Академизм хореографии, изобретательный танцевальный рисунок, акробатические находки, темповое разнообразие — именно таков узнаваемый стиль образцового ансамбля эстрадного танца «Престиж» Брестского областного центра молодежного творчества.
За 25 лет, а именно столько исполнилось коллективу, пройден достойный путь: с художественными открытиями, сотнями концертов, любовью поклонников, с признанием на фестивалях и конкурсах республиканского и международного уровня, с овациями зрителей из разных стран. Как работает «лаборатория» детского сценического искусства? Об этом и многом другом рассказывает бессменный руководитель коллектива Анна Левчук.
— Брендом «Престижа» является эстрадный танец. Почему именно ему отдано предпочтение?
— Когда я начинала ставить первые эстрадные танцы, этого направления не существовало. И окончив Пинское училище искусств, стала специалистом по народному танцу, решила пойти непроторенным путем. В народном танцевальном искусстве свои каноны, которые необходимо соблюдать, свой характер, шаги, ведь надо, чтобы «Лявониха» или «Кадриль» были на сцене узнаваемы сразу. В эстрадном танце меньше жанровых и иных рамок, больше возможностей уйти от клише, больший горизонт поиска, а я человек ищущий.
— Склонность ребенка к танцу обнаруживаете сразу или талант раскрывается постепенно?
— Чаще всего на первом просмотре выделяю будущую звездочку: по пропорциям тела, по мягким мышцам, выраженному чувству ритма, то есть по наличию главных исходных данных. Всё остальное берем в свои руки и постепенно шлифуем у станка и на сцене.
— Рука об руку и изо дня в день с вами тренерская команда. Что вас сближает с коллегами, в чем проявляется единомыслие?
— Мы все в хорошем смысле слова больны танцем, мы говорим на одном профессиональном языке. Я ставлю задачу и мало что детализирую, ибо знаю: это будет сделано как надо для того, чтобы зритель восхитился. Командой движет любовь к хореографии. Каждый что-то предлагает, ищет изюминку, идет активный обмен наработками.
— Сколько выпускников ансамбля избрали танец делом жизни, своей профессией?
— В последние годы 9 выпускниц ансамбля окончили высшие учебные заведения, избрав для себя сферу культуры и искусства. Одна из них, моя ученица, возвращается в наш коллектив уже в качестве педагога. Но и остальные воспитанники, глубоко уверена, не попрощаются с танцем, это особое состояние души.
Сегодня воспитанием юных танцоров занимается настоящий тренерский штаб: хореографы Марина Горбикова, Анна Примшиц, Ольга Смагитель, преподаватели теории Ольга Сечная и Галина Макаревич. Не отказывает в консультативной помощи и Игорь Горбиков, директор и художественный руководитель профессионального театра танца «Фантазия».
— Чего еще хочется достигнуть вместе с родным коллективом?
— Мне всегда мало того, что есть, надо видеть новые вершины. Постановки необходимо постоянно менять: то, что танцуется сегодня, новому поколению танцоров и зрителей может быть неинтересно. Поэтому мы сами постоянно должны развиваться. Ансамбль движется к получению звания заслуженного любительского коллектива страны. Безусловно, очень хочется носить это звание: мы заслужили его многолетней преданностью танцу и зрителю.
***
Правильная осанка и поступь, культура жестов и мимики и даже умение мыслить — всему этому учат в «Престиже». Каким образом? Поясняет хореограф и постановщик танцев с многолетним опытом Марина Горбикова.
— Что в ребенке тяжелее формировать и развивать: гибкость, чувство ритма и линии или, может быть, умение ощущать себя в пространстве сцены?
— Сегодня самое сложное — преобразить или улучшить, насколько возможно, физическую природу ребенка. В условиях гиподинамии, отсутствия реальных физических нагрузок, нарастающей обездвиженности, когда на первое место выходит движение рук на клавиатуре гаджетов, наши дети стали физически слабыми. Это своего рода скачок, но назад, ведь даже высокий подскок на месте приходится тренировать, что уже говорить о выворотности стопы, о тугих мышцах. После набора в группу моя работа часто — на коленях, чтобы постоянно корректировать выворотность детских стоп. А ведь без этого нет продвижения в танце даже к простейшему.
— В сценическом танце многое решает труд, старание, самодисциплина или способности?
— На первое место ставлю труд, преодоление, иногда и через силу, но особенно — неутомимое желание танцевать.
— В вашей копилке такие замечательные эстрадные танцы, как «Танго», «Экспрессия», «Стремление», достойные награды на фестивалях и конкурсах. Какие еще планы вынашиваете?
— Хочется снова и снова удивлять постановками, ведь в них — воплощение моих мыслей о том, каким должен быть эстрадный танец, что нового я могу в него внести, как сохранить его энергетику и эстетику, как влюблять в него с детских и юношеских лет. В этих постановках — моя профессиональная состоятельность, моя нужность людям, которых увлекает на сцене красота движения.
Удачная история «Престижа» — очередное подтверждение тому, как много у нас делается для самовыражения личности с детства. Как раз об этом вдохновенный, озорной, полетный танец на пуантах «Вариации Эсмеральды» в исполнении десятилетней Елены Ровковой, которой специалисты пророчат блестящее будущее в танцевальном искусстве. Будем думать, что это еще и символ судьбы «Престижа», который уверенно движется к статусу заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь.
— В Бресте хорошо всем известна династия Горбиковых, посвятившая себя танцу: вы, ваш супруг, возглавляющий театр танца, обе дочери. Многим ли в жизни ради танца жертвуете?
— Иногда представляю: вот встала бы на ролики и побежала… Ах, как хочется одолеть на лыжах горный склон, но… мне надо беречь ноги. И сладости манят, но… диета, надо держать форму, ведь я еще на сцене, я «играющий тренер», поскольку танцую и в театре «Фантазия». Бесконечно меняющийся танец компенсирует очень многое из того, что мне в жизни не досталось, как другим. Но ведь эти другие лишены танца, которым я так дорожу. У детей наших жизнь от рождения — за кулисами, в танцевальном зале, на сцене: они, правда, не ропщут.
Станислав РАЧЕВСКИЙ,
доцент кафедры профессионального развития
работников образования Брестского областного
института развития образования