Новые сорта кофе интересуют Викторию Новикову не столько с точки зрения вкуса, сколько с точки зрения цвета гущи. Ведь именно она — главный компонент на полотнах художницы. Корреспондент «Настаўніцкай газеты» поговорила с педагогом из Хойников о том, как создаются картины из кофе.
Едва успев сделать глоток из чашки с горячим напитком, В. Новикова заглядывает внутрь турки. Прежде чем убежать на занятия по живописи к своим маленьким художникам в Центр творчества детей и молодежи, она обязательно оставит гущу сушиться на салфетке, а потом сложит в стеклянную коробочку — и новый оттенок для картины готов.
— Кофе как материал для творчества я приметила года три тому назад случайно, когда смешивала его с другими ингредиентами для пилинга рук, — вспоминает собеседница. — Любому сыпучему материалу в творчестве можно найти применение. Я и подумала: а чем молотое кофейное зерно не материал для графических работ? Оно темное, дает интересные линии, пятна, образы. И прекрасно справляется с ролью карандаша в графических работах. Причем каждый раз кофе имеет новый оттенок. И зависит это и от сорта, и от фракции. Крупный помол, для турки, дает темно-коричневый оттенок, такой кофе ложится на картину густо, как бархат. Для кофемашины нужна более мелкая фракция зерна — она дает терракотовый оттенок.
Всё это и нужно во время создания картины. Плюс художница экспериментирует с оттеняющими компонентами. В частности, молочные оттенки она ищет… на пилораме.
— Получилось интересное сочетание — махровая фактура опилок и бархат кофе. Здесь главное, чтобы опилки были мелкие, как и молотое зерно. Смешиваясь, они меняют оттенок, как краски на палитре. И чем смелее ты смешиваешь компоненты, тем более широкая цветовая гамма получается, — приоткрывает секреты колористики художница.
По ее словам, картину лучше создавать на плотной поверхности на основе древесины или на широкой доске, предварительно ее загрунтовав. Эскиз можно рисовать карандашом, но В. Новикова рисует его сразу клеем и тут фиксирует кофе. А внутри создает уже теневой рисунок, нанося по очереди детали будущего сюжета, щедро засыпая их кофе, минимум сутки просушивая каждую из них и ссыпая остатки. Так создаются плавные переходы от темного до светлого. Только не красками и кистью, а кофе и руками.
Именно этим умением в деталях просят ее поделиться коллеги. Прошла уже целая серия мастер-классов «Кофейная графика», а в марте будет ее продолжение. Недавно картины художницы приехали из Минска, где выставлялись в рамках проекта Белорусского союза женщин «Ее рук дело». А на прошлой неделе работы В. Новиковой можно было увидеть и в Хойникском районном краеведческом музее.
Светлана НИКИФОРОВА