Ведущая рубрики — директор столичной гимназии № 1 Наталия БУШНАЯ
Развитие и образование подрастающего поколения происходит сегодня в условиях диффузии и взаимопроникновения различных ценностей, культур и субкультур.
Они оказывают на взрослеющую личность противоречивое влияние, которое затруднительно охарактеризовать конкретно — с позитивной или негативной стороны. Субъективно и объективно в сознании наших воспитанников складываются определенные образцы и модели поведения и деятельности, которые порой невозможно дифференцировать на положительные и отрицательные. Убеждена: педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса должно быть направлено на формирование способности у учеников справляться с проблемами, решение которых лежит в поле их личностной ответственности.
Социальная ответственность, как известно, представляет собой этический принцип, который опирается на общественный долг и предполагает, что в процессе принятия решений человек должен учитывать не только индивидуальные интересы, но и ценности и цели социальных групп и общества в целом. Этот важный принцип закреплен в новой редакции Конституции Республики Беларусь. Поэтому семье и школе нужно объединить свои усилия для того, чтобы сформировать у подрастающего поколения ответственное отношению к учебному труду как социально значимому виду деятельности.
Становление социальной ответственности и самостоятельности личности происходит под воздействием ценностей и смыслов. Взрослеющее молодое поколение — старшеклассники, подростки и, как мы наблюдаем сегодня, младшие школьники — к важным ценностям относит свободу. Поэтому важно сформировать у молодежи осознание того, что свобода как возможность действовать на достижение поставленной цели влечет за собой ответственность.
Социально ответственное поведение и дисциплина в учреждении образования — два взаимосвязанных и взаимообусловленных понятия. Системная и непрерывная воспитательная работа должна быть направлена на осознание всеми, что дисциплина — это система общих ценностей, социальных норм как показателей границ должного и возможного. Именно дисциплина призвана обеспечить устойчивое функционирование школы, дать уверенность в своей деятельности всем субъектам образовательных отношений — учащимся, родителям, педагогам.
Правила внутреннего распорядка для учащихся действуют в каждой школе. Однако образовательная практика нередко сталкивается с их нарушениями. Происходит это не только от того, что учащиеся не знают об их существовании, но и потому, что отношение к правилам не всегда серьезное. Это отношение можно изменить, если включить учащихся в процесс разработки конкретных положений правил. Можно, например, поставить перед учащимися класса задачу создать “Свод правил поведения в школе”, подкрепив его видеопримерами, и предложить способы работы с ним для учащихся разного возраста. Можно организовать акцию по созданию видеороликов на тему “Антипримеры социального поведения и их последствия”. По завершении подобной акции в нашей гимназии мы, к примеру, организовали фестиваль видеороликов.
Аксиомой звучит то, что воспитание социальной ответственности у наших детей происходит посредством включения их в социально и общественно значимую деятельность — прежде всего в самой школе. Поэтому и призвана школа стать территорией возможностей для включения подрастающего поколения в социальную и творческую активность.