет, например, стайеру или барьеристу. Тут советы опытного тренера-многоборца всегда полезны.    

Еще один молодой тренер, которая всегда рада услышать мнение старшего коллеги и своего наставника Валерия Жуковского, — Надежда Мехтиева, выпускница БГУФК, которая второй год работает в спортшколе.

В детстве Надежда начинала с метания копья, потом пробовала себя в гладком беге, но наибольших результатов достигла в барьерном. По ее словам, этот вид бега требует координации, гибкости, ритмичности и  хорошей техники. А ощущение полета, которое испытываешь, преодолевая барьеры, не дает сильно уставать.   

— Работать я начала, будучи студенткой 4-го курса, одновременно доучиваясь по индивидуальному образовательному плану, — рассказывает молодой специалист-целевик. — Целевое направление брала, чтобы вернуться туда, где мне всегда было очень комфортно. Признаться, после 9-го класса я хотела переходить в училище олимпийского резерва, советовалась с Валерием Петровичем. Он порекомендовал после 11-го поступать в университет, сказал, что это мое и из меня выйдет хороший педагог. Я ему благодарна за многое, это очень близкий для меня человек, к чьему мнению всегда прислушиваюсь. Когда нужно, он может поддержать, приободрить, много доброго сказать, а может и холодный словесный душ устроить, в котором не меньше пользы. Я рада, что осталась в спорте, вернулась в школу. Мне очень нравится работать с детьми. У меня 4 группы воспитанников.  А еще очень нравится, что есть возможность приходить к тренеру после занятий и заниматься, как раньше.

Футбольные уроки

Лунинецкие юные футболисты регулярно занимают первые места на региональных турнирах.

— Для занятий футболом мы набираем детей с 6 лет, — рассказывает тренер с 13-летним стажем Дмитрий Колос. — Много рассказываем малышам про этот вид спорта, а готовим их по программе АБФФ. В группах начальной подготовки упражнения направлены на развитие навыков ведения мяча и передвижения по площадке через игровые формы. Все начинается с простых подвижных игр, чтобы пробудить в малышах интерес. По мере обучения тренировки усложняются. Каждый тренер, наблюдая за своими воспитанниками, выявляет наиболее способных. Но бывает, что, не имея явных задатков футболиста, ребенок добивается успехов благодаря трудолюбию, упорству, желанию играть.

На Брестчине, где активно развивается футбол, юные спортсмены уже с первого года обучения участвуют в состязаниях. Как отмечает Дмитрий Михайлович, в турнирах новички-футболисты получают игровую практику, которая важна для преодоления страхов, развития уверенности в себе. Также игровой опыт способствует адаптации к новым условиям и соперникам, что тоже очень важно.  

Марина КУНЯВСКАЯ
Фото автора