Миллионам телезрителей знаком канал “МИР”, всесторонне и последовательно освещающий важнейшие события политической, социально-экономической и культурной жизни в странах СНГ вот уже без малого 30 лет.
Ровно год назад директором представительства МТРК “Мир” в Беларуси стала Ольга Шпилевская, ранее долго и плодотворно работавшая на телевидении, возглавлявшая корреспондентскую сеть АТН, потом — газеты “Вечерний Минск”, “Минскую правду”, Национальный пресс-центр и Главное идеологическое управление Администрации Президента.
Формируя мнение
— Ольга Александровна, значительную часть эфирного времени на телеканале “Мир” составляют (и, думаю, заметно поднимают его рейтинг) качественные художественные фильмы и сериалы, преимущественно российские. По какому принципу и кем они отбираются?
— Хочу уточнить, что на сегодняшний день у нас два телеканала — “Мир”, входящий в социальный пакет, и “Мир 24”, который показывают все кабельные операторы. В частности, у ZALA его можно найти на 23-й кнопке. И если на “Мире” много познавательных и развлекательных программ, то на “Мире 24” больше программ информационных и аналитических, которые готовит в том числе и наше белорусское представительство. Мы по их производству традиционно занимаем первое или второе место, вслед за, чаще всего, казахстанским или российским филиалом.
Что же касается сетки вещания, она формируется, безусловно, в Москве. В Белокаменной над этим работают профессионалы, продюсеры, опираясь на те медиаизмерения, которые мы получаем в странах, где идет канал “Мир”. В первую очередь, конечно же, учитываются предпочтения зрителей.
— Тем не менее присутствует у вас и оперативная информация.
— Безусловно, оперативная информация готовится к эфиру каждый день, у нас в представительстве работают квалифицированные журналисты, мы выезжаем, снимаем сюжеты. Все важные события — социальные, экономические, политические — представлены нашими корреспондентами в общей сетке, в новостях, которые транслируются не только на нашей территории, но и в тех странах, где идет наш канал. Это те же Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. Часть Прибалтики получает по кабельным каналам сигнал “Мира” и тоже может видеть наши программы.
Аудитория большая, стран много, и благодаря нашим журналистам у граждан других государств формируется мнение о том, что происходит в Республике Беларусь. Для нас, в свою очередь, очень важно, чтобы это была правильная с идеологической и государственной точки зрения подача материала.
Судя по тем медиаизмерениям, которые мы получаем, как правило, наш телеканал в соотношении 50 на 50 смотрят мужчины и женщины в возрасте 35—65 лет.
Узнать о жизни сверстников
— А что вы можете предложить креативной молодежи, тем же старшеклассникам, учащимся колледжей, студентам вузов?
— Если говорить о телеканале “Мир”, у нас транслируется много интеллектуальных игр. “Слабое звено”, “Игра в кино” всегда интересны людям, в том числе молодым, которые стремятся узнавать новое. Я сама, например, очень люблю телеканал “Мир 24”, где есть достаточно познавательных программ, рассказывающих о странах постсоветского пространства. Это и “5 причин остаться дома”, и “Евразия дословно”, и “Сделано в Евразии”, благодаря которым можно ознакомиться с государствами бывшего Советского Союза, где мы все когда-то жили. Поэтому старшеклассникам, думаю, интересно посмотреть, чем живут их сверстники в этих странах, и посетить их, поскольку они для нас открыты.
— Оправдывает ли ваши ожидания программа “Белорусский стандарт”?
— Да, “Белорусский стандарт” мы немножко переформатировали, программа пользуется большой популярностью, и наши ребята делают ее с большим удовольствием. Недавно, например, у нас вышла очень хорошая программа, автором которой была Саша Кулакова, рассказавшая, как мы будем заменять знаменитые хамоны, сыры, недоступные для нас сейчас.
Оказывается, на территории Беларуси их производят в достаточно большом количестве и в широком ассортименте. Честно говоря, посмотрев эту программу, мне захотелось самой поехать к производителям и попробовать их продукцию. Сыроваров у нас, оказывается, хватает, в основном это небольшие государственные, а, скорее, частные предприятия, фермеры, которые производят действительно уникальные вещи.
— Какие еще из нынешних авторских проектов вы считаете наиболее успешными?
— Для меня, например, очень интересен формат программы “5 причин остаться дома”, потому что это рассказ о самых необычных местах на территории нашей страны. Часто мы даже сами для себя открываем Беларусь, когда снимаем эту программу. Безусловно, нравится зрителям и программа “Сделано в Евразии”, позволяющая узнать, что у нас производится, какие есть достижения и в легкой промышленности, и в тяжелой, и в других отраслях. Мы готовим интервью с государственными и политическими деятелями, рассказывающими о том, как развивается страна сегодня и как будет развиваться дальше. Такой формат интересен и для наших соседей.
Не дать переписать историю
— 2022 год в нашей стране объявлен Годом исторической памяти, и это наверняка находит отражение в ваших новостных лентах. Но только ли в них, Ольга Александровна?
— Не только. Мы, например, подготовили ряд межпрограммных роликов. Это короткий формат, позволяющий ярко и интересно рассказать о знаковых исторических датах и местах на территории Беларуси. Снимаем специальные репортажи и фильмы, посвященные Году исторической памяти.
Сегодня, мне думается, все люди на постсоветском пространстве, способные критически и адекватно мыслить, понимают: ломка страны начинается именно с переписывания ее истории, когда историческая память начинает исчезать у подрастающего поколения. Ее как бы специально “стирают” неким подобием ластика — сначала из учебников, потом из памяти… И это самая страшная потеря, ведущая к потере суверенитета и самой страны. Конечно же, к исторической теме особое отношение.
Владимир ПИСАРЕВ.
7 мая — День работников радио, телевидения и связи